a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация коррекционной работы в школе для детей с нарушениями слуха в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ

Автор: Авдеева Татьяна Федоровна Опубликовано: 2017-09-08 08:05:25

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАМ КАХ РЕ А ЛИЗАЦИИ Ф ГОС НОО ОБУЧАЮ ЩИХСЯ С ОВЗ Авдеева Татьяна Федоровна Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат», Минусинск, Россия Аннотация: в статье показана организация коррекционной работы с глухими и слабослыша щими обучающимися при введении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, освещаются направления коррекционно- развивающей работы, комплексная диагностика, психолого- педагогическое обследование, на основе которых осуществляется дифференцированный под ход в развитии речевого слуха учащихся по разноуровневым программам и обучение по вариантам АООП НОО обучающихся с ОВЗ. Ключевые слова: глухие, слабослышащие обучающиеся, комплексное обследование, разноуровневые программы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возмож ностями здоровья вступил в силу 01. 09. 2016 года. С тандарт опирается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцию ООН о правах ребёнка, Конвенцию ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ[ 3: 3] . В стандарте предложены варианты программ для глухих: 1. 1, 1. 2, 1. 3, 1. 4[ 3: 14] ; варианты программ для слабослышащих: 2. 1, 2. 2, 2. 3. [ 3: 68] . К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое( необратимое) двустороннее( на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено( тугоухость) или невозможно( глухота[ 2: 7] . С 01. 09. 2016 г. образовательный процесс в начальной школе КГБОУ «Минусинская школа- интернат» осуществляется в качественно но вой парадигме. Первый класс обучается по вариантам 2. 2 и 1. 3 для слабослышащих и глухих учащихся. В рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ разработана Программа коррекционной работы, которая имеет два раздела: « Коррекционно- развивающая работа по формированию произношения и развитию речевого слуха» и « Психолого- педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ». Коррекционная работа осуществляется по следующим направления м: 1. Создание слухо речевой образовательной среды для детей с недостатками слуха. Для этого учителя- дефектологи, учителя начальных классов, педагог- психолог, социальный педагог проводят диагностическую работу, которая включает: - комплексное обследование состояния слуха на речь и обследование речевого развития всех обучающихся на начало и конец учебного года( п роверка восприятия слов разными сенсорными способами по спискам слов Л. В. Неймана, проверка восприятия фраз разными сенсорными способами, восприятие текста, обследование слуха с помощью речи, исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии у вновь прибывших, обследование внятности речи по спискам Э. И. Леонгард) [ 1: 69] ; - психолого- педагогическое обследование с целью выявления особенных образовательных потребностей каждого обучающегося; - своевременное выявление детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, испытывающего труднос ти в обучении и общении; - обследование о собенностей речевого развития( о бследование звукопроизношения и ритмико- интонационной структуры речи) ; - обследование степени сформированности навыка чтения с губ( методика Э. В. Мироновой) ; - выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - системное воздействие на учебно- познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) , коррекцию отклонений в развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций. 2. Организация внеурочной деятельности: - формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи( индивидуальные занятия) ; - музыкально- ритмические занятия( фронтальные занятия) ; - развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи( фронтальные занятия) . 3. Консультативная работа: - консультирование учителя ми- дефектологами педагогов для выработки совместных рекомендаций по основным направлениям работы, реализации дифференцированного подхода при выборе разноуровневых программ по развитию речевого слуха, разработанных с учетом состояния нарушенной слуховой функции, возможностей восприятия устной речи разными сенсорными способами, уровня раз вития произносительной сто роны речи, а так же при определении вариантов Адаптированной основной обще образовательной программ ы начального общего образования для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с уровнем их психофизического развития; - консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Проведение мониторинга: - совместное составление педагогами характеристики слухоречевого развития каждого ученика, отражающей результаты контрольных проверок, динамику развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, развития восприятия неречевых звучаний, особенности овладения программным материалом, достижение обучающимся планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обу чения; - анализ успешности коррекционно- развивающей работы( медико – психолого –педагогический консилиум) . Библиографический список 1. Кузьмичёва Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. п особие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е. П. Кузьмичёва, Е. З. Яхнина; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с. 2. Кузьмичёва Е. П. Методика развития слухового восприя тия глухих учащихся: 1- 12 кл. : Пособие для учителя. - М. : Просвеще ниие, 1991. - 160 с. 3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении ф едераль ного государствен ного образовательного стандарт а начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья » от 19. 12. 2014г. №1598. - 326 с. © ТФ Авдеева, 2017

Оставить комментарий: