a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК!"

Опубликовано: 2014-10-07 08:51:23

Система работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка – детского сада № 179 «Алиса» по формированию культуры здоровья дошкольников. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сохранение составляющих здоровья в образовате льном и воспитательном процессе( физический, психо- эмоциональный, социальный, нравственный аспекты) . Под культурой здоровья понимается совокупность компонентов: - осознанное отношение к здоровью и жизни- знания о здоровье и умение его оберегать, поддерживать и сохранять- валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Работа по здоровьесбережению реализуется  в трёх направлениях: 1.  Работа с детьми. 2.  Работа с педагогами. 3.  Работа с родителями.     Работа с детьми по сохранению и укреплению здоровья начинается в первую очередь с обеспечения здорового ритма жизни. Важное значение имеют гигиенические процедуры, чистота помещений, проветривание, правильная организация прогулки и её длительности, полноценное питание, физические упражнения. Инструктором по физической культуре и воспитателями проводятся как традиционные, так и нетрадиционные формы физкультурно- оздоровительной работы: - коррегирующая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - гимнастика после дневного сна; - самомассаж; - познавательно- экспериментальная деятельност. ь Большое внимание уделяется ознакомлению с организмом человека: дети в игровой форме изучают строение тела человека, узнают о роли позвоночника, о работе сердца, а также о значении режима дня и правильного питания. Кроме того детям даются знания о безопасном поведении и об оказании помощи при травмах. Все это формирует осознанное отношение к своему здоровью. Немаловажную роль играет музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление занятий и т. д.   На протяжении нескольких лет в детском саду работает детский клуб « Неболейка », где в игровой форме у детей также формируются знания о ЗОЖ и его состаляющих; закрепляются эти знания через различные виды гимнастик и массажей. Участниками этого клуба являются воспитанники группы № 6 « Жемчужинка ». Работу клуба осуществляет воспитатель Орлова Т атьяна В икторовна по авторской программе, базиру ясь на программе А. И. Ивановой «Что могут знать дошкольники о человеке»; разделе «Что я знаю о себе», включённого в программу доктора педагогических наук С. А. Козловой «Я – человек», курсе по предшкольной подготовке М. Л. Лазарева «Здравствуй! », методических рекомендациях «Формирование здоровьесберегающего поведения детей» Н. В. Полтавцевой, «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» И. А. Анохиной, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Т. Г. Кареповой, «Зелёный огонёк здоровья» М. Ю. Картушиной, «Клуб неболеек » Е. Ю. Ковалёвой.      Таким образом, з доровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по  следующим направлениям: - привитие стойких культурно – гигиенических навыков; - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; - формирование элементарных представлений об окружающей среде; - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений; - развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма; - выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения; - обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах; - вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.   Работа с педагогами.      Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологическо го и физического здоровья детей.   В нашем детском саду организуются методические мероприятия, такие как: семинары- практикумы, педагогические советы, посвящённые теме оздоровления детей, педагог- психолог про водит тренинги с воспитателями на сплочение коллектива, на профилактику стрессовых состояний и др. В нашем ДОУ работают 2 педагогических клуба, их работу можно отнести к одной из форм обучения педагогов: * Клуб «Молодой педагог» предназначен для обучения молодых специалистов и педагогов, которые недавно пришли в дошкольное учреждение. * Клуб «Изюминки» объединяет педагогов, которые имеют разносторонние интересы и делятся своими творческими находками с коллегами. Работа с родителями.      Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.      Если мы хотим вырастить нравственно и физически здорово е поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Мы выделяем 4 направления в работе с родителями: - диагностическое( э то анкеты, опросы, которые проводятся в течение учебного года с целью выявления интересов, потребностей семьи и ребенка в детском саду, особенностей и проблем семейного воспитания) . - образовательное; Их цель – вовлечь родителей в оздоровительный процесс, воспитывать в своих детях привычку к ЗОЖ, довести до родителей рекомендации специалистов. - С большим успехом проходит « День открытых дверей ». Родители активно посещают образовательную деятельность и другие мероприятия с участием детей. Знакомятся с проведением комплекса оздоровительных мероприятий в ДОУ. - Интересно проходят семинары для родителей с элементами тренинга, в которых принимает участие педагог- психолог. Одной из целей семинаров является знакомство родителей с формами и методами оздоровительной работы в семье. - В нетрадиционной обстановке проходят «Круглые столы». В занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их, обсуждают актуальные проблемы воспитания. - На базе нашего ДОУ работает консультативный пункт для родителей детей, которые не посещают детский сад. Родители могут получить бесплатную квалифицированную помощь заведующей, заместителя заведующей по УВР, педагога- психолога, в том числе и по оздоровлению детей. - информационное. В нашем детском саду он о представлен о в виде «Уголков здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. Также готовятся фотовыставки, плакаты, в которых ведется пропаганда здорового образа жизни. - интерактивное. Очень интересно проходят спортивные праздники с участием родителей: - «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые с тарты», «Мяч – любимая игрушка», - спортивный праздник, посвященный Олимпиаде 2014 «Папа, мама и я – олимпийская семья». - День здоровья и спорта совместно с родителями. - праздник, посвященный Дню защитника Отечества «Наши защитники». - стали традиционными «Дни здоровья», праздник, посвященный «Дню защиты детей, физкультурные досуги, «Зимние забавы». Отдельно хочется уделить внимание такой высокоэффективной форме работы с родителями, как «Родительский клуб». Целью деятельности клуба являются следующие параметры: создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОУ, гармонизация детско- родительских отношений, комплексное психолого- педагогическое сопровождение семьи, творческое развитие самих педагогов, а также создание условий для организации досуговой деятельности. - В нашем ДОУ работают 4 родительских клуба по всем направлениям( по ФГОС ДО) : * Клуб «Молодая семья » имеет свою направленность – это социально- коммуникативное развитие детей младшего возраста. * Клуб «Домашний очаг»- это клуб художественно- эстетического направления. * Клуб «Готовимся к школе»- имеет познавательно е и речевое направление и предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста. * Клуб «Будь здоров»- направлен на физическое развитие и оздоровление детей старшего дошкольного возраста. Темы для родительских клубов выбираются с учетом запроса родителей и стоящих перед нами психолого- педагогических задач. За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов ДОУ. Занятия во всех клубах проходят исключительно на добровольной основе. Количество участников колеблется от 5 до 20 человек. Ведущий клуба должен обладать базовыми знаниями по теме заседания клуба. Работа клубов по интересам на сегодняшний день остается одной из эффективных форм работы с родителями, педагогами и воспитанниками. Но необходимо учитывать и недостатки такой формы работы: - не 100% охват участников педагогического процесса- нестабильный состав участников заседаний клуба- участие в работе клубов бабушек и дедушек, а не родителей- замена досуговой деятельностью психолого- педагогического обучения. Средством преодоления этих недостатков могут являться другие формы взаимодействия педагогов с родителями. Опыт работы нашего ДОУ представлен в сборниках Ульяновского института повышения квалификации «Дошкольник- образование- интеграция», «Дошкольник- образование- здоровье», «Дошкольник- образование- личность» и «Интегрированный подход в работе с семьёй по формированию у дошкольников основ культуры здоровья». В приложении представлены: План работы клуба « Неболейка » Сценарий заседания клуба для родителей «Будь здоров» на тему: «………………………. »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 179 «Алиса» План работы детского клуба « Неболейка » Воспитатель: Орлова Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория г. Ульяновск Аннотация Представленный план кружковой работы предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста( 4- 7 лет) с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни. Данным планом могут воспользоваться работники дошкольных образовательных учреждений. Его создание базируется на программе А. И. Ивановой «Что могут знать дошкольники о человеке»; разделе «Что я знаю о себе», включённого в программу доктора педагогических наук С. А. Козловой «Я – человек», курсе по предшкольной подготовке М. Л. Лазарева «Здравствуй! », методических рекомендациях «Формирование здоровьесберегающего поведения детей» Н. В. Полтавцевой, «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» И. А. Анохиной, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Т. Г. Кареповой, «Зелёный огонёк здоровья» М. Ю. Картушиной, «Клуб неболеек » Е. Ю. Ковалёвой. Ц ель кружковой деятельности – клуба « Неболейка »: ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная цель реализуется посредством следующих задач: - сформировать представления детей дошкольного возраста о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма; - сформировать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека; - расширить знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно- гигиенических навыках; - развить умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека; - развить свободную, здоровую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям; - развить интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию; - воспитать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями. План работы в средней группе «Твоё удивительное тело» Месяц Тема познавательно- экспериментальной деятельности Цели познавательно- экспериментальной деятельности Экспериментальная деятельность детей Сентябрь «Мы все такие разные» Познакомить детей с тем, что люди бывают разного телосложения и комплекции: полные, нормального телосложения и худые; разного роста: высокие и низкие; могут отличаться цветом кожи, формой ушей, носа и т. д. ; подвести детей к выводу о том, что самым важным является не то, как выглядит человек, а его здоровье; научить детей наглядным путём изображать худого и толстого человека; с помощью педагога нарисовать портреты детей группы разной комплекции и сравнить с оригиналами; учить детей обобщать и делать логические выводы. Изготовление пластилиновых людей; коллективные зарисовки людей разной комплекции; измерение детьми своего роста и веса( антропометрические данные) ; рассматривание в зеркало своего лица и сравнение с лицом другого человека. Октябрь «Наше лицо» Продолжать учить детей обращать внимание на лица других людей, определяя по ним настроение, самочувствие человека; учить правильно называть цвет глаз. Определение назначения глаз, бровей, ресниц, рта и т. д. Ноябрь «Из чего мы состоим? » Сформировать у детей представление о частях тела человека, показать значение каждого органа. Определение экспериментальным путём, могут ли наши органы существовать друг без друга. Декабрь «Что лучше – руки или ноги? » Продолжить знакомство детей со строением и значением рук и ног человека; развивать логическое мышление, умение делать выводы; развивать координацию и точность движений, умение чётко выполнять команды; развивать моторику пальцев и кистей рук, ступней ног. Выяснить сходства и различия в строении и значении рук и ног человека( сравнение рук и ног человека с конечностями животных; рисование руками и ногами; выполнение различных физических упражнений при помощи рук и ног нестандартными методами) . Январь «Кожа – главная одежда нашего тела; волосы и ногти» Продолжать знакомить детей со строением тела человека; дать представление о том, что кожа – это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, а также выполняет очень много функций – это защита от грязи, жары и холода, высокая чувствительность к различным микробным воздействиям и боли; познакомить с функцией волос и ногтей; воспитывать бережное отношение к своей коже, волосам и ногтям, желание быть чистоплотным. Определение прочности волос; рассматривание и зарисовка пор кожи; проведение температурных тестов; домашнее задание на опыты с ногтями( прослеживание динамики роста ногтей) ; сюжетно- ролевая игра «Банный день у кукол». Февраль «Как ты рос» Познакомить детей с тем, что все люди «рождаются», у каждого человека есть родители – мама и папа; познакомить с понятием «грудной ребёнок», предназначением таких вещей, как соска, бутылочка, памперс, горшок, погремушка, коляска, детская кроватка; рассказать о рационе питания грудных детей; проследить по картинкам динамику развития ребёнка от рождения до 7 лет. Ухаживание за «грудным ребёнком» с помощью игрушки Бейби Бон; определение по рабочим тетрадям возрастной динамики роста и развития человека. Март «Мальчики и девочки» Познакомить детей с тем, что в природе существуют люди двух полов – мужского и женского; рассказать о половых признаках мальчиков и девочек, не вникая в анатомические подробности, особенностях их физического развития и характера. Определение физической силы, гибкости, ловкости, меткости мальчиков и девочек. Апрель «Наши надёжные помощники – органы чувств» Познакомить детей с пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; интерес к наблюдению и экспериментированию. Определение «главного» глаза; определение действий педагога на слух; определение запаха и характера приготавливаемой пищи( д/ з) ; определение еды на вкус; тактильные опыты с предметами; температурные тесты. Май «Кто мы? Какие мы? » Закрепление умения ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела; различать понятия «мальчик- девочка»; знать, к какому полу относится сам ребёнок; развивать пространственные представления; учить сравнивать и обобщать; развивать местную и общую моторику; пополнять активный словарь; познакомить с символами. Ориентация с помощью символов в схеме собственного тела. Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение самообследование, экспериментирование( фронтальное и демонстрационное) , игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность детей, наблюдение, моделирование, ТРИЗ, практическая деятельность детей, демонстрация иллюстраций и фотографий, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, сюжетно- ролевая игра, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование. План работы в старшей группе «Маленькая страна внутри тебя» Месяц Тема познавательно- экспериментальной деятельности Цели познавательно- экспериментальной деятельности Экспериментальная деятельность детей Сентябрь «Из чего я сделан. Клетка» Познакомить детей с клеточным строением человеческого организма, с разнообразием клеток и выполняемыми ими функциями; довести до сознания детей, что все люди состоят из клеток и что только благодаря клеткам каждый из нас смог появиться на свет. Создание разрезного человечка из клеток- пазлов; зарисовка в тетрадях клетки человека. Октябрь «На чём всё держится? Скелет и мышцы» Дать представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела; объяснить основную функцию скелета – защищать внутренние органы от внешних повреждений; объяснить основную функцию мышц – соединять кости скелета между собой и двигать их; познакомить с правилами профилактики переломов и вывихов; воспитывать чувство любви к своему телу, восхищение его возможностями; привитие интереса к наблюдению и исследовательской деятельности. Рассматривание костей животных; самообследование собственного тела; аппликация «Собери и наклей скелет человека»; работа с макетом скелета человека; игра « Опасно- неопасно »; разработка «Правил безопасного поведения». Ноябрь «Смотри во все глаза! » Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования; познакомить со строением и функцией глаз; помочь понять, почему человек имеет два глаза; работать над совершенствованием навыков постановки опытов; воспитывать бережное отношение к органу зрения. Опыты с одним закрытым глазом; наблюдение за движением глаз; игра «Можно ли обойтись без глаз? »; приём и подача сигнала глазами; счёт глазами; разработка «Правил Зоркого Глаза». Декабрь «Слушай во все уши! » Познакомить детей со строением и значением органа слуха; дать простейшие понятия о строении и функционировании уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить с методами профилактики нарушений слуха; продолжить формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов. Опыты с картонной воронкой; определение остроты слуха; определение расстояния до источника звука; игры «Узнай по голосу», «Узнай по звуку», «Поводырь» и др. ; разработка «Правил Здорового Ушка». Январь «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки» Дать детям первые представления о крови и кровеносной системе; познакомить с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды», «артерия», «вена», «пульс»; учить слушать звуки своего и чужого сердца, определять его местонахождение; развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов. Наблюдение за работой педиатра; прослушивание биения сердца с помощью фонендоскопа; определение частоты пульса и его зависимости от физической нагрузки; зарисовка сердца, определение его размеров; опыты «Почему побелел палец? », «Что с ноготком? »; опыты со спринцовкой и медицинской системой( пульсация сердца) ; разработка «Правил Здорового Сердца». Февраль «Дыхание. В Стране Лёгких, или Путешествие Воздушных человечков» Познакомить детей со строением и значением дыхательной системы; дать детям первичные представления об органах дыхания; отметить их важное значение для человека; подвести к пониманию бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними; расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас( ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка) . Наблюдение за разным дыханием и за работой грудной клетки, определение частоты дыхательных мышц; игры «Воздушный бой», «Кто счастливый? », «Чьё дыхание сильнее? ». Март «Мозг – центральный компьютер. Работа нервной системы» Познакомить детей с функцией человеческого мозга; объяснить им, что всё, что они могут делать( различать цвета, чувствовать тепло- холод, слышать звуки, определять запах, чувствовать боль, голод и жажду) возможно только благодаря работе мозга; познакомить с таким понятием, как «рефлекс»; вызвать чувство восхищения работой своего организма; довести до сознания детей, что травма позвоночника может привести к потере подвижности; воспитывать чувство сострадания к людям- инвалидам. Различение цветов и оттенков; декламация ранее изученных стихотворений; определение запахов, температуры предметов и пр. ; работа с макетом тела человека со съёмными органами; определение коленного и пищевого рефлексов; скорости реакции. Апрель «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека» Дать детям первичные знания и пищеварительной системе человека; закрепить некоторые культурно- гигиенические навыки, сопровождающиеся приёмом пищи; воспитывать потребность в правильном питании и здоровом образе жизни. Определение вкусовой чувствительности языка; показ размеров 12- перстной кишки и тонкого кишечника; нахождение и рассматривание второго язычка; рассматривание желудка, печени и кишечника на макете; разработка «Правил Здорового Питания». Май «Готовим сок из овощей» Познакомить детей с овощными культурами( морковью и огурцом) и способами приготовления из них сока; воспитание чувства заботы и внимания к здоровью сотрудников детского сада, имеющих плохое зрение. Приготовление сока из овощей( моркови и огурца) разными способами( с использованием тёрки и соковыжималки) ; наблюдение, какой сок дольше сохранится – свежевыжатый или купленный в магазине. Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение самообследование, экспериментирование( фронтальное и демонстрационное) , игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность детей, наблюдение, моделирование, ТРИЗ, практическая деятельность детей, демонстрация иллюстраций и фотографий, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, сюжетно- ролевая игра, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование. План работы в подготовительной группе «Секреты твоего здоровья» Месяц Тема познавательно- экспериментальной деятельности Цели познавательно- экспериментальной деятельности Экспериментальная деятельность детей Сентябрь «Загадочная страна Микробия » Познакомить детей с микроорганизмами и их свойствами( растут, размножаются, питаются, дышат) , могут быть полезными и вредными; с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них; развивать интерес к познанию мира и к процессам, происходящим в организме человека; воспитывать бережное отношение к своему организму. Рассматривание заплесневелых кусочков хлеба через лупу( в закрытой посуде! ) ; дегустация продуктов, полученных с помощью микроорганизмов( кефир, йогурт, творог, сыр, простокваша) ; показ процесса размножения микробов и борьбы с ними( с помощью пластилина) ; рассматривание картинок с изображением разных микроорганизмов; дидактическая игра « Опасно- неопасно »; индивидуальная работа с микроскопом. Октябрь «Откуда берутся болезни? » Закрепить знания детей о полезных и болезнетворных микробах; познакомить с путями их проникновения в организм человека, поведении; рассказать о симптоматике некоторых болезней, способах борьбы с ними; назначении прививок; развивать навыки поведения во время болезни, навыки обращения с лекарственными препаратами; воспитывать доверительное отношение к родителям и близким людям, бережное и внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Определение путей попадания микробов в организм человека с помощью рисунков и иллюстраций; работа с градусником( ртутным и электронным) , определение свойств ртути; аппликация на стену «Рабочие телефоны моих родителей и детской поликлиники»; помощь больному( практические навыки по накладыванию холодного компресса, работа с грелками и горчичниками, обтирание тела смесью спирта, воды и уксуса, приготовление тёплого питья) ; рассматривание лекарственных препаратов, их консистенции( таблетки, микстуры, мази, спреи, капли и пр. ) ; комплектация домашней медицинской аптечки. Ноябрь «Проделки Королевы Простуды» Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей; расширять знания о профилактике простудных заболеваний; развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей; воспитывать понятия о здоровом образе жизни. Определение состояния здоровья человека по следам; игра «Помоги Куталке одеться по погоде»; упражнения с элементами закаливающего носового дыхания; игра «Микробы» с использованием ватных комочков; дегустация продуктов, богатых витаминами( яблоко, апельсин, лимон, слива, горошек, лук, чеснок, капуста, морковь, чёрный хлеб и пр, ) ; «Дерево здоровья»- награждение осенних « здоровячков ». Декабрь «Путешествие в Зубное Королевство» Познакомить детей со строением зубов методом самообследования; с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством; уточнить знания о назначении зубов, об их функции; помочь понять причины повреждения зубов, биологический смысл основных гигиенических мероприятий; развить умение правильно чистить зубы; приобрести положительное отношение к уходу за зубами; воспитывать спокойное, доверительное и уважительное отношение к стоматологам. Рассматривание ротовой полости в зеркало; рассматривание эмали, определение её свойств; самообследование