a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Перова Ирина Александровна Опубликовано: 2017-09-02 14:54:59

Документы для скачивания

ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Здоровье  —  это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями,  формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.             Следует особо отметить отсутствие у детей очень важных психо- физических качеств( усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую) , то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.   Вследствие этого, крайне важно, планировать работу так, чтобы бы происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.         Здоровье  формируется под воздействием целого комплекса факторов( особенности семейного воспитания, наследственная предрасположенность, социальные условия и др. ) .                     Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников: формировать представления о том, что быть здоровым- хорошо, а болеть- плохо; о некоторых признаках здоровья, о полезных и вредных привычках; привить необходимые санитарно- гигиенические навыки; воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим; развивать умение заботиться о своем здоровье, здоровье близких; вырабатывать навык правильной осанки; обогащать знания детей о физической культуре в целом. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей( отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой) . Работа по укреплению и профилактике заболеваний будет успешна лишь при активном взаимодействии родителей, детей и сотрудников дошкольных учреждений. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: занятия физкультурой, прогулки; рациональное сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками, соблюдение правил личной гигиены; закаливание, создание условий для полноценного сна; организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств; использование немедикаментозных методов профилактики( оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического    воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фит о- и аэро- терапии и др. ) ; профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости( кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика) ; организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья( открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др. ) ; формирование понятия" не вреди себе сам" Правильная организация воспитательно- образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений( режимы- световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление) .      Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление. Применительно к детям особенно убедительно звучат слова французского врача Ж. Тиссо, сказанные им почти 200 лет назад: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения». При организации двигательной активности( ДА) детей, включая и занятия по физическому воспитанию, должны преобладать циклические, прежде всего беговые упражнения во всех видах ДА для тренировки и совершенствования общей выносливости- наиболее ценного оздоровительного качества. Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные в помещении в течение дня и на  прогулках. Дети более заинтересованно относятся к выполнению упражнений с музыкальным сопровождением.   В режиме дня рекомендуется использовать физические нагрузки различной интенсивности. Нагрузки большой интенсивности должны занимать 10- 15% от всего времени двигательной деятельности детей. Все физические упражнения проводятся в основном в режиме средней интенсивности. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии.         Рекомендуются прогулки по маршруту и экскурсии для старших детей 1- 2 раза в неделю продолжительностью не более 30—40 минут. Длина пути для детей 4- 5 лет- не более 1, 5 км; для детей 6- 7 лет- не более 1, 5- 2 км в один конец. После каждых 10- 15 минут пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5 минут, а на конечном пункте — привал на 20- 30 минут. Следующий фактор здорового образа жизни- закаливание. Практически всем известно изречение: " Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья" . И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды- переохлаждению и перегреву. Закаливание- эффективное средство укрепления здоровья человека.  Принципы реализации системы эффективного закаливания сводятся к использованию контрастных воздушных и водных ванн и контрастного душа. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции в течение всей жизни, начиная с раннего возраста. Воздух – самый доступный закаливающий фактор. Способствуют закаливанию и циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком, адекватная температурному режиму одежда детей. Ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое- то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущения зябкости. Температура воздуха в помещениях для детей дошкольного возраста- 18- 20°С. При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что не только оказывает существенное закаливающее действие, но и является профилактикой плоскостопия. На активную двигательную деятельность детей должно отводиться не менее 3, 5- 4 часов в день.   Физкультурно- оздоровительная деятельность включает в себя: утренняя гимнастика( ежедневно) ; физкультурные занятия( 3 раза в неделю) ; музыкально- ритмические занятия( 2  раза в неделю) ; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика( ежедневно во время режимных моментов) ; зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика; оздоровительная гимнастика после дневного сна( ежедневно) ; физкультминутки и паузы( на малоподвижных занятиях, ежедневно) ; эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке( босохождение) ; спортивные досуги, развлечения, ( 1 раз в месяц) Кроме  всего этого большое влияние на формирование ЗОЖ оказывают занятия по валеологии.  ( Валеологическая культура дошкольника- это осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. )         Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов  успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй.   Формы работы с родителями: родительские собрания; беседы;  наглядная информация для уголков здоровья и родительских уголков; открытые занятия; совместные спортивные мероприятия.        Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому помимо всего прочего следует способствовать развитию у детей самостоятельности и ответственности.  Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Оставить комментарий: