a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы на тему:" Интеллектуальная готовность ребенка к школе" на городском методическом объединении для педагогов старшего дошкольного возраста

Автор: Борминцева Татьяна Владимировна Опубликовано: 2017-08-23 17:13:13

Документы для скачивания

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

На уровень готовности ребенка к школе следует обратить, особое внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить ребёнка к новой жизни и новым нагрузкам.

Что включает в себя понятие «интеллектуальная  готовность  ребёнка  к  школе»? – это прежде всего  совокупность знаний, умений и освоенных действий. В понятие «интеллект» входит такой признак: как его, почти не изменяющееся на протяжении всей жизни человека, постоянство. Самый сенситивный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3-х до 8 лет.

Большой вклад в изучение интеллектуального развития внесли выдающиеся психологи Жан Пиаже, В.В. Зеньковский, B.C. Мухина, А.Л. Венгер, В.Г. Маралов, Л.С. Выготский,  Л.И. Божович.

Они считают, что ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умение слушать и выполнять правила, указания взрослого; умеет планировать свои действия, но акцент делают не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов.

Обобщая данную тему, можно   выделить составляющие интеллектуальной готовности ребёнка к школе:

  1. Внимание.
  2. Любознательность.
  3. Хорошая память.
  4. Широкий кругозор.
  5. Образное и логическое и мышление.
  6. Развитое воображение.
  7. Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  8. Речевые навыки, достаточные для обучения.

Итак, первый компонент интеллектуальный готовности ребенка к школе- внимание.

Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы ребёнок стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели  и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства, т.е. развивать наблюдательность, умение последовательно выполнять определенные указания взрослого, осуществлять разные умственные действия в заданной последовательности.

Какие же игры, можно проводить с детьми на развитие внимания?

Хочу обратить ваше внимание на такие игры, как ……

Игра «Пуговички» (используется не только для развития и профилактики нарушения внимания, но и для тренировки мышления, памяти и пространственного восприятия у детей). Для игры потребуются два листа бумаги в клеточку и два одинаковых набора с различными пуговичками. Ребенок, начинающий игру, выставляет на своем игровом поле (листе бумаги) три пуговички. Второй игрок должен запомнить, какие использованы пуговички и как они расположены. Спустя несколько секунд первый участник закрывает свое игровое поле листом чистой бумаги, а второму необходимо выставить свои пуговички так, чтобы полностью повторить игровое поле своего оппонента. Со временем игру можно усложнить, увеличивая количество выставленных пуговичек.

Игра «Найти букву» (упражнение на развитие устойчивости состояния сосредоточенности для дошкольников, знакомых с алфавитом). Малышу следует предложить небольшой текст из книги или журнала. Ребенок должен просмотреть все строки и везде зачеркнуть какую-либо букву (к примеру, букву «Р»). Взрослый оценивает выполненное задание, фиксируя время и подсчитывая ошибки. Усложнив упражнение новыми правилами, можно поработать над навыками переключения и распределения внимания. К примеру, все буквы «Р» необходимо зачеркивать, а все буквы «Т» - подчеркивать.

 Игра «Будь внимателен к словам» (развитие  устойчивости внимания)

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

Игра «Слово заблудилось» (развитие произвольного внимания, слухового восприятия).

Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.

На дворе большой  мороз, отморозить можно хвост.

Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.

Игра «Художник» (развитие наблюдательности, объема запоминания).

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

 Игра «Найди игрушку» ( развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию).

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы.  Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра-упражнение «Сравни предметы» (развитие концентрации внимания).

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

 Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить» ( развитие произвольного внимания и самоконтроля).

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

Некоторые из них вы можете увидеть на слайде

Смотреть презентацию: игры на внимание.

 

Второй компонент – это любознательность, который проявляется в результате внутренней умственной активности, когда ребёнок старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Мои воспитанники уже многое замечают самостоятельно, имеют запас знаний, и это помогает им познавать окружающий мир. Создание разнообразное содержательной деятельности в группе является одним из условием развития любознательности у дошкольников.

Хорошая память- это следующий компонент интеллектуальной готовности ребенка к школе.

 Хотелось бы напомнить, что с помощью памяти ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе, происходит непроизвольное запоминание. Правда, не любая информация легко запоминается, надолго запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что ребёнку интересно.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Хочу обратить ваше внимание на такие игры, как……. 

