Дополнительная программа «Краеведение в детском саду» (средний дошкольный возраст 4-5лет)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4
Дополнительная программа
«Краеведение в детском саду»
(средний дошкольный возраст 4-5лет)
Оглавление.
- I. Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
- Цель и задачи.
- Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
- Педагогические принципы программы.
- II. Структура программы.
- Разделы программы.
- Тематическое планирование.
III. Взаимодействие с родителями.
- IV. Материально – техническое сопровождение программы.
- V. Ожидаемые результаты реализации дополнительной программы.
- VI. Список литературы.
Пояснительная записка
Дополнительная программа «Краеведение в детском саду» построена на местном материале с целью приобщения ребёнка среднего возраста к национальному и культурному наследию, традициям, произведениям Любимских поэтов, писателей, художников.
Программа предусматривает развитие у ребёнка волевых усилий, умение следовать социальным нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
В соответствии с требованиями ФГОС и основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ №4 в дополнительной программе уделяется особое внимание воспитанию у дошкольников таких качеств: патриотизм, гордость за свой родной край, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям, единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Главным критерием отбора программного материала является его воспитательная ценность, высокий уровень произведений культуры классической и народной.
В программе определены цель, задачи, педагогические принципы, структура по трём разделам.
Актуальность программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
- формировать представления об истории и достопримечательностях родного края
- развивать художественный вкус и любовь к прекрасному через знакомство с талантливыми людьми края
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился
Возрастные особенности
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как педагоги ДОУ учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.
Семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Структура программы
Программа составлена по трём разделам.
1 раздел - «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)
2 раздел - «Город, в котором я живу»
3 раздел - «Наши люди - наше богатство»
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Задачи:
- Дать первоначальные представления о родственных отношениях (родители, дети, другие родственники).
- Знакомить с традициями детского сада.
- Развивать чувство общности с другими детьми и взрослыми .
2 раздел «Город, в котором я живу»
Цель: дать элементарные представления об истории родного города и его достопримечательностях.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях города.
3 раздел «Наши люди – наше богатство»
Цель: познакомить с выдающимися людьми Любимской земли.
Задачи:
- Формировать уважительное отношение к землякам.
- Воспитывать эстетические и нравственные чувства через художественные произведения и живопись.
2.Тематическое планирование
Месяц, тема |
Содержание |
Сентябрь «Детский сад» |
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Целевая прогулка по участкам ДОУ |
Октябрь «Моя семья» |
Беседа «Моя семья» (по фотографиям) Рисование «Моя семья» Знакомство с трудом родителей (профессии) Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» |
Ноябрь «Животные нашего края» |
Экскурсия в Любимский краеведческий музей Беседа «Как готовятся животные к зиме» Лепка «Животные нашего края»
|
Декабрь «Птицы в городе»
|
ОД «Как живется птицам зимой» Аппликация «Птицы на кормушке»
|
Январь «Мой город» |
Беседа «Мой родной город» (по фотографиям) Экскурсия по улицам города (Карла Маркса, Воронина, Ленина, Октябрьская) Конструирование «Мы построим новый дом»
|
Февраль «Защитники Отечества» |
ОД «Богатыри земли русской» Беседа о папах «Как стать сильным?»
|
Март «Женский день»
|
Выставка рисунков «Самая красивая на свете» Экскурсия в картинную галерею |
Апрель «Выдающиеся люди Любимского края» |
Экскурсия в детскую библиотеку «Знакомство с писателями и поэтами Любимского края» Чтение произведений С. Воронина
|
Май «Праздничный город» |
Целевая прогулка по украшенным к празднику улицам. Беседа о Дне Победы Рисование «Праздничный салют» Рассматривание фотоальбома «Город Любим» |
III. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Главное, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение – это обогащение детей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эта заповедь А.С. Макаренко используется при работе воспитателя и с детьми и с их родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей организуется в разнообразных формах: встречи в клубе «Семья», экскурсии, целевые прогулки, консультации, родительские собрания, проекты, беседы (о традициях, русской культуре, народных промыслах, достижениях страны и отдельных людей – родственников), развлечения: игры, КВНы, викторины, встречи с интересными людьми («Мои знаменитые предки», «Спасибо деду за Победу», «Наши земляки – наша гордость»);
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
IV. Материально-техническое сопровождение
- дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;
- художественная литература;
- карты, атлас Ярославской области;
- символика Ярославской области и г. Любима, глобус и т.д.
V.Ожидаемые результаты реализации программы
Дети:
- рассказывают о своей семье, родственниках, семейных традициях;
- рассказывают об истории возникновения города, его достопримечательностях и символике;
- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, сотрудничают;
- проявляют интерес к стихам, сказкам, картинам местных поэтов и художников.
Родители:
- активно участвуют в различных мероприятиях;
- оказывают поддержку в работе по краеведению.
VI. Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дополнительная программа на местном материале для детей старшего дошкольного возраста «Любимоведение»
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.; // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года»
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ детского сада общеразвивающего вида №4
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Региональная программа «Я и моя Родина» (автор Л.В.Кокуева)
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
- Указ Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
- Устав МДОУ детский сад общеобразовательного вида №4 г. Любима
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155)
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 23.07.2013г. №203-ФЗ
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ
- http://nsportal.ru/
- http://dohcolonoc.ru/
- http://yandex.ru/clck/