свойства бумаги
Документы для скачивания
НОД для детей младшего дошкольного возраста( 3- 4 лет) «Свойства бумаги» Образовательные области: Познавательное развитие, Художественно- эстетическое развитие. Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, изобразительная. Цель: расширение представлений детей о бумаге. Задачи: Обучающие: формировать умение распознавать качества бумаги( цвет, гладкость, шершавость) и свойства( мнётся, рвётся, намокает) ; активизировать употреблять в речи слова: гладкая, шершавая, лёгкая, намокает. Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать мышление Воспитательная: воспитывать интерес к совместной деятельности. Оборудование. 2 стола, стулья; доска магнитная, магниты. Демонстрационный материал. Кукла; ёмкость с водой; основа для продуктивной деятельности( ваза со стебельками) . Раздаточный материал. Бумажные ленточки из цветной и бархатной бумаги( по количеству детей) ; ленточка из ткани; клей; салфетки( на каждого ребёнка) ; ленточка из ткани; клей на каждого ребёнка, салфетки. Предварительная работа. Разучивание физкультминутки «Я платочек постираю» Методические приёмы. Сюрпризный момент, дидактическая игра «Покажи правильно», обследование бумаги, опыты, подведение итогов, ответы на вопросы. Ход НОД Организационный момент. Дети входят, встают стайкой. 2. Сюрпризный момент. Здравствуйте, дети. К нам пришла кукла Маша. Давайте познакомимся. Я кукла Маша, а тебя как звать? 3. Основная часть. Посмотрите какая кукла нарядная, красивая. Маша пойдёт на день рождение. Ей хочется нарядную ленточку. Маша думает, из чего же ей эту ленточку сделать? Ответы детей Воспитатель вытаскивает бумажную ленточку. Маше очень понравилась красная ленточка. Маша говорит: Сделайте мне, пожалуйста, бантик из бумаги. Как вы думаете, получится у нас бантик из бумаги? Ответы детей. Почему? Интересно! Давайте, посмотрим. Присядьте. 4. Опыт 1. Раздать детям бумажные ленточки по две штуки на каждого ребёнка. Потрогайте ленточки. . Какая бумага на ощупь? ( гладкая, шершавая, мягкая) . Бумага разная на ощупь: гладкая, шершавая, мягкая. Эти свойства бумаги я обозначу символами. Какая бумага по цвету? ( Разноцветная) Сейчас мы поиграем. Нужно поднять ленточку того цвета, который я назову. 5. Д/ игра «Покажи правильно» поднимите бумагу красного цвета, жёлтого, синего, зелёного. н азовите этот цвет по- немецки. Ленточка замаралась. Что делать? ( Постирать) Как вы думаете, а что будет, если ленточку опустить в воду? ( Намокнет) . Пойдёмте, посмотрим. 6. Опыт 3. Работа у стола. Оборудование: емкость с водой, ленточки. Опустите ленточки в водичку. Что происходит? Бумага намокла. Попробуйте взять ленточки в руки. Что произошло? Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды. Дети, давайте покажем кукле Маше, как мы справляемся со стиркой платочков. 7. Физкультминутка Я платочек постираю, В кулачках его потру, А потом прополоскаю, Крепко- крепко отожму. Я встряхну платочек ловко, Чтобы высох быстро – Прищеплю его к веревке. Как вы думаете, бумага может летать? Полосочку держите. Подуйте. Какая бумага: лёгкая или тяжёлая? А ещё бумагу можно мять. Сожмите её, сделайте шарик. На что похоже? ( На цветок) Мы из этих шариков сделаем подарок, с которым Маша пойдёт на день рождение? Дети садятся. 8. Продуктивная деятельность. Коллективная работа. У нас есть ваза и стебелёчки. Сделаем цветочки? Намазываем клеем, крепко прижимаем. Красивые цветочки у нас получились! Подарок сделали, а бантик не завязали. Получится завязать бантик из бумаги? Завязываем бантик. Что случилось? Порвалась бумага. Бумага рвётся. Не получается завязать бантик из бумажной ленточки. Машеньке так хотелось прийти красивой на день рождение. Воспитатель показывает детям ленточку из ткани. Попробуйте на прочность, что это? Потяните. Рвётся она? Прочная ленточка, потому что сделана из ткани. Из такой ткани нам шьют одежду. Давайте, мы Маше теперь завяжем бантик, который не рвётся. Маше бантик нравится. Какая Маша красивая пойдёт на день рождения, с цветами. Какие мы молодцы! 7. Итог. Давайте, вспомним что мы узнали про бумагу? ( Дети подходят к доске и по условным обозначениям проговаривают, что узнали про бумагу. ) Воспитатель 3) Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать? Дети: – Да! Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок? Дети рассказывают все вместе: Тишина у пруда, не колышется вода, Не шумят камыши, засыпают малыши. Молодцы, детки хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо- т ихо и берем сначала шарф из бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? Ответы детей: - О на разговаривает, шуршит. Воспитатель: правильно она шуршит. Давайте повторим- бумага шуршит. Положите шарф из бумаги и возьмите шарф из ткани и давайте, послушаем разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять шарфик из ткани. Что мы слышим? Ответы детей: - Н ичего. Воспитатель: - П равильно шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем объяснить Незнайке? Незнайка запомни, что когда мнешь шарф из бумаги он шуршит, а из ткани, когда мнешь он молчит, не издает звука. Воспитатель: 4) Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками шарф из бумаги. Что у вас получается? Ответы детей: Не получается разгладить. Воспитатель: Да, вы правы, шарф из бумаги у нас настолько мятый, что он не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли шарф из ткани, если будем делать тоже самое – разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? Ответы детей: она выпрямляется. Воспитатель: правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании. НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Посуда» Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах. Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики. Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца. Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды. Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского « Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов- описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники». Воспитатель: Коммуникативное упражнение «Здравствуйте! » Я с утра пришла сюда, Здравствуйте, мои друзья, Здравствуй, солнце и земля, Здравствуйте! Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? Дети: да! Воспитатель: у кого вы бывали в гостях? Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т. д. Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях? Дети: нет. Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить, и уважать! Дети: это бабушка Федора! Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку? Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова. Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс! ( воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры) Федора: Здравствуйте, гости дорогие! Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне? Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте. Загадывание загадок. Среди ложек я полковник. И зовут меня…( Половник! ) Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в …( Тарелке) А на чай и простоквашу Подставляй, дружочек, …( Чашку) На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый…( Чайник) По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот. ( Ложка) Будет вкусная еда С золотою коркою, Если пользуешься ты… Верно, сковородкою! Картинки с посудой выставляются на наборное полотно. Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? ( Посуда) . Федора: А для чего нужна посуда? ( Ответы детей) . Идет рассказ Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной. ( Выставляются картинки с наборами посуды) . –Ещё посуда бывает сделана из разных материалов. Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая. Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –м еталлическая. – Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы: Это тарелка из глины( коричневая и шершавая) – она глиняная; Ложка сделана из дерева – деревянная; Стакан из стекла( тонкий и хрупкий материал) –с теклянный; Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая. – Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т. д. Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена. Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее…( пить чай) . Физкультминутка «Моем посуду» Кран с водою мы открыли( 4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран) И посуду перемыли( положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как- будто мыть тарелку) Терли, терли, мыли, мыли( те же движения, но левой рукой по правой) Все кругом в воде и мыле. ( Развести руки в стороны) . Моем ее в тазу- тряпочками. Федора благодарит детей, а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику. «Мамины помощники». Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга. Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой. Чайник, чашку, ковшик, ложку З агибают пальчики, начиная с большого И большую поварешку. Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой. Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого. Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть- чуть сломали, Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга. Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. н а третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь! ( дети выполняют задание) Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду? Федора: молодцы, все знаете. Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: « ПФ- пф- пф ». Давайте вместе покажем, как кипел чайник. ( Дыхательное упражнение «Самовар кипит») Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны? Ребята, а если я решу приготовить обед: сварить суп и пожарить котлеты, какая посуда мне понадобиться? ( ответ детей: сковорода, кастрюля) . Верно, ребята! Где готовят еду? ( на кухне) . Правильно. Как называется посуда, которая нужна для приготовления еды? Назовите одним словом? ( кухонная) . Показываю слайд картинку с кухонной посудой 1. Находим кухонную посуду на слайде закрываем камешком нужное Обед мы приготовили! Какую посуду мы возьмём для обеда? ( ложка, тарелка, бокал, вилка) . Как вы думаете, как называется посуда для обеда за столом? ( ответ детей: столовая) Показываю слайд( 2 шт) 1. Находим столовую посуду на слайде закрываем камешком нужное Ребята, назовите, какая посуда осталась на этом столе? ( дети перечисляют: чашка, блюдце, ложка чайная) Верно! Как называется посуда для того, чтобы пить чай? Назовите одним словом! ( чайная) Показываю слайд 1. Находим чайную посуду на слайде закрываем камешком нужное Выучите с детьми забавную физминутку. Вот большой стеклянный чайник, Ребенок надувает живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника. Очень важный, как начальник. Изобразить «важного» начальника. Вот фарфоровые чашки, Присесть, одна рука на поясе. Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Кружится, рисуя руками круг. Только стукни- разобьются. Вот серебряные ложки, Потянуться, руки вверх, сомкнуть над головой. Словно дружные матрешки. Вот пластмассовый поднос- Встать прямо. Сделать руками круг. Он посуду нам принес. Как же было смешно за ними наблюдать! ! ! ! ! ! ! ! ! Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»- Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета Дидактическая игра «Чего не хватает? »- Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего- то не будет хватать. Чего не хватает? Игра с мячом — Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом: чашка- чашечка, ложка- ложечка и т. д. Федора предлагает конверты с «разбитой посудой». Игра «Разбитые чашки» Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах — такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно. Лепка барельефная «Укрась чашки» Чашки новая для Мити. Чтобы чаю мог попить он, Молока и лимонаду. Нам украсить чашки надо. Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем. Итог занятия – Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют? Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда. Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда. Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная. У мамы на кухне много посуды: Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо, Кастрюли по росту на полках стоят, Ковши и лопатки по стенкам висят. Столовый сервиз приготовлен к обеду, А чайный красиво на полке стоит. И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой Душистый и вкусный к обеду лежит. Насыпана соль в расписную солонку, Положено масло аккуратно в масленку, В салатник нарезаны овощи все, И супница пышет уже на столе. В посуде еду и хранят и готовят, Хозяйки посуду и сушат и моют. И, как от Федоры, она не сбежит, Если чистой на полке стоит. Самоанализ педагога Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах. Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики. Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца. Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды. Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского « Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов- описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники». 1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей: образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением. образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе; образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох; образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью. В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. 2. Организация непосредственно образовательной деятельности( НОД) Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек. Все санитарно- гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам. Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры. Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете. Смена видов деятельности( игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика. 3. Структура непосредственно образовательной деятельности( НОД) . По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес. Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации. Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности. Третья часть – итог. 4. Методы и приёмы обучения. Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами. В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование. Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи. На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций. В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её. Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка. Для расширения и закрепления знаний детей о посуде использовались такие приемы, как беседа о посуде, дидактические игры: «Назови ласково», «Для чего нужна посуда? », «Разбитые чашки», координация речи и движения: физминутка «Мамины помощники», упражнение для длительного речевого выдоха «Самовар». Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера( «почему? », «как вы думаете? ») . В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях. 5. Результативность. В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.