Игры для развития памяти 

Игра в слова

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

«Магазин»

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

«Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

«Чего не хватает?»

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

«Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

«Мультфильм»

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

«Вспоминай и показывай»

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

«Делай как я»

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

«Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Игра «Запоминалки». Надо запомнить 10 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:

  1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;
  2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.

 А). Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук)

 Вопросы: «Какой группы не стало?»

 Б). Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»

 В) Картинки переворачиваются.

«Выложи по памяти». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Смотреть презентацию: игры на развитие памяти.

Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Четвертым компонентом является широкий кругозор

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка кругозора, достаточного запаса конкретных знаний,  понимание основных закономерностей и  умения пользоваться этими знаниями.

Хочу напомнить вам, что к 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Но нужно помнить, что даже при большом количестве информации знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны, фрагментарны и поверхностны. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Рекомендуемые игры для развития кругозора:

Ассоциации.

Назвать все знакомые слова, связанные с данными понятиями.

Постараться посетить все названные места вместе с детьми.

ДОМ                                    БИБЛИОТЕКА

БАССЕЙН                          ДЕТСКИЙ САД

КАФЕ                                  ПАРИКМАХЕРСКАЯ

БАНК                                  ЗООПАРК

ЦИРК                                  ШКОЛА

МУЗЕЙ                               МАГАЗИН

ВОКЗАЛ                             ТЕАТР

Знаете ли вы?

(род – вид)

Назвать одним словом, как можно больше видовых понятий.

Домашние животные (коза, корова, кошка…)

Дикие животные                     времена года

Птицы                                      месяцы

Рыбы                                       дни недели

Насекомые                              буквы

Деревья                                   числа  

Обобщение

(вид – род)

Назвать одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).

Волк, заяц, лиса (дикие животные)

Корова, овца, собака

Воробей, ворона, синица

Муха, бабочка, червяк

Дуб, берёза, сосна

Продолжи ряд

(вид – вид)

Красный,… (жёлтый, зелёный, синий)

Сапоги, … (чешки, кроссовки, туфли)

Диван, …                           Кепка, …

Тарелка,…                         Вторник,…

 «Колобок»,…                   Футбол, …

Мизинец,…                      Тигр,…

Продолжите

(части - целое)

Окно, крыша,…

Перья, клюв,…

Ствол, ветки,…

Голова, руки,…

Педаль, руль,…

Лапы, усы,…

Жабры, плавники,…

Рукава, карманы,…

НАЗОВИТЕ ЧАСТИ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ЦЕЛОЕ

СТУЛ… (спинка, сиденье, ножки)

ГРИБ…

КНИГА…

КУРТКА…

БОТИНОК…

ТЕЛЕВИЗОР…

КОРОВА…

ПЕТУХ…

ЧЕЛОВЕК…

УКАЖИТЕ ЦЕЛОЕ, ЧАСТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ…

страница (книга)

каблук                             пояс

шляпка                          нос

сердце                          колесо

воротник                  пуговица

подошва                      перила

ветка                             мех

Противоположности

1 вариант.               Днём – светло, ночью –  …

Сахар – сладкий, соль –  …

Перец – горький, конфета – …

Зимой – холодно, летом – …

Дом – большой, избушка – …

Медведь – сильный, заяц – …

 

2 вариант.

Назовите противоположные по значению слова (антонимы).

Большой                            больной   

весёлый                            густой

дикий                                высокий

грязный                             добрый

длинный                            крупный

сытый                                младший

мокрый                              острый

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Назовите по порядку:
  • числа от 1 до 10

б) буквы алфавита

в) времена года

г) части суток

д) дни недели

е) названия месяцев

ж) порядковые числительные (первый, …)

з) цвета радуги.

  1. Что пропущено?
    • 1, 2, …, 4, 5
    • 10, 9, …, 7, 6
    • а, б, …, г, д, е
    • лето, осень, …, весна
    • день, …, ночь, утро
    • январь, февраль, …, апрель
    • понедельник, вторник, … , четверг
    • первый, второй, третий, …, пятый.
  1. Что находится между?
  • 4 и 6
  • летом и зимой
  • утром и вечером
  • октябрём и декабрём
  • субботой и понедельником
  • пятым и седьмым
  1. Что следует?

