a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рабочая программа с детьми ОВЗ пгт группа

Автор: Василенко Татьяна Юрьевна Опубликовано: 2017-09-12 10:53:20

Документы для скачивания

Принята на заседании «СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ» педагогического совета Заведующий МАДОУ «Детский сад МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино» комбинированного вида № 1 г. Шебекино »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Протокол №_ _ _ _ _ с т. воспитатель Н. Д. Кондакова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. А. Лукашова от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2017 г. Приказ от «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2017 г. №_ _ _ _ _ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по художественно – эстетическому развитию( музыка) , в подготовительной группе комбинированного вида для детей с нарушениями речи( 6- 7 лет) на 2017- 2018 учебный год Составитель: Василенко Т. Ю. музыкальный руководитель 2017 г. Шебекино Разделы Содержание разделов Страница 1. Целевой Пояснительная записка 1. 1. Цели и задачи программы                                                                3 1. 2. Принципы и подходы к  формированию программы                                                               5 1. 3. Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей с ОВЗ( О НР) 6 1. 4. Планируемые результаты освоения Рабочей программы. 8 2. Содер- жатель- ный 2. 1 Описание образовательной деятельности детей в соответствии с направлениями развития ребенка в" Художественно- эстетической области" ( раздел «Музыка») 9 2. 2. Описание вариативных форм, способов методов и средств реализации программы.     10 2. 3.   Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников 11 2. 4. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя- логопеда 12 2. 5.  Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя 13 2. 6. Взаимодействие музыкального руководителя и специалистов ДОУ                                      14 3. Органи- зацион- ный Описание материально- технической базы Программы 3. 1. Календарно- тематическое планирование 17 3. 2. Материально- техническое обеспечение Программы 25 3. 3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий   27 Список литературы 30 I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении далее( МАДОУ) , возрастных и психологических особенностях детей. Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию образовательной программы МАДОУ. Программа разработана в соответствии: Уставом и нормативными документами МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино»; Федеральным законом РФ от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ" Об образовании в РФ" ; СанПин 2. 4. 1. 3049- 13; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155. Разработана с учетом Основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино». В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи далее( ОНР) . Цели и задачи реализации программы Цель программы: развитие музыкальных и творческих способностей детей с ОНР, позволяющих органично включиться в различные виды продуктивной деятельности. Музыкальные задачи: Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития выразительных движений. Заложить основы гармоничного музыкального развития( развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии) Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей, потенциально одаренных детей. Приобщать детей к русской народно- традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре Белгородской области. Способствовать освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений повседневной жизни. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. Развивать творческие способности детей и навыки владения «мышлением тела»( моторной памяти) . Развивать творческие способности и активность детей в доступных для них видах музыкальной деятельности. Коррекционные задачи: оздоровление психики, воспитание уверенности в себе, своих силах; развитие двигательного аппарата: координации движений, развитие дыхания, мелкой моторики, ориентировки в пространстве; активизация словаря ребенка, исправление речевых недостатков при помощи певческой деятельности. выбор оптимальных для развития ребёнка с ОНР коррекционных программ/ методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на образовательно- познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений развитии; развитие эмоционально- волевой и личностной сфер ребёнка; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах; Условия, необходимые для реализации данной программы: Знание логопедического диагноза каждого ребенка и учет этих особенностей при планировании работы, индивидуальный подход к каждому ребенку; Взаимосвязь музыкального руководителя, воспитателя и учителя- логопеда, работающих в данной группе; Тщательный отбор репертуара для каждого вида деятельности. Репертуар должен быть доступным и разноплановым по содержанию, удобный для произношения текст, несложные запоминающиеся мелодии, темп медленный или средний, несложный аккомпанемент. 1. 2. Основные подходы к формированию программы Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 4. Программа сформирована как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования( объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) . Программа направлена: на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. программе учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации. 1. 3. Характеристика особенностей детей с нарушениями речи( общим недоразвитием речи- ОНР) Под термином «общее недоразвитие речи»( ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и cловообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь. Возрастные особенности детей 6- 7- лет. сюжетно- ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель- мама или покупатель- шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи- рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Непосредственно- образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой- то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Планируемые результаты освоения программы. К концу года дети смогут: Внимательно слушать музыкальные произведения различной тематики от начала до конца, эмоционально откликаться на них выражая свои мысли, чувства, впечатления; уметь передавать выразительные музыкальные образы; Узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте( в пределах октавы) ; Замечать изменения в динамике и силе звучания( громко- тихо, быстро- медленно) ; Петь, не отставая и, не опережая друг друга; Воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений; Выполнять программные танцевальные движения, двигаться под музыку с предметами: в подгруппе, с партнером; Доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам; Взаимодействовать со сверстниками, используя различные способы на основе правил музыкальной игры; Различать и называть детские музыкальные инструменты; Уметь передавать игровые образы, использовать способы творческих действий в песенной, двигательной, инструментальной импровизациях. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2. 1 Описание образовательной деятельности детей в ко мбинированной группе Содержание образовательной работы по ОО «Художественно- эстетическое развитие» музыкальная деятельность ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Музыкальное развитие детей с О НР Цели: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пр ививать интерес и любовь к ней, ф ормировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. Слушание( восприятие) музыки- Учить различать жанры музыкальных произведений( песня, танец, марш) , узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии. - Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов( фортепиано, скрипка, балалайка, баян) . - Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей. Пение- Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. - Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы. - Точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова. -  П еть  умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. - Продолжать формирование навыков сольного пения. Музыкально- ритмические движения- Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. - Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. - Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. - Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку( кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг) . - Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. - Учить пляскам, в которых используются эти элементы. - Прививать  умение  самостоятельно  исполнять  танцы  и  пляски,  запоминая последовательность танцевальных движений. - Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки. Игра на детских музыкальных инструментах- Отрабатывать навыки игры в ансамбле. - Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. - Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. - Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования. 2. 2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей,  так и в самостоятельной деятельности дошкольников.                                                                 Вариативность форм образовательной деятельности.                       Виды деятельности                                 Возможные формы работы. Игровая Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры. Коммуникативная Беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы. Продуктивная Мастерская по изготовлению музыкальных инструментов, реализация проектов, изготовление атрибутов Музыкально- художественная. Импровизация, муз. дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, разучивание. Двигательная. Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения. Восприятие худ. литературы. Чтение, разучивание, театрализация, обсуждение, постановка проблемной ситуации. 2. 3. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников Взаимодействие педагога с родителями и законными представителями семьями детей строятся на основе сотрудничества и направлено на осуществление полноценного развития ребенка, создание равных условий образования детей не зависимо от достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды и на выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует родителей на участие в реализации программы, для создания своевременного развития ребенка. Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников: - с овместная организация выставок произведений искусства( декоративно- прикладного) с целью обогащения художественно- э стетических представлений детей; - о рг анизация и проведение концертов; - а нкетирование родителей с целью изучения их представлений о б эстетическом воспитании детей; - о рганизация тематических консультаций, папок- передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно- эстетического воспи тания ребёнка; - у частие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов; - п роведение музыкальных праздников, досугов с привлечением родителей; - о рганизация совместных посиделок. 2. 4. Взаимодействие музыкального руководителя с учителем- логопедом В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно- развивающее; информационно- консультативное. Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми. Принципы построения совместных занятий: Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий. Задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно- образовательной деятельности: Оздоровительные Образовательно- воспитательные Коррекционные Укреплять костно- мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ. 2. 5. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем группы Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого- педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель, как носитель специализированных знаний и способностей, ставит специализированные цели организованного обучения в форме занятий. Музыкальное занятие- важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Задача воспитателя и музыкального руководителя- создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. При этом музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства. На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание. 2. 6. Взаимодействие музыкального руководителя с педагогом- психологом Основной целью педагога- психолога, как и музыкального руководителя, является подготовка детей    к обучению в школе. Педагог- психолог ДОУ ведет свою работу по основным направлениям:  - психопрофилактика;  - психологическое просвещение;  - психодиагностика;  - психокоррекция;  - психологическое консультирование Оба специалиста развивают у дошкольников такие интегративные качества, как:  - эмоциональная отзывчивость; - овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и детьми; - любознательность, активность. Объединяющими усилиями педагогов ДОУ и всех специалистов для развития детей с ТНР является развитие эмоциональной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального климата. К основным процедурам работы педагога- психолога, так и музыкального руководителя, можно отнести – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками, игры способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию( снижают уровень возбуждения, снимают напряжение) ; приветствие и прощание носят ритуальный характер. Одним из лучших средств для того, чтобы размягчить «черствое» сердце ребенка является музыка. Она в совокупности с психологическими упражнениями дает значительные сдвиги в работе по данному направлению. Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии. Педагог- психолог и музыкальный руководитель стремятся осуществлять свою работу, используя разнообразные методы и формы, одной из которых является проведение в ДОУ совместных мероприятий. Взаимодействие музыкального руководителя с инструктором по физической культуре Общая цель в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре- максимально возможное развитие жизнеспособности детей с ОВЗ, формирование элементарных представлений о способах социально- одобряемого поведения и двигательных умений, доступных для дошкольников на основе развития интеллектуальных и физических возможностей; оказание помощи в освоении Образовательной программы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино». Основной вид детской деятельности: музыкально- художественный Использование музыки в двигательной деятельности: музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкальных произведений с целью повышения двигательной активности, работоспособности, стимулирования понимания, памяти, мышления Основной вид детской деятельности: двигательная активность Решение задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности Основной вид детской деятельности: игровой Закрепление приобретённых знаний и умений через        интеграцию в повседневной жизни детей Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность. Помощь музыкального руководителя заключается в организации музыкального сопровождения, которое способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Совместно с музыкальным руководителем инструктор по физической культуре проводит музыкально- спо ртивные праздники и развлечения.                   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Описание материально- технического обеспечения  Программы 3. 1. Календарно- тематическое планирование по музыкальному развитию в группах комбинированного вида Сентябрь Музыкально- ритмические движения: «Физкультура» Ю. Чичкова, «Прыжки»( «Этюд» муз. Л. Шитте) , «Хороводный и топающий шаг»( «Я на горку шла» русская народная мелодия) , «Марш» муз. Н. Леви, Упражнения для рук( «Большие крылья» армянская народная мелодия) , Упражнение «Приставной шаг» муз. А. Жилинского. Развитие чувства ритма, музицирование: Ритмические рисунки из «солнышек», «Комната наша» муз. Г. Бэхли, Ритмические цепочки «Гусеница», «Горы», «Хвостатый- хитроватый». Слушание: «Танец дикарей» муз. Есинао Нака, «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова. Распевание, пение: «Ежик и бычок» «Динь- динь, письмо тебе! »( немецкая народная песня) , «Осень» муз. А. Арутюнова, «Падают листья» муз. М. Красева, «Лиса по лесу ходила»( русская народная песня) , «На горе- то калина»( русская народная песня) , «Рябинушка»( народная песня) . Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Антошка» муз. В. Шаинского, «Отвернись – повернись»( карельская народная мелодия) , «Светит месяц»( русская народная песня) . Игры, хороводы: «Веселые скачки» муз. Б. Можжевелова, «Алый платочек»( чешская народная мелодия) , «Почтальон», «Машина и шофер». Октябрь Музыкально- ритмические движения: Упражнение «Высокий и тихий шаг»( «Марш» муз. Ж. Б. Люлли) , «Боковой галоп»( «Контрданс» муз. Ф. Шуберта) , «Приставной шаг» муз. Е. Макарова, «Бег с лентами»( «Экосез» муз. А. Жилина) , «Прыжки»( «Этюд» муз. Л. Шитте) . Развитие чувства ритма, музицирование: «Веселые палочки», «Пауза». Слушание: «Марш гусей» муз. Бина Канэда, «Осенняя песнь» муз. П. Чайковского. Распевание, пение: «Разговор с дождем», «Ехали медведи» муз. М. Андреевой, «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, «Хорошо у нас в саду» муз. В. Герчик, «Как пошли наши подружки»( русская народная мелодия) . Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Хороводный топающий шаг»( русская народная мелодия) , «Полька» муз. Ю. Чичикова. Игры, хороводы: «Кто скорее? » муз. Л. Шварца, «Зеркало»( «Пьеса» муз. Б. Бартока) . Ноябрь Музыкально- ритмические движения: «Поскоки и сильный шаг»( «Галоп» муз. М. Глинки) , «Упражнение для рук» муз. Г. Вилькорейского, «Прыжки через воображаемые препятствия»( венгерская народная мелодия) , «Спокойная ходьба с изменением направления»( английская народная мелодия) , «Хороводный шаг»( русская народная мелодия) . Развитие чувства ритма, музицирование: «Аты- баты», «Ручеек», «Хвостатый – хитроватый», «Паузы». Слушание: «Две плаксы» муз. Е. Гнесиной, «Русский наигрыш»( народная мелодия) . Распевание, пение: «Ручеек», «Моя Россия» муз. Г. Струве, «Дождик обиделся» муз. Д. Львова- Компанейца, «Горошина» муз. В. Красева, «Пестрый колпачок» муз. Г. Струве, «Российский Дед Мороз», «Зимушка- зима» муз. А. Вахрушевой. Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Парный танец»( хорватская народная мелодия) , «Танец утят»( французская народная песня) , «Птичка польку танцевала» муз. А. Рыбникова, «Вокруг елки» песня- танец. Игры, хороводы: «Ищи! » муз. Т. Ломовой, «Роботы и звездочки»( «Контрасты» музыка неизвестного автора) , «Почтальон». Декабрь Музыкально- ритмические движения: «Шаг с акцентом и легкий бег»( венгерская народная мелодия) , Упражнения для рук( «Мельница» муз. Т. Ломовой) , «Марш» муз. Ц. Пуни, «Боковой галоп»( «Экосез» муз. А. Жилина) , «Спокойная ходьба с изменением направления»( английская народная мелодия) . Развитие чувства ритма, музицирование: «С барабаном ходит ежик», «Гусеница с паузами», «Аты- баты». Слушание: «В пещере гонного короля» муз. Э. Грига, «Снежинки» муз. А. Стоянова, «Две плаксы» муз. Е. Гнесиной, «Русский наигрыш»( русская народная мелодия) . Распевание, пение: «Верблюд» муз. М. Андреева, «В просторном светлом зале» муз. А. Штерна, «Новогодняя» муз. А. Филиппенко, «Горячая пора» муз. А. Журбина, «Лиса по лесу ходила»( русская народная песня) , «Новый год! »( на мелодию американской песни) . Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Танец вокруг елки»( чешская народная мелодия) , «Воробьиная дискотека». Игры, хороводы: «Жмурки»( русская народная мелодия) , «Дед Мороз и дети» муз. И. Кишко, «Кто скорее! » Январь Музыкально- ритмические движения: «Упражнения с лентой на палочке» муз. И. Кишко, «Поскоки и энергичная ходьба»( «Галоп» муз. Ф. Шуберта) , «Ходьба змейкой»( «Куранты» муз. В. Щербачева) , «Поскоки с остановками»( «Юмореска» муз. В. Дворжака) , Упражнения для рук «Мельница» муз. Т. Ломовой. Развитие чувства ритма, музицирование: «Загадка», Игра «Эхо», «Ручеек», «С барабаном ходит ежик». Слушание: «У камелька» муз. П. Чайковского, «Пудель и птичка» муз. Ф. Лемарка, «Снежинки» муз. А. Стоянова. Распевание, пение: «Да кота»( польская народная песня) , «Зимняя пляска) муз. М. Красева, «Сапожник»( французская народная мелодия) , «Солдатик» муз. Г. Куриной( дополнительный материал) . Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Танец в парах»( латышская народная мелодия) , «Сапожники и клиенты»( польская н ародная мелодия) , Полька «Кремена» муз. А. Арскос. Игры, хороводы: «Что нам нравится зимой? » муз. Е. Тиличеевой, «Жмурки»( русская народная мелодия) , «Ищи! » муз. Т. Ломовой. Февраль Музыкально- ритмические движения «Прыжки и ходьба» муз. Е. Тиличеевой, Упражнение «Нежные руки»( «Адажио» муз. Д. Штейбельта) , «Марш- парад» муз. В. Сорокина, «Бег и подпрыгивание»( «Экосез» муз. И. Гуммеля) , «Ходьба з мейкой» муз. В. Щербачева. Развитие чувства ритма, музицирование: «Две гусеницы», изучаем длительности, работа с ритмическими рисунками. Слушание: «Флейта и контрабас» муз. Г. Фрида, «Болтунья» муз. В. Волкова, «Пудель и птичка» муз. Ф. Лемарка. Распевание, пение: «Наша Родина сильна» муз. А. Филиппенко( дополнительный материал) , «Блины»( русская народная мелодия) , «Будем моряками» муз. Ю. Слонова, «Мамина песенка» муз. М. Парцхаладзе, «Лесная песенка» муз. В. Витлина, «Самая счастливая» муз. Ю. Чичикова, «Хорошо рядом с мамой» муз. А. Филиппенко. Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Пляска с поворотами» муз. Ю. Чичикова, «Волшебный цветок» муз. Ю. Чичикова. Игры, хороводы: «Скрипучая дверь»( «Хей- ко» муз. Ф. Черчиля) , «Как на тоненький ледок»( русская народная мелодия) , «В Авиньоне на мосту»( французская народная мелодия) . Март Музыкально- ритмические движения: Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба( «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки) , Упражнение «Бабочки» муз. П. Чайковского, «Ходьба с остановкой на шаге»( венгерская народная мелодия) , Упражнение «Бег и прыжки»( «Пиццикато» муз. Л. Делиба) , Упражнение «Нежные руки»( «Адажио» муз. Д. Штейбельта) . Развитие чувства ритма, музицирование: «Комар», ритмическая игра с палочками«Сделай так! » Слушание: «Песнь жаворонка» муз. П. Чайковского, «Марш Черномора» муз. М. Глинки. Распевание, пение: «Мышка», «Идет весна» муз. В. Герчик, «Солнечная капель» муз. С. Соснина. «Долговязый журавль»( русская народная мелодия) , «Динь- динь, детский сад! ». Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Танец» муз. В. Чичикова, «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева, «Танец мотыльков» муз. Рахманинова, «Парный танец»( финская полька) . Игры, хороводы: «Будь ловким! » муз. Н. Ладухина, «Заря- зарница», «Бездомный заяц», «Кто быстрее прибежит в галошах? » Апрель Музыкально- ритмические движения: «Осторожный шаг и прыжки» муз. Е. Тиличеевой, Упражнение для рук «Дождик» муз. Н. Любарского, Упражнение «Тройной шаг»( «Петушок» латвийская народная мелодия) , «Поскоки и прыжки» муз. И. Саца. Развитие чувства ритма, музицирование: «Ворота», «Загадки», «С барабаном ходит ежик», «Дирижер». Слушание: «Три подружки» муз. Д. Кабалевского, «Гром и дождь» муз. Т. Чудовой. Распевание, пение: «Чемодан», «Песенка о светофоре» муз. Н. Петровой, «Солнечный зайчик» муз. В. Голикова, «Волк», «Песенка дошкольника», «Идем в школу» муз. Ю. Слонова, «Мы теперь ученики! » муз. Г. Струве. Танцевальное, танцевально- игровое творчество: «Полька с хлопками» муз. И. Дунаевского, «Полька с поворотами», «Барбарики», «Вальс», «Тропинка». Игры, хороводы: «Звероловы и звери» муз. Е. Тиличеевой, «Замри»( английская народная мелодия) , «Заря- зарница». Май Музыкально- ритмические движения: «Цирковые лошадки» муз. М. Красева, «Спокойная ходьба» муз. В. А. Моцарта, «Шаг с поскоком и бег» муз. С. Шнайдер, «Шагают аисты»( «Марш» муз. Т. Шутенко) . Развитие чувства ритма, музицирование: «Что у кого внутри? », «Дирижер», «Аты- баты». Слушание: «Королевский марш львов» муз. К. Сен- Санса, «Лягушки» муз. Ю. Слонова, «Гром и д ождь» муз. Т. Чудовой. Распевание, пение: «Зайчик», «До свиданья, детский сад» муз. Г. Левкодимова, «Песенка будущего школьника», «Детсадовская кадриль». Танцевальное, танцевально- игровое творчество: Полька «Чебурашка» муз. В. Шаинского, «Вальс». Игры, хороводы: «Зоркие глаза» муз. М. Глинки, «Лягушки и аисты» муз. В. Витлина. 3. 2. Материально- техническое обеспечение Программы Материально- техническое обеспечение Программы: Соответствие СанПинН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Соответствие правилам пожарной безопасности; Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; Оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой; Учебно- методический комплект, оборудование, оснащение. Для успешной реализации Программы используются: групповые помещения, музыкальный зал, методический кабинет, спортивный зал. ●ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы. Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.   Принципы построения предметно- развивающей среды: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности- динамичности; эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей: Спокойная и доброжелательная обстановка, Внимание к эмоциональным потребностям детей, Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку, Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения, Созданы условия для развития и обучения Художественно- эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно- эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие. Зал оснащен: аудиоаппаратурой( музыкальным центром) , фортепиано, компьютером, современным нотным материалом, аудиокассетами, С D- дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами, музыкально- дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательно- образовательного процесса. Предметно- пространственная среда Помещение Вид деятельности, процесс Оснащение Музыкальный зал Организованная образовательная деятельность Организация дополнительных образовательных услуг( кружки) Театральная деятельность Индивидуальные занятия Тематические досуги Развлечения Театральные представления Праздники и утренники Концерты Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Библиотека методической литературы, сборники нот Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала Музыкально- дидактические игры Музыкальный центр ПК Пианино Разнообразные музыкальные инструменты для детей Подборка С D- дисков с музыкальными произведениями Ширма для кукольного театра Детские, взрослые костюмы Детские стулья Групповые комнаты Самостоятельная творческая деятельность Театральная деятельность Экспериментальная деятельность Индивидуальные занятия Различные виды театров Детские костюмы Музыкальные уголки Музыкально- дидактические игры Раздевальные комнаты Информационно- просветительская работа с родителями Информационный уголок Наглядно- информационный материал 3. 3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Главная цель – создать у детей радостное настроение вызвать положительный подъём, сформировать праздничную культуру.   Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры воспитанников: они получают знания, знакомятся с традициями и обычаями, учатся сохранять их. Длительность праздника в старших группах состав ляет 45- 50 минут. При составлении программы праздника учитывается: - возрастные особенности детей; - классификация праздника или развлечения; - расположение детей, последовательность выступлений и сюрпризных моментов; - планомерность и последовательность репетиций; - эстетическое оформление; - выполнение норм по СанПиНу; - качество музыкального сопровождения. Задачи: - ф ормирование мотивации к  музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование; - ф ормирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию; - ф ормирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно- выразительными особенностями народных инструментов; - з накомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний; - з накомство  детей с традициями игры на народных инструментах; - о богащение словарного запаса ребёнка. Месяц Мероприятие Цель Ответственный сентябрь Праздник « День Знаний» Досуг «День дошкольного работника» Создать атмосферу праздника, показать детям значимость получения знаний, воспитывать уважение к книге, педагогическим профессиям, развивать драматические и творческие способности. Формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников. Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели октябрь Развлечение «Осенины» Создать радостную атмосферу праздника, вызывать желание активно участвовать в праздничном представлении, формировать интерес к художественно- эстетическому творчеству. Музыкальный руководитель Воспитатели н оябрь Развлечение «День Матери» Воспитывать любовь и уважение к маме, вызывать желание активно участвовать в праздничном представлении. Музыкальный руководитель Воспитатели Родители декабрь Новогодние праздники Создать радостную атмосферу новогоднего праздника, объединить детей общностью переживаний, эмоциональным настроением, ощущением чего- то необычного, значимого, сказочного Музыкальный руководитель Воспитатели январь Рождественские каникулы. Традиция «Щедрование» Знакомить детей с народными обычаями, приобщать через музыкальную деятельность к русской народной культуре. Музыкальный руководитель Воспитатели февраль Праздник «День защитника Отечества» Традиция- народный праздник «Масленица» Воспитывать в детях уважение к российской армии, чувства патриотизма, создать радостную атмосферу праздника. Знакомить детей с народными обычаями, приобщать через музыкальную деятельность к русской народной культуре. Музыкальный руководитель Воспитатели Инструктор по физической культуре м арт Праздник «Международный женский день» Формировать знания о международном женском дне, вызывать желание активно участвовать в праздничном представлении, воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Музыкальный руководитель Воспитатели а прель Развлечение «Весна- Красна» Расширять знание детей о весне, как о времени года, ее признаках и явлениях; пополнение и обогащение знаний детей представление о многообразии природных явлений, жизни животных, птиц и растениях. Музыкальный руководитель Воспитатели м ай День Победы Выпускной бал Воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам войны, пожилым людям, приобщать детей к музыке Великой Отечественной войны. Создать атмосферу веселого праздника, развивать творческие способности детей. Музыкальный руководитель Воспитатели Родители июнь- август День защиты детей Создать атмосферу праздника, развивать творческие способности. Музыкальный руководитель Воспитатели Список литературы: Веракса Н. Е. , Комарова Т. С. , Васильева М. А. . От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика- Синтез, 2014. Кшенникова Н. Г. музыкально- дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников. – Волгоград: Учитель. , 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 3- 4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 4- 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 5- 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 6- 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Галкина М. А. , Демина В. А. . Музыкальное развитие дошкольников. ООО «ТЦ Сфера», 2015. Никитина Е. А. Музыкальные игры для детей 5- 7 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2017 Гомонова Е. А. Секреты музыкального воспитания дошкольников. М. ВАКО, 2016 Грузова М. Ю. Занятия с детьми 2- 3 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2017 Бабинова Н. В. , Мельцина И. В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. СПб. : Издательство»ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017 Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 Скопинцева О. А. Развитие музыкально- художественного творчества старших дошкольников. Волгоград: Учитель. Равчеева И. П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Волгоград: Учитель, 2015. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2008. Костина Э. П. Музыкально- дидактические игры. Ростов н/ Д: Феникс, 2010.

Оставить комментарий: