Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у сказки»
«В гостях у сказки»
Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательной активности детей.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её, называть предметы разной формы;
- совершенствовать навыки счёта, формировать умения ориентироваться на плоскости,
- учить детей внимательно слушать музыку, формировать умения определять характер музыкального произведения, накапливать представления о творчестве композиторов.
Развивающие:
- воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
- развивать связную речь, умение обобщать, делать выводы. - развивать интонационную выразительность, музыкальную память, воображение, чувство музыкального ритма;
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение действовать в коллективе и самостоятельно, умение слушать и слышать друг друга, доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
- воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально- ритмических движений;
- воспитывать любовь к музыке, к искусству в целом.
Планируемые результаты: дети проявляют любознательность, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
Муз.рук. (И.А.): Рада приветствовать вас, ребята. Мне приятно видеть ваши улыбки, сияющие глаза. Я рада, что мы с вами все, как одна большая, дружная семья.
Дети приветствуют друг друга, исполняя игру-песню: «Мы одна семья».
И.А.: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам. Хочется их удивить чем-то необычным. Да и сами бы мы не отказались от чего-нибудь увлекательного, например, от путешествия. И это путешествие в сказку.
Ритуал вхождения в сказку:
Для начала мы выключим свет, чтобы не вспугнуть волшебство. Так! Что ещё можно сделать? Подсказывайте, ребята… Правильно, давайте зажжём таинственные огоньки (включает цветовое оформление). А теперь, чтобы сказка действительно к нам пришла, осталось сделать главное. И это…?
Дети: Нужно взять волшебную палочку.
И.А.: Да, ребята, палочку волшебную в руки я возьму,
Слова волшебные скажу:
«Один, два, три, сказка, сказка к нам приди!»
На экране появляется слайд с изображением колобка.
Все хлопают в ладоши: «Получилось! Получилось!»
О.Н. Вот здорово оказаться в сказке! Настоящее чудо! Скажите, ребята, какая сказка нас встретила?
Дети: Колобок.
О.Н.: А главных героев сказки вы знаете? Расскажите, кто это.
Дети отвечают.
Так же в это время включается свет. Выключаются цветные огоньки.
Далее идут слайды: сказка «Маша и медведь»
сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка «Теремок»
Дети, просматривая слайды, называют названия сказок.
На последнем слайде останавливаемся. На экране демонстрация сказки «Гуси-лебеди»
О.Н.: А эта сказка вам знакома? Как она называется?
Дети: Гуси-лебеди.
О.Н.: Помните, как зовут героев сказки?
Дети: Маша и Ваня.
О.Н.: Что случилось с Ваней? Кто помнит?
Ответы детей.
О.Н.: И что же делала Маша?
Дети рассказывают.
О.Н.: Всё верно вы говорите, ребята. Но вы не знаете пока, что неспроста мы оказались в этой сказке. Снова унесли гуси-лебеди Ванечку, опять зависла беда над Ваней и Машей. Теперь они просят нашей помощи. Что скажете, ребята? Поможем?
Дети: Да, конечно, надо помочь…
О.Н.: Нам предстоит преодолеть все трудности, которые встретятся нам на пути. Трудности необычные, все с заданиями. Итак, готовы? Все сосредоточились? Тогда в путь!
Звучит песня «Вместе весело шагать». Дети двигаются по залу змейкой и поют (первый куплет и припев).
Подходят к экрану, где изображена печь.
О.Н.: Ребята, что спросим мы у печки?
Дети спрашивают, куда гуси-лебеди понесли Ванечку.
И.А. (за кулисами в микрофон): Скажу, если вы поможете мне.
Достаньте печенье из печи.
О.Н. достаёт печенье, которое лежит на двух подносах (на столе, за экраном)
И.А.: Уф! Спасибо! А теперь задание такое: вам нужно объединиться в две компании и сесть за столы.
Дети объединяются в две команды (по выбору детей) и занимают места за столами.
О.Н.: Ребята, обсудите, какой формы печенье у вас на подносе.
Дети совещаются, отвечают.
О.Н.: А теперь обратим внимание на печь и узнаем, какое задание она нам скажет выполнить.
И.А.: Первая компания, разложите печенье на подносе в один ряд. А теперь сделайте так, чтобы печенье квадратной формы лежало по счёту шестым.
Дети выполняют задание.
Затем О.Н. задаёт компании свои вопросы, такие как: скажите, печенье какой формы лежит справа от печенья квадратной формы. А слева? (и т.д.)
О.Н.: Печка, мы справились с твоим заданием, теперь своей очереди ждёт вторая компания.
И.А.: Вторая компания, разложите печенье на подносе в один ряд.
А теперь сделайте так, чтобы печенье треугольной формы лежало по счёту седьмым.
И снова воспитатель задаёт аналогичные вопросы, только уже второй компании.
И.А.: Молодцы, ребята, справились с заданиями, а теперь спешите к яблоньке, она скажет, куда вам двигаться дальше.
Дети двигаются по залу змейкой, исполняя песню «Вместе весело шагать» (второй куплет и припев).
Все подходят к экрану, на нём слайд с изображением яблоньки.
О.Н.: Ребята, задавайте вопрос яблоньке.
Дети спрашивают, куда же гуси-лебеди унесли Ваню.
И.А.: На моём дереве висят яблоки, снимите их.
О.Н. выносит яблоки, кладёт их на стол (на поднос).
И.А.: Но одно яблоко есть и волшебное. Вот оно!
О.Н. выносит яблокорезку, показывает детям.
И.А.: Если вы сумеете посчитать, на сколько долек разделит моё волшебное яблочко другие яблоки, отвечу вам на вопрос.
О.Н. делит яблоки на дольки и на небольших подносах подаёт их каждой компании.
Далее дети выполняют задания воспитателя. И также решают ещё несколько задач, которые заготовила яблонька. Для этого воспитателю необходимо будет приготовить цифры от 1-15, знаки равенства и неравенства, а также мольберт.
О.Н.: Яблонька, наши ребята молодцы и справились с заданиями на отлично!
И.А.: Что ж! Чудесно! Спешите тогда к речке, она укажет вам путь дальше!
Дети вновь двигаются по залу змейкой, исполняя песню «Вместе весело шагать» (третий куплет и припев).
Подходят к экрану, теперь перед всеми слайд с изображением реки. Дети задают вопрос речке.
И.А.: Скажу, как только вы сможете перебраться на другой берег.
О.Н.: Вот так задание! (стелет на ковре голубую ткань). Ребята, как можно перебраться через речку на другой берег?
(варианты фантазии по ТРИЗУ: перебраться через речку на лодке, на плоту, можно построить мост…)
О.Н.: А ведь и в самом деле, а что, если нам выстроить мост. К тому же глядите, здесь уже и строительный материал лежит. Возьмите, ребята по одной дощечке. Посмотрите, они все пронумерованы, как вы думаете, почему? Зачем?
Дети отвечают.
О.Н.: Всё верно! Значит можно начинать строить наш мостик. Предлагаю даже дать ему название: «математический мостик».
Ребята строят мост, употребляя порядковый счёт.
О.Н.: Речка, мы перебрались на другой берег.
И.А.: Молодцы, ребята, хорошая работа прошла! А сейчас ступайте по тем кочкам, выйдите как раз к избушке.
Дети и воспитатель двигаются по залу. Воспитатель применяет упражнение: «По кочкам».
Демонстрируется слайд «Избушка».
О.Н.: А кто же в ней живёт мы узнаем, когда отгадаем загадку, которую загадает Ирина Александровна.
И.А.: Конечно загадаю. Я люблю загадывать загадки, особенно, если они музыкальные. Итак, ребята, вспомним, что музыка способна передать нам любой образ. Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение и угадаем, кто живёт в этой избушке. Присядьте, пожалуйста, на ковёр, ребята.
Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского.
И.А.: Знаю, что вам уже не терпеться ответить, кто же хозяйка этой избушки?
Дети: Баба-Яга!
На экране появляется слайд с изображением Бабы-Яги.
И.А.: Не стану даже возражать. Это действительно Баба-Яга. Но всё же мне хочется спросить, как музыка помогла вам узнать это образ? Какой она была по характеру?
Дети: Музыка была сердитой, угрожающей, загадочной…
И.А.: Да, очень образно исполнял оркестр свои партии на музыкальных инструментах. Инструменты звучали очень колко, отрывисто…Но музыканты всего лишь исполняли уже готовое музыкальное произведение. А кто же написал эту пьесу, ребята?
Дети: Композитор.
И.А.: Правильно, ребята. А имя этого композитора вы сейчас узнаете.
Демонстрируется слайд с изображением П.И. Чайковского.
И.А.: Знакомо вам это лицо, дети?
Дети: Да, знакомо!
И.А.: Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит имя этого знаменитого русского композитора?
Дети: Это Чайковский.
И.А.: Умнички! Это самый известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Его музыку любят и знают в каждом уголке нашей огромной страны. Его музыку знает весь мир! Музыка Петра Ильича Чайковского будет жить вечно!
Слайд на экране вновь меняется на изображение Бабы-Яги.
О.Н.: Не случайно Яга снова перед нами, ребята. Давайте послушаем, что она скажет.
И.А.: Явились, не запылились, касатики! Знаю, знаю, за Ваней да за Машей пришли ко мне. Да не тут-то было! Не отдам я их вам, пока и моё задание не выполните. А сперва, развеселите-ка меня.
О.Н.: Придётся нам, ребята, идти до конца! Давайте придумаем, как развеселить Ягу?
И.А.: А позвольте я вам помогу. Помните, мы разучивали игру, которая называется «Если тянет веселиться»? Так давайте в неё играть, только, чур, уговор, слова будем все дружно пропевать.
Дети исполняют песню-игру: « Если тянет веселиться».
И.А. уходит выключить музыку и вновь за кулисами говорит голосом Бабы-Яги.
И.А.: Ну, касатики, развеселили меня. А теперь слушайте задание:
Есть у меня клумба, цветов на ней пока нет. Вот вы то их и посадите.
О.Н. выносит ватман, выкрашенный в зелёный цвет. Раздаёт детям цветы разного цвета (каждому по одному)
И.А.: В середине клумбы нужно высадить цветы фиолетового цвета.
Дети, у кого в руках оказались цветы фиолетового цвета, выкладывают их в середину.
И.А.: В верхнем правом углу хочу, чтобы росли цветы синего цвета.
В нижнем левом углу высадите цветы голубого цвета.
В верхнем левом углу пускай растут цветы розового цвета.
А в нижнем правом углу хочу, чтобы росли красные цветы.
Дети выполняют задания по очереди.
О.Н.: Как быстро и точно вы выполнили задание Бабы-Яги, какие же вы молодцы! Посмотрите, какая получилась красивая клумба.
Да и Яге понравилась наша работа. Она отпустила Машу и Ваню домой. А чтобы они быстрей вернулись, приказала, чтобы гуси-лебеди доставили их домой как можно быстрее.
На экране появляется слайд с изображением Маши и Вани дома.
О.Н.: Ребята, смотрите скорее, в благодарность за наши старания, за наше желание помочь в трудную минуту, Маша и Ваня приготовили для нас вот эти сладкие сюрпризы.
О.Н. выносит блюдо, на котором лежат чупа-чупсы и записка, в которой написано:
«Ребята, спасибо большое за помощь, очень вам благодарны»
Маша и Ваня.
(записку читают дети)
О.Н.: Скажите, ребята, какое задание понравилось вам больше?
Дети отвечают.
О.Н.: А где были сложности?
Дети отвечают.
И.А.: А сейчас, дорогие друзья, нам нужно вновь вернуться в наш любимый детский сад. Для этого погасим свет. Снова включим таинственные огоньки и возьмём волшебную палочку в руки… «Один, два, три, палочка, в детский сад нас верни!» (ритуал выхода из сказки).
Свет включается. Таинственные огоньки выключаются. Дети прощаются и уходят.