      перед цифрой  5, после цифры 5

      перед буквой  Б,   после буквы Б

      перед весной, после весны

            перед маем, после мая

  перед пятницей, после пятницы

             перед ночью, после ночи

 

АНАЛОГИИ

Два первых слова в задании находятся в определённой связи, назовите четвёртое слово, которое относится к третьему так же, как второе –  к первому.

  1. Ложка – кушать, нож (резать)

Пила – пилить, топор…

Грабли – сгребать, лопата…

Тетрадь – писать, книга …

  1. Магазин – продукты, аптека…

Больница – врач, школа…

Холодильник – металл, книга…

Платье – шёлк, окно…

Соловей – сад, щука…

Лес – охотник, река…

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ!

Сравнение видового и родового понятий

  1. Чего больше в огороде: овощей или огурцов?
  2. Чего на кухне меньше: кастрюль или посуды?
  3. Чего больше в квартире: мебели или столов?
  4. Чего у тебя меньше: одежды или платьев (рубашек)?
  5. Что стоит дешевле: ручка или школьные принадлежности?
  6. Что стоит дороже: помидор или овощи?
  7. Чего больше в саду: яблок или фруктов?

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  1. Назовите вероятные причины следующих событий:

плохая отметка – … (причина – невыученный урок)

расстройство желудка

замерзание воды

пожар

болезнь

  1. назовите возможные следствия событий:

                     авария – … (следствие – травма, смерть, поломка автомобиля)

опоздание

болезнь

поломка

плохая отметка

выигрыш

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Дать определение понятию – сложная умственная работа.

Вначале даётся родовое понятие, а затем определяются видовые отличия.

Например, кукла – это игрушка (родовое понятие), похожая на человека (видовое отличие).

Велосипед – вид транспорта (родовое понятие), колёса которого приводятся в движение ногами с помощью педалей (видовое отличие).

Ранец – ученическая сумка, которую носят на спине.

Шорты – короткие брюки.

  1. корова                курица

утка                              собака

кошка                          яблоня

вишня                          берёза

лопата                          пила

  1. герой                 трус

ябеда                          лентяй

жадина                       лгун

хвастун                       нытик

тихоня                       хулиган

  • мир                  дружба

честность                   злоба

лесть                          доброта

нежность                    красота

любовь                       труд 

 

ДОГАДАЙТЕСЬ!

  1. Дерево, на котором растут яблоки.
  2. Учреждение, где готовят и хранят лекарство.
  3. Первый месяц года.
  4. Второй день недели.
  5. Время года, когда поспевают ягоды.
  6. Время суток, когда восходит солнце.
  7. Инструмент, с помощью которого забивают гвозди.
  8. Спальная принадлежность, которую мы кладём под голову.

 

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Расскажите о предмете по следующей схеме:

  • название предмета;
  • признаки:
  • размер,
  • вес,
  • цвет,
  • запах,
  • вкус,
  • какой на ощупь,
  • из чего сделан,
  • на что похож?
  • для чего нужен этот предмет?
  • что случиться с предметом, если:
  • уронить его на пол с высоты?
  • бросить его в огонь?
  • бросить его в воду?
  • ударить по нему молотком?
  • оставить на улице без присмотра?
  • облить водой?
  • поставить в тёмное место?
  • оставить греться на солнышке?

ВЕРНО, ИЛИ НЕВЕРНО?

Суждения.

  1. Все дети пятилетнего возраста являются школьниками.
  2. Некоторые люди умеют хорошо петь.
  3. Яблоки растут на берёзе.
  4. Сейчас идёт дождь.
  5. Петух снёс яйцо.
  6. Число 5 больше числа 4.
  7. Коровы летают очень низко.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

  1. Бумага горит в огне. Тетрадь сделана из бумаги. Сгорит ли тетрадь в огне? Почему?
  2. Игрушка сделана из дерева, дерево не тонет в воде. Утонет ли игрушка в воде? Почему?
  3. Ложка сделана из металла. Металл тонет в воде. Утонет ли ложка в воде? Почему?

Следующий компонент – это словесно-логического мышления,

которое связано с использованием и преобразованием понятий.  Ребенок 5-7 лет уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный материал, т.к. преобладающий  вид мышления в этом возрасте –  наглядно-образное.

Предлагаю вашему вниманию игры, задания, упражнения для развития мышления.

 1)«Разрезные картинки»

2)«Объяснение сюжетных картинок»

3)Игры на классификацию и обобщение. 

4)Последовательность событий». 

5)Упражнение «Исключение предметов» 

6)«Лабиринты»

7) Игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», Никитинские игры  

8)Игры со счетными палочками 

Шуточные логические задачи.

Интерпретации пословиц известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарником. Кроме пословиц («Не всё то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» и др.)  ребёнку даются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая, не соответствуя по смыслу, внешне её напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребёнок, выбирая одну из этих фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребёнок,  анализируя суждения.

Игра «Кто кем/чем будет?»

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

 - цыпленок - петухом;

 - мальчик - мужчиной;

 - теленок - коровой

 - вода - льдом

 - семечко - цветком

 - мука – блинчиками и т. д.

Упражнение "Кто без чего не обойдётся".

     Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

 Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

 Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

 Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

 Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

 Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

 Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

 Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

 Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

На экране вы можете увидеть разнообразные игры на мышление.

Смотреть презентацию: игры на развитие мышления

Немаловажным фактором интеллектуальной готовности ребенка является воображение.

Наиболее чувствительный, «сенситивный» период для развития воображения – это дошкольный возраст. Наиболее интересно высказывалась известный психолог Ольга Михайловна Дьяченко, которая считает, что воображение – это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра, которая в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей дошкольника.

 Воображение ребёнка позволяет оперировать знаниями,  принимать решение и находить выход в проблемной ситуации, позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.  Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении. Очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей наибольшее значение всё равно имеет сам процесс деятельности, экспериментирование. И нам педагогом остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Можно использовать в работе детьми такие игры на развитие воображения.

«Представь себя...». В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Несуществующая рыба». Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Любимое животное».  Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».  Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня». В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

«Гусеница из камней».

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

«Клякса»

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.Дети должны придумать, на что похожа клякса, и дорисовать её до предметного или абстрактного изображения. Выигрывает тот, кто назовёт больше предметов.

Наша задача заключается в том , что интеллектуальная  и  практическая  деятельность  ребёнка  должна быть разнообразной, содержательной и интересной.  Однообразие  информации  и  способов  действия  быстро  вызывает у ребёнка скуку  и  снижает  активность.  Необходимо  постоянно  менять  формы  вопросов,  заданий,  стимулировать  поисковую  деятельность  детей,  создавая  атмосферу  напряжённой  коллективной  работы.  Использовать  игровые  приёмы,  например:  «Что  предмет  расскажет  о  себе?».Принимая  на  себя  роль  предмета,  ребёнок  от  его  имени  рассказывает,  какой  он,  что  умеет  делать  и  даже  какой  у  него  характер  (мяч  –  весёлый,  карандаш  –  трудолюбивый,  ножницы  –  смелые  и  т.д.).  Большой  интерес  у  детей  вызывают  проблемные  ситуации  типа  «Нравится  –  не  нравится.  Что  можно  изменить?».  В  таких  ситуациях  дети,  рассматривая  знакомый  предмет,  сначала  рассказывают  о  тех  его  свойствах,  функциях,  которые  им  нравятся,  а  затем,  посмотрев  на  предмет  с  другой  стороны,  выясняют,  какие  на  их  взгляд,  он  имеет  недостатки,  что  их  не  удовлетворяет  в  нём,  что  нужно  изменить,  чтобы  предмет  стал  лучше.  После  этого  ребята  придумывают  новый  предмет,  у  которого  нет  указанных  недостатков,  (например:  автомобиль  –  его  достоинства  и  недостатки,  затем  изобретение  нового  автомобиля,  с  которым  им  хотелось  бы  играть). 

Смотреть презентацию: игры на развитие воображения.

7) Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает и сенсорное развитие: достаточное овладение эталонами и способами обследования предметов, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. 

Последним компонентом к началу готовности ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития и  сформированности звуковой культуры речи.

Ребёнок достаточно чётко и  ясно должен выражать свои мысли, передавать понятно для окружающих  то, что слышал или увидел, о том, что нового узнал. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

От  интеллектуальной готовности ребёнка к школе зависит успех обучения. Поэтому главная задача детского сада состоит в создании педагогических условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творческого потенциала  каждого ребенка.

Оставить комментарий: