Проект в группе компенсирующей направленности. Тема "Осенняя пора"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 города Кузнецка
Проект
в группе компенсирующей направленности
для детей от 5 до 7 лет
Тема «Осенняя пора"
Подготовила
Учитель-логопед
Шмарева Нина Михайловна
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность: 3 месяца.
Сроки проведения: 01.09.2015г. по 26.11.2015 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 5 — 7 лет.
Цель проекта:
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!».
- Расширять представления детей об осени, как времени года.
Задачи:
- Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
- Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
- Систематизировать знания детей по теме «Осень».
- Формировать лексико-грамматические категории.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
- Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Актуальность проекта:
В образовательном процессе группы компенсирующей направленности для детей от5 до 7 лет не предусматривается глубокое знание объектов осени. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Образовательные области:
- социально-коммуникативная развитие
- Познавательное развитие
- речевое развитие
- Художественно -эстетическое развитие
Обеспечение:
- Подбор иллюстраций и картин.
- Детская литература.
- Настольно-печатные игры.
- Папки-передвижки для родителей
Продукт проекта:
- Выставка рисунков «Осень».
- Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
- Музыкальное развлечение «здравствуй Осень».
- Развлечение "Своя игра".
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
— Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
— Подбор материалов для реализации проекта.
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
— Изготовление наглядных пособий.
— Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья», "животные".
— Самостоятельное рассказа детьми об осени опираясь мнемотаблицы.
3 этап. Заключительный.
— Выставка рисунков «Осень».
— Музыкальное развлечение «Золотая Осень»
— Развлечение "Своя игра".
— Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта:
Образовательные области |
Виды деятельности |
социально-коммуникативная развитие |
· Сюжетно-ролевые игры: — «Овощной магазин» Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения. · Подвижные игры: Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью. — «Листопад», — «Огородник», — «Пугало». · Дидактические игры: Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. — «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов) — «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? » — «Собираем урожай» — «С чьей ветки детки?» — «С какого дерева листок» — «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты). · Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, листочков для поделок). |
· речевое развитие
|
· Чтение пословиц, поговорок и загадок об осени. · Рассматривание сюжетных рисунков «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы». · Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад». · Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах. |
· Коррекционная логопедическая работа:
|
Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах с использованием мнемотаблиц 1. Заучивание стихотворения «Осеннее утро» (Е. Трутнева) 2. Заучивание стихотворения «Осень» И.Токмакова 3. Заучивание стихотворения "Подарки осени" И. Бунин 4.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…» 5. Загадки и пословицы об осени. 6. Составление мнемотаблиц по рассказу и Пересказ по ним адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова « Улетают журавли» 7. Составление описательного рассказа «Птицы» с опорой на картинный план. 8 Сопоставление ранней и поздней осени с опорой на картинный план. |
· |
1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка). Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции. 2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения). Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания. 3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка). Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки. 4. Развитие лексики. (Речевые игры). Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами. 5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры). Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов. 6. Развитие связной речи. Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов. 7. Логоритмические упражнения. Физминутки. Цель: Развивать координацию движений с речью. 8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости. Речевые игры — «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас) Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление. — «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке) Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память. — «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя) Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление. — «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок) Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь. — «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»; Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы. — «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток) Цель: Учить согласовывать существительные с числительными. — «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый) Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных. — «Узнай дерево по листу, плоду» Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание — «Съедобный — несъедобный»; — «Соберём грибы в корзину» Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление. — «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку) Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление. — « Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду) — «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый) Цель: Образовывать прилагательные от существительных. — «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины) Цель: Образовывать существительные от прилагательных. |
· Познавательное развитие · |
· Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе: — Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т.д.) Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе. — Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени) Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь. — Наблюдения за овощами и фруктами Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь. — Наблюдения за перелетными птицами. Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах. |
· Художественно -эстетическое развитие
|
Лепка 1. «Корзина с грибами» 2. «Фрукты» 3. «Овощи для игры в «Магазин» Рисование 1. «Ветка рябины» 2. «Царство грибов» 3. «Узор из ягод» 4. «Перелётные птицы» 5. «Поздняя осень» Аппликация 1. «Ветка рябины» 2. «Ветка с осенними листьями» Разучиваие песен: — «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина; — «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой; — «Журавушка» муз.Г Вихаревой, сл. А Вольского |
Совместная работа детей с родителями:
|
· Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала; · Создание сборника рассказов детей об осени «Время года – осень» · Музыкальное развлечение «Золотая осень».
|
Ожидаемые результаты.
Для детей:
|
Для педагогов:
|
Для родителей:
|
Знают и называют: — большое количество овощей, фруктов и осенних даров; — осенние месяцы, приметы и явления; — пословицы, поговорки об осени. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны; В свободной деятельности широко применяют пение песен. Расширились представления об осени, как времени года. Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
|
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
|
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
|
Литература.
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
- Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
- Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.