челюсти и дёсен; определение количества зубов в ротовой полости, занесение результатов в таблицу; рассматривание молочных и постоянных зубов в лупу( здоровых и кариозных) ; определение передних, резцов и жевательных зубов( надкусывание моркови) ; рассматривание гипсовой челюсти без передних зубов; показ правильных приёмов чистки зубов при помощи бумажных квадратиков и сухой зубной щётки; отработка правильных навыков чистки зубов( стакан с водой, индивидуальная зубная щётка, лупа) , рассматривание остатков пищи после чистки зубов в лупу. Январь «Царственная» осанка: может ли её иметь каждый? » Дать детям представление о том, что такое «правильная», «царственная» осанка; познакомить с профилактикой её нарушения; закрепить знания детей о позвоночнике и его функциях; развивать интерес детей к выполнению физических упражнений; воспитывать умение радоваться достигнутому результату; любовь и бережное отношение к своему телу, восхищение его возможностями. Наблюдение за работой позвоночника, сделанного из белой шерстяной нитки, и осанкой пластилиновых человечков в различных положениях( сидя за столом, лёжа на кровати на спине, животе, на боку, «калачиком») , изготовление из мелкого конструктора « Лего » соответствующей мебели для человечков; выполнение физических упражнений для определения собственной осанки и формирования правильной осанки; разработка и зарисовка полезных советов по профилактике сколиоза, украшение рисунками спортивного зала. Февраль «Что такое плоскостопие? » Познакомить детей с понятием «плоскостопие»; рассказать о причинах возникновения заболевания и способах профилактики; развивать элементарное умение видеть и определять плоскостопие на иллюстрации и плантограмме; воспитывать бережное и внимательное отношение к функционированию своего организма. Рассматривание иллюстраций здоровой и плоской стопы; «правильной» и «неправильной» обуви; изготовление плантограмм; выполнение физических упражнений для укрепления свода стопы( с помощью деталей мелкого и крупного конструктора « Лего ») ; рисование с помощью пальцев ног; создание лего- модели здоровой и плоской стопы. Март «Какие врачи помогают нам следить за здоровьем» Познакомить детей с работой такого учреждения как поликлиника, а также врачей следующих специализаций: отоларинголог( ухо- горло- нос) , стоматолог, окулист, рентгенолог, терапевт, дерматолог; учить не бояться походов к врачам и медицинских осмотров; закрепить правила поведения в общественном месте( поликлинике) ; развивать умение следить за своим здоровьем; воспитывать бережное отношение к своему организму и уважительное отношение к труду медицинских работников. Заполнение индивидуальных карт( ФИО, домашний адрес, телефон) ; определение запахов в закрытых коробочках, чистка ушей ватными палочками, рассматривание серы, дыхательная гимнастика; рассматривание кариозных зубов, дегустация молока; рассматривание различных видов очков, проверка зрения; рассматривание рентгеновских снимков, определение изображённых на них органов; работа с фонендоскопом; зарисовка наиболее понравившейся специализации врача. Апрель «Здоровье природы – здоровье человека» Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями( ромашка, подорожник, крапива, брусника, одуванчик, мать- и- мачеха, клюква) , расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений; познакомить с понятием «экологическая катастрофа»; развивать умение делать лекарственные настойки, отвары, морсы, использовать лекарственные растения при оказании первой медицинской помощи; развивать умение видеть взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека; воспитывать бережное отношение к окружающей экосистеме, экологическую культуру дошкольников. Рассматривание иллюстраций лекарственных растений, сбора трав; приготовление настоек, отваров, морсов, пополнение ими аптечки медицинского кабинета ДОУ; разработка правил сбора лекарственных растений; рисование «города будущего» с бездымным транспортом, парками, скверами, очистными сооружениями; посадка растений в группе и на территории детского сада «Поможем природе». Май КВН «Экзамен у Доктора Неболита »( включая интересные факты, цифры и мировые рекорды о возможностях природы и человеческого организма) Систематизировать полученные детьми знания по изучению тела человека; закрепить название профилактических и оздоровительных мероприятий; формировать сознательное отношение к своему здоровью; развивать двигательную активность детей; интерес к возможностям природы и человека; воспитывать желание заботиться о своём здоровье и организме. Презентация витаминных блюд; придумывание сказочных историй на тему «Спорт – это здоровье»; создание «цветка здоровья»; оказание первой медицинской помощи; разгадывание кроссвордов; конкурс «Эрудит» на знание теоретических основ по программе методического комплекса. Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение самообследование, экспериментирование( фронтальное и демонстрационное) , игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность детей, наблюдение, моделирование, ТРИЗ, практическая деятельность детей, демонстрация иллюстраций и фотографий, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, сюжетно- ролевая игра, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование.

Познавательная образовательная деятельность на тему: «Как заботиться о своем сердце» Задачи: Сформировать элементарное представление о сердце. Познакомить с правилам и поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым. Помочь уяснить, что сердце работает по- разному в зависимости от степени физической нагрузки. Развивать умение логически мыслить, чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи. Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни. Оборудование: иллюстраци и « соблюдай правила гигиены », иллюстрация «Сер дце», аудиозапись биения сердца, музыка для игры « Ловишки » и для релаксации, 2 прозрач ных фартука, 2 бумажных сердца. Ход: Здравствуйте, ребятки, здравствуйте! Гости дорогие здравствуйте! Здоровья всем и радости. Для каждого у меня здесь есть уютное местечко. И для каждого найдётся доброе словечко. От чего радостнее у всех забьётся сердечко. Звучит аудиозапись биения сердца. - К ак вы думаете, что это такое? ( ответы детей) Мне кажется, что это стучат в дверь. А вы как думаете? ( Ответы детей) . - Ребята, так стучит сердце. - Хотите услышать, как стучит ваше сердце? С помощью чего слушают сердце врачи? ( Дети слушают биение сердца через фонендоскоп) . А вы знаете, как выглядит наше сердце? Я покажу вам изображение настоящего сердца и немного расскаж у о нём. ( Демонстрируется иллюстрация сердца) . - Сердце даёт толчки, которые гоняют кровь по сосудам, благодаря чему она «развозит» по всему телу питание и кислород, забирает всё ненужное. Сердце размером примерно с кулак своего хозяина. Давайте посмотрим на свой кулак. Какого размера ваши сердца? Наше сердце – как мотор в машине: пока мотор работает, машина двигается. В какой стороне расположено сердце? Сердце расположено между лёгкими, в середине грудной клетки, и надёжно защищено ею. Мы можем видеть сердце? Сердце – внутренний орган. Игра «Расположи правильно сердце» – Представим, что Ксюша и Данил стали прозрачными. ( Надеваем фартуки из полиэтилена) . Теперь мы с вами можем увидеть сердце. Где оно находится? Попробуйте сами определить и наклеить бумажное сердечко. Сердце даёт толчки, которые гоня ю т кровь по сосудам и заставля ю т её бегать по всему телу. Если кровь перестанет бегать, то все клетки останутся без пищи и начнут погибать. - К ак вы думаете, ночью сердце работает или нет? Почему? ( ответы детей) - Сердце работает без перерыва, и днём, и ночью, без него человек не может жить. Услышать песенку сердца вы можете в любую минуту. Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или на висок( демонстрирует, как это делается) . - Давайте попробуем услышать песенку сердца( дети слушают пульс на запястье и висках) . - Толчок крови в сосудах, который вы почувствуете, означает, что сердце сделало удар и послало очередную порцию крови по сосудам. Когда человек волнуется или выполняет физические упражнения – его сердце стучит чаще, чем в спокойном состоянии. Давайте это проверим и поиграем в игру « Ловишки с хвостиками» П/ и « Ловишки »- Как стало стучать ваше сердце? Покажите кулачком, как работает у вас сердце. После физической нагрузки нужно обязательно восстановить дыхание и расслабиться. Восстанавливают дыхание( глубокий вдох- потянулись вверх; резкий выдох- руки опустили вниз) . Релаксация. ( Звучит спокойная музыка) Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза, расслабляя все мышцы. Реснички опускаются, глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Шея не напряжена и расслаблена. Дышится легко…ровно…глубоко… Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянулись! Улыбнулись! И совсем уже проснулись! - Как сейчас работает ваше сердце? Почему? Покажите кулачком. Знакомство с правилами «заботы о сердце». Когда мы в спокойном состоянии, наше сердце тоже работает спокойно. Когда человек выполняет лёгкую работу, сердце бьётся нормально. Чем труднее работа, тем чаще бьётся сердце. Но к такой работе оно должно готовиться, чтобы быть сильным. Что помогает сердцу быть сильным? Может, больше отдыхать, не бегать, не прыгать, не лазать? Что же делать, чтобы сердце привыкло к такой тяжёлой работе? - Нужно т ренировать сердце: спортом заниматься, гимнастику по утрам делать, больше гулять на свежем воздухе( показ картинок) . - Как вы думаете, в каком настроении у человека сердце работает лучше? - Когда он весёлый, добрый. - А когда человек сердится? - Он дрожит, напрягается и сердце его тоже напрягается. Поэтому лучше не ссориться, не обижать друг друга, и тогда сердце будет работать лучше. Ещё раз пощупаем пульс. Что делает сердце? - Гоняет кровь, пульсирует. - Наше сердце работает, кровь течёт по сосудам и венам, они похожи на ручейки и речки. Посмотрите на свои руки и найдите эти «ручейки». Опыт с медицинской грушей. Цель: дать представление о функции сердца перекачивать кровь по сосудам. Оборудование: медицинская груша, прозрачные трубки от капельницы, соединённые с грушей в кольцо, подкрашенная вода. Предложить детям представить, что медицинская груша в моих руках – это сердце, а трубочки, отходящие от неё, - сосуды, по которым сердце гоняет кровь. Сердце – «груша» сжимается, кровь бежит по сосудам, снабжая питательными веществами все органы, разжимается – кровь возвращается в сердце. Итак, сердце – важный орган, гоняющий по сосудам кровь, несущую клеткам пищу. Вот так, не переставая, течет кровь по сосудам. Оказывается, они бывают толстые( видимые) и тонкие( невидимые) . Толстые сосуды можно увидеть на руке, повернув ладошку вверх. Си ние полосы – это толстые сосуды, которые называются вены. Переверните руку ладошкой вниз и сильно надавите на ноготь. Что вы заметили? Да, он побелел. Отпустите. Ноготь стал розовым. Это происходит потому, что внутри находятся мелк ие невидимые кровеносные сосуды – капилляры, которые при нажатии сильно сужаются, и кровь перестает двигаться и не поступает к ногтю. Поэтому, чтобы наше сердечко хорошо работало, не носите штанишки с тугой резинкой, ничего не должно мешать движению крови. - Для того, чтобы сердце было здоровым, о нём нужно заботиться: нужно заниматься физкультурой, играть в подвижные игры, обязательно спать ночью, нельзя сильно уставать или переутомляться, плохо влияют на сердце плохое настроение, злость. Вы знаете, что сердце нужно беречь. Давайте ещё раз повторим, к акие же правила надо выполнять, чтобы сохранить здоровое сердце. Сформулируем правила вместе: 1- Занимайся физкультурой 2- Выполняй дыхательные упражнения 3- Больше двигайся на свежем воздухе 4- Хорошо питайся, ешь фрукты и овощи 5- Заботься о зубах 6- Носи удобную одежду 7- Имей доброе сердце и хорошее настроение Если вы будете соблюдать эти правила, то сердце у вас будет хорошо работать и не будет болеть. В заключении дарю сердечки, чтобы помнили о сердце и берегли его. И вы, дорогие гости, берегите своё здоровье, будьте всегда в хорошем настроении, и сердце у вас никогда не будет болеть.

Сценарий развлечения для старшей группы « Путешествие в Здравгород » Цель: Формировать представление детей о здоровом образе жизни; об основны х составляющи х здоровья. В ызвать желание заниматься физкульт урой, выполнять правила гигиены, правильно питаться. Ход развлечения: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте пригласим их к нам в круг, поздороваемся с ними и пожелаем всем «Доброго утра! ». А давайте вспомним, как можно приветствовать друг друга не словами, а песенкой. Песенка с оздоровительным массажем «Доброе утро» в кругу( вместе со взрослыми) Ведущий. - Кто- то к нам сюда спешит, слышите: мотор жужжит( звук мотора) Появляется Карлсон. Карлсон. - А вот и я! Я самый упитанный, я самый воспитанный! В. - Здравствуй, Карлсон, дорогой, рады встрече мы с тобой К. - Я всегда вернуться рад в свой любимый детский сад. Ап- чхи! ( чихает, кашляет, на шее у него шарф) . В. - Что такое? Ты постужен? К. - Я целый день скакал по лужам и теперь простыл, охрип, у меня, наверно, грипп. В. - Как же думаешь лечиться? Пить таблетки- не годится. Вед. : Ребята, к ак можно помочь Карлсону стать здоровым? ( ответы детей) Я предлагаю отправиться в удивительный город. В этом городе никто никогда не болеет, поэтому только там мы сможем узнать секреты здоровья и помочь Карлсону. В этом городе каждое утро все жители делают утреннюю … Дети: Зарядку! Вед. : Вы правы. Утренняя зарядка – первый секрет здоровья. Ребята, приглашайте наших гостей на зарядку( взрослые и дети встают в круг, берут султанчики) . II. Музыкально- ритмическая разминка с султанчиками( со взрослыми) . Вед. : Символ утренней зарядки – «султанчик» мы возьмем с собой( кладет в корзинку) . Вед. : А на чем же мы доберемся в этот загадочный город? Карлсон: Я предлагаю долететь туда на смехолёте … « Мы летим на смехолёте- ха- ха- ха, ха- ха- ха! И смеёмся мы в полёте- ха- ха- ха, ха- ха- ха! Полетели, покружились и на землю приземлились » На ширме появляются Бодрик и Охонька. Вед. : Вот мы с вами прилетели в Здравгород, давайте с вами познакомимся с его жителями, которые помогут нам открыть секреты здоровья. А вот нас встречают первые жители этого города. Ребята, посмотрите на этих человечков в и скажите кто из них веселый Бодрик, а кто грустный Охонька? А вы знаете, что грустные, унылые люди чаще болеют! Чтобы нам не унывать, будем весело играть. III. Подвижная и гра на эмоции «В мире животных»( со взрослыми) . Ребята мы с вами открыли второй секрет здоровья- это быть всегда бодрым, в веселом настроении. Веселое настроение – залог хорошего здоровья! Ведущая снимает с картинки Бодрика символ хорошего настроения – улыбающийся цветок, показывает детям и кладет в корзинку. ( Из- за ширмы мыльные пузыри, звучит музыка) На ширме появляется фигурка Мылкина- Пузыркина. Вед. : Ребята, это же Мылкин- Пузыркин. Он очень любит мыться. Полотенце новое взял – с этикеткой. Да это же загадки! ( читает) 1. Утром, вымыв глазки, губы, Очень важно чистить…( зубы) 2. Для красивой для прически Детям всем нужна…( расческа) 3. Чтобы тело чисто было, Нужно взять кусочек…( мыла) Вед: Ребята, как вы думаете, почему у него такая странная фамилия? ( ответы детей) А вы знаете, какая у Мылкина- Пузыркина любимая игра? Давайте р азвеселим Карлсона и надуем тысячу пузырей! Ваша задача- сделать глубокий вдох и подуть на пузырь так, чтоб он лопнул. Давайте потренируемся( дети пробуют сделать глубокий вдох и резкий выдох) . А взрослые нам помогут. IV. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри» Вед. : Ребята, какой же секрет помог нам открыть Мылкин Пузыркин? ( ответ детей) Третий секрет здоровья- содержать в чистоте тело. Ведущая снимает с картинки Мылкина- Пузыркина символ чистоты – мыло, показывает детям и кладет в корзинку. ( звучит запись грохота и шума) Вед. ( о бращает внимание детей на появившиеся на ширме фигурки Витаминкина и Вкусняшкина) : Что за шум? Что за гром? Ах, это Витаминкин и Вкусняшкин. Они всегда о чем- то спорят. Послушайте: Витаминкин( звучит запись голоса) : Ешьте больше витаминов: Яблок, груш и мандаринов. Для здоровья малышей Нужно много овощей! Вкусняшкин( звучит запись голоса) : Нет! Еда должна быть вкусной, Лучше торт, чем лист капустный! Детям нужен шоколад, Карамель и мармелад. Вед. : Витаминкин, Вкусняшкин, не ссорьтесь! Ребята, помогите разрешить спор: какой должна быть еда для здоровых детей? V. Беседа о полезной и вредной пище. Как вы думаете, кто же из них прав? Конечно, шоколадку можно съесть, но в умеренных количествах. Я предлагаю поиграть в игру «Полезные покупки». Нужно разделиться на 2 команды. Напротив каждой команды н а столах находятся разные продукты. Ваша задача добежать с корзинкой до стола, выбрать полезный продукт, положить его в корзинку и вернуться к своей команде. То же самое делают следующие игроки. А мы потом посмотрим, правильные ли вы выбрали продукты. VI. Игра «Полезные покупки» Итак, четвертый секрет здоровья- это здоровое питание. Ведущая снимает с картинки Витаминкина символ здорового питания – фрукт, показывает детям и кладет в корзинку. Вед. : Давайте вспомним, какие же секреты здоровья мы с вами открыли( достает из корзинки предметы- символы по одному) . Дети называют: 1) Делать утреннюю зарядку; 2) Быть в хорошем настроении. 3) Умываться и содержать в чистоте свое тело; 4) Правильно питаться. Но, почему же Карлсон так и не выздоровел? ( Звучит загадочная музыка, вед. о бращает внимание детей на ширму) : На ширме появляется фигурка Прыгалкин. Вед. : Ребята, это же Прыгалкин. Он хочет, чтобы вы сами догадались, что еще нужно для здоровья. Правильно! Нужно как можно больше двигаться! Это- пятый секрет здоровья. Воспитатель снимает с картинки Прыгалкина символ движения – мячик- прыгунок, показывает детям и кладет в корзинку. Прыгалкин предлагает нам подвигаться. VIII. « Игры- эстафеты »( со взрослыми) Эстафета « Весёлая змейка » Участвуют 2 команды. Первые участники бегут до ориентира, оббегают его, возвращаются к своей команде, берут за руку следующего игрока и уже вдвоём бегут до ориентира и так игра повторяется до тех пор, пока не пробегут все участники весёлой змейкой. Эстафета «Непроливайка! » Участвуют 2 команды. Рядом с каждой командой стоит ведро с водой и стаканчик. Воды в вёдрах одинаковое количество. Напротив каждой команды стоит прозрачный сосуд. Задача игроков: зачерпнуть в стакан как можно больше воды, донести до сосуда, не проливая и вылить. Выигрывает та команда, в чьём сосуде окажется больше воды. Вед. : Ребята, посмотрите наш друг Карлсон выздоровел( снимает с него шарфик) . Карлсон: Спасибо вам, ребята, мне помогли секреты здоровья. Я понял: нужно делать утреннюю зарядку, быть всегда в хорошем настроении, умываться и содержать в чистоте свое тело, правильно питаться и больше двигаться. Вед. : Давайте поблагодарим жителей Здравгорода и попрощаемся с ними( дети прощаются) . А теперь вновь садимся на ковер самолет и возвращаемся в детский сад: «Мы летим на смехолёте- ха- ха- ха, ха- ха- ха! И смеёмся мы в полёте- ха- ха- ха, ха- ха- ха! Полетели, покружились и на землю приземлились»( Вот мы и снова очутились в детском саду) .

Работа по укреплению физического здоровья детей. № п/ п Содержание Группа Периодичность выполнения Ответственные Время Познавательная деятельность 1. Включение в ОД еженедельных занятий познавательного цикла, знакомящих детей со строением тела человека, здоровым образом жизни и безопасным поведением в быту и на природе. ( познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, викторины. Обязательна интеграция с другими областями( ФК, К, ХТ) Средняя, старшая, подгот. гр. еженедельно Воспитатели, специалисты В течение года Организация двигательного режима Утренняя гимнастика Все группы Ежедневно перед завтраком Воспитатели, инструктор по физической культуре В течение года ОД по Физической культуре Все группы 3 раза в неделю инструктор по физической к ультуре В течение года ОД по Музыке Все группы 2 раза в неделю Муз. р уководитель В течение года Динамические паузы Все группы Ежедневно между занятиями воспитатели В течение года Физкультминутки Все группы Ежедневно на занятиях воспитатели В течение года Подвижные и спортивные игры на прогулке Все группы Ежедневно воспитатели В течение года Оздоровительный бег в конце прогулки в теплое время года Средняя, старшая, подгот. гр. Ежедневно воспитатели С апреля по ноябрь Игры- хороводы Все группы Ежедневно воспитатели В течение года Спортивный досуг Все группы 1 раз в месяц инструктор по физической культуре, воспитатели В течение года Физкультурный праздник Все группы 1 раз в полгода инструктор по физической культуре, муз. р уководитель, воспитатели В течение года Гимнастика после сна Все группы Ежедневно воспитатели В течение года Пальчиковые игры Все группы ежедневно Воспитатели, специалисты В течение года Логоритмическая гимнастика Все группы Ежедневно Воспитатели, специалисты В течение года Охрана психического здоровья Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы Старшие группы Ежедневно несколько раз в день Воспитатели, специалисты В течение года Профилактика заболеваемости Минутки «здоровья»( массажи, самомассажи, дыхательная гимнастика, упражнения для снятия напряжения с глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки) Старшие группы Ежедневно несколько раз в день по 2- 3 минуты Воспитатели, специалисты В течение года Профилактика гриппа 1. Аэрация групп мелко нарезанным чесноком и луком. 2. Чесночно- лимонный настой. 3. Витамин «С». 4. Оксолиновая мазь 5. Ношение медальона со свежими дольками чеснока. Все группы Средняя, старшие группы Все группы Все группы ежедневно в период эпидемии. ежедневно по 1 ч. л. 2 раза в день( перед обедом и ужином) . ежедневно перед прогулкой. ежедневно Воспитатели, медсестра Осень, зима, в есна Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март Закаливание Воздушные ванны( облегченная одежда, в соответствии с сезоном) Все группы ежедневно Воспитатели, помощник восп- ля, медсестра В течение года Прогулки на воздухе Все группы ежедневно Воспитатели В течение года Хождение босиком по траве Все группы Ежедневно в летний период Воспитатели Июнь- август Хождение босиком по «дорожке здоровья» Средняя, старшая, подгот. гр. Ежедневно после дневного сна Воспитатели В течение года Обширное умывание Старшие группы Ежедневно после дневного сна Воспитатели, помощник воспитателя, медсестра В течение года Полоскание зева кипяченой охлажденной водой Старшие группы Ежедневно после каждого приема пищи Воспитатели, помощник воспитателя, медсестра В течение года Организация рационального питания Включение в рацион растительного масла, растительных волокон и клетчатки. Все группы ежедневно медсестра В течение года Включение в рацион свежих овощей, фруктов и соков. Все группы ежедневно медсестра В течение года Витаминизация третьего блюда Все группы ежедневно медсестра Осень, зима, весна

Оставить комментарий: