Витаминный календарь.
Документы для скачивания
ВИТАМИННЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ ДЕТЕй Витаминный календарь для детей поможет разобраться, как составить меню ребенка в зависимости от сезона. Роль витаминов для здоровья и нормального развития ребенка неоспорима. Они регулируют обмен веществ, процессы кроветворения, необходимы для поддержки иммунитета, формирования скелета, мышц и органов. Полноценный рост и развитие ребенка возможен только при условии, что детский организм получает достаточное количество витаминов. Например, витамин А отвечает за процесс формирования зубов и костей, за состояние зрения. Витамины группы В поддерживают функцию мозга, регулируют работу нервной системы, обеспечивают нормальный аппетит и рост. Витамин С также важен для костей и зубов ребенка, для укрепления иммунитета и профилактики кровоточивости десен. Витамин D способствует усваиванию кальция и у частвует в формировании костей. Витамин Е поддерживает оптимальный углеводный обмен в организме ребенка. Натуральным источником витаминов является питание, в частности, свежие овощи и фрукты. А витамин D образуется в организме под воздействием солнечного света. Но доступ к этим природным источникам в разные сезоны года отличается. Например, осенью и зимой солнечные дни бывают не так часто, а к весне запас витаминов в овощах и фруктах значительно уменьшается. Как обеспечить ребенка всеми необходимыми витаминами, независимо от времени года? В этом поможет витаминный календарь для детей. ЗИМНИЕ ВИТАМИНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Традиционными фруктами в детском рационе зимой являются яблоки, цитрусовые, бананы. В холодное время года особую актуальность для детского организма имеет витамин С. Самыми популярными источниками этого витамина в холодный период являются цитрусовые. Поскольку апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны созревают в конце осени, то к зиме они не успевают утратить полезные вещества. «Минус» цитрусовых в том, что они могут вызвать аллергическую реакцию, особенно у детей. Поэтому нельзя давать их ребенку до 1 года. Позже можно вводить в детский рацион постепенно, начиная с небольших долек, чтобы убедиться в отсутствии аллергии. Другими источниками витамина С являются шиповник, киви и черная смородина( замороженные в сезон ягоды) . В бананах витамина С намного меньше, но зато они богаты каротином, который в организме преобразуется в витамин А, и калием. Яблоки – самый привычный фрукт наших широт. Их вводят в детский прикорм одним из первых. К зиме яблоки утратили часть витаминов, поэтому их желательно давать ребенку регулярно. Выбирайте зеленые яблоки. Они содержат на 25% больше витамина С, чем красные и желтые. Также яблоки богаты витаминами А, B1, B2, B5, железом, магнием и калием. Не забывайте о сухофруктах: сухих яблоках, грушах, изюме, кураге, черносливе. Эти продукты представляют собой поливитаминные комплексы. Доступными источниками витаминов в зимних овощах являются картофель, белокочанная капуста, морковь, лук, чеснок, свекла. Из картофеля организм малыша получает витамин С, витамины Е, РР, К и фолиевую кислоту. Больше всего витаминов сохраняется в запеченном картофеле, а меньше- в отварном. Капуста- кладезь витаминов А, С, биофлавоноидов и клетчатки. Морковь — всем известный источник витамина А. Лук, чеснок известны иммуномодулирующими свойствами. Источником витамина D в «пасмурный» сезон являются яйца, рыба, рыбий жир. Хороший источник витаминов группы В и селена – крупы. ВЕСЕННИЕ ВИТАМИНЫ В начале весны дети склонны к разнообразным заболеваниям. Ведь к этому времени в иммунитет успевает ослабнуть, образуется сезонный недостаток витаминов. Меню ребенка в этот период должно содержать достаточно овощей и фруктов( морковь, капуста, свекла, цитрусовые, киви, яблоки, бананы) . В ежедневном рационе обязательно должны быть рыба, мясо, молочные продукты, крупы. Посоветуйтесь с педиатром, какие мультивитаминные комплексы можно давать ребенку в этот период года, чтобы поддержать иммунитет. Консультация для родителей" Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство? " Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство? Вряд ли вы над этим задумывались когда- либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания. Вы все еще считаете, что ягоды – это сплошные витамины, а грибы съедобны все, кроме ядовитых? Вот вам и народные заблуждения. ГРИБЫ Грибы не собирают почти нигде в мире. Их считают вредными и боятся. Только в России процветает грибной спорт. Грибы в России любят, и не только такие, от которых становится весело. Большинство собирает сыроежки, подберезовики, подосиновики, которыми брезгуют жители США, Канады и Великобритании. Грибы – это потребители. В них не содержится хлорофилл, поэтому они ничего не производят, а только потребляют. Например, грибница впитывает полезные вещества из почвы и лечит ими деревья. Грибы называют растительным мясом из- за высокого содержания в них белка, но белок прячется за хитином – веществом, из которого сделан панцирь раков и жуков. Из- за него грибы считаются тяжелой пищей – попробуйте- ка переварить панцирь. Благодаря хитину, большой процент питательных веществ, содержащихся в грибах, оказывается не у дел. Известно, что грибы впитывают в себя огромное количество токсичных веществ. К примеру, радиоактивный цезий, кадмий, ртуть, свинец. Поэтому ни в коем случае нельзя собирать грибы вдоль дорог или в промышленных зонах. Самые благородные грибы – это белый гриб, лисички и рыжики, подосиновики, подберезовики, грузди. Менее полезны сыроежка, опята, моховик. Грибы содержат витамины B1, В 2, Д, РР, А, С; ферменты( амилаза, липаза и др. ) , в них много фосфора( как в рыбе) , кальция и калия. Грибы богаты экстрактивными и ароматическими веществами, их неповторимый аромат и вкусовые качества являются причинами всенародной любви. Вернемся к хитину. Пищеварительный сок не в состоянии расщепить его, поэтому грибы следует, как можно мельче резать, а то и превращать в порошок. Любителям блюд из целых грибов( например, из грибных шляпок делают салаты и «шашлыки») следует призадуматься: польза от такого блюда не больше, чем от жевания камней. Похожий труд для желудка. Все лесные грибы нужно обязательно вымачивать или варить не меньше часа, желательно 2 раза меняя воду( воду после закипания слить, залить свежую) . Культивируемые грибы( выращиваемые в теплицах) отваривают до мягкости, а некоторые( шампиньоны, вешенка) употребляются в пищу сырыми. Грибы считаются готовыми, когда они оседают на дно кастрюли. При варке обязательно снимать пену. Пожалуй, никакой другой продукт не овеян столь оглушительным количеством домыслов, как грибы. Чего только не придумает наш человек, чтобы у него не отобрали исконно русскую страсть МИФЫ И ПРАВДА о грибах 1. Грибы нужны в рационе, потому что на Руси их издревле собирали и ели всегда. Современному человеку совсем не идут высказывания про «еду наших бабушек». Наши предки жили в экологически чистое время. Ягоды и грибы еще не были отравлены отходами произво дств в п олной мере. В древней Руси крестьяне работали до семи потов, такая работа подразумевала огромные затраты энергии, поэтому организм был способен переварить тяжелую пищу. Нашу жизнь не назовешь изнуряющей. Грибы издревле не варили и не жарили, их заготавливали сырыми, таким образом грибы сохраняли все питательные вещества. В наше время грибы( из- за плохой экологии) приходится отваривать, при температуре 100 градусов- уничтожается практически вся польза. 2. Чтобы обезопасить сомнительные грибы, их надо предварительно заморозить. Минус 18 — недостаточно низкая температура, чтобы прекратить жизнедеятельность патогенных микробов и грибков. В морозильнике грибы продолжают накапливать токсические вещества. Более или менее надежный способ — варка. Все это подходит для съедобных грибов: если в куче завалялась бледная поганка, ее невозможно выварить или заморозить. Ее яд считается самым сильным растительным ядом в природе. 3. Грибы можно различить по запаху. Та же бледная поганка не пахнет ничем. 4. Насекомые не едят ядовитые грибы. Весьма охотно, особенно слизни. 5. Головка лука или чеснока, положенная в кастрюлю, побуреет из- за присутствия хоть одного ядовитого гриба, а серебряная ложка – потемнеет. На самом деле побурение лука и чеснока происходит под действием фермента тирозиназы, который имеется и в съедобных и в ядовитых грибах. Потемнение серебра происходит под действием аминокислот, содержащих серу, которая тоже есть во всех грибах. 6. Опасны только несъедобные грибы. Любые, даже съедобные грибы содержат несколько опасных токсических элементов. В съедобных грибах обнаружены в микродозах яды, определенное количество которых смертельно, - щавелевая, синильная, гельвеловая кислоты, мышьяк. Не собирайте грибы в очень жаркую погоду, из- за жары больше половины съедобных грибов становятся ядовитыми. 7. Если в первые сутки после грибного обеда ничего страшного не случилось, значит, все в порядке. Убийственные свойства токсины приобретают, претерпевая различные изменения в печени, и отравление развивается через 6- 35 часов после грибного обеда. 8. При отравлении грибами достаточно выпить ударную дозу сорбента. Отравление грибами никогда не проходит само по себе, поэтому, оказав первую помощь, немедленно вызывайте «скорую». Помните, что детские отравления съедобными грибами всегда протекают очень тяжело, с осложнениями. Легких случаев не бывает! 9. Если мы, родители, чувствуем себя прекрасно, значит, в недомогании ребенка виноваты не грибы. Дозы токсинов, которые взрослому организму не причиняют особого вреда, для детей могут стать роковыми. Грибы детям. А надо ли? . . Прочитав все вышеизложенное, вопросом «нужны ли грибы детям» могут все еще задаваться только отъявленные оптимисты. Нет, не нужны. Человек ценит грибы, прежде всего, за вкусовые качества и аромат. Питательные вещества – не уникальны, они легко заменяемы, а ценный белок не так- то просто добыть. До 12- 14 лет ребенок не в состоянии переварить хитиновую оболочку, с ней не всякий взрослый справиться. Каждое лето и осень в детские реанимационные отделения токсикологии привозят детей с тяжелейшими отравлениями грибами – добропорядочными съедобными грибами, собранными и приготовленными по всем правилам. Взрослым- ничего, а дети корчатся в муках на больничной койке. Наиболее тяжелы отравления летними грибами. На втором месте по степени опасности- грибы осенние. Предлагая ребенку грибницу или грибочки из банки, задайте себе простой вопрос: зачем ему это есть? Для разнообразия? Потому что бабушка велит? По статистике: из 100 отравившихся грибами детей 5- 6 гибнут, а 25- 30 становятся инвалидами на всю жизнь. Никогда не давайте ребенку консервированных домашним способом грибов, даже если вы собирали их сами и абсолютно уверены в их безопасности. Детский организм не может справиться с токсинами, содержащимися в некоторых грибах, а также не имеет достаточного количества пищевых ферментов, чтобы полноценно переработать даже полезные грибы. После трех лет можно изредка предлагать ребенку малое количество грибов, выращенных культивированным способом( вешенка, шампиньоны) , но исключительно в виде пасты и в сочетании с овощами, это облегчит их усвоение. Детям, имеющим какие- то проблемы с желудочно- кишечным трактом или склонность к аллергиям, грибы не вводятся в рацион вообще. ЯГОДЫ Ягоды – «Джеймсы бонды» природного царства Летом мы иногда через силу стараемся съесть как можно больше свежих ягод, пытаясь зарядиться витаминами на год вперед. Необходимо знать, что ягоды ценятся вовсе не витаминами. Природа создала ягоды скорее как лекарство, а не еду. В древние времена прекрасно знали об этом и пользовались лечебными свойствами ягод на всю катушку. Мы же в лучшем случае делим ягоды на кислые и сладкие, любимые и не очень. Ягоды – это концентрат биологически активных веществ: минералы, антиоксиданты, пектины, полезные кислоты. Они значительно уступают фруктам по разнообразию витаминов: в ягодах много витамина С, остальные представлены в ограниченном количестве. Основная ценность ягод в другом: каждый вид как будто специально создан для борьбы с определенным недугом. Вещества в отдельной ягоде подобраны с умом, одно дополняет и усиливает другое. В отличие от грибов ягоды не накапливают различные вредности из атмосферы( тяжелые металлы, радиоактивные вещества) , они прекрасно сохраняют свои свойства при сушке, заморозке или правильной консервации. В ягодах очень много кислот, поэтому не стоит употреблять их на голодный желудок. Известно, что любые плоды для максимальной пользы должны созреть сами под солнышком. Поэтому с осторожностью отнеситесь к ягодам из южных республик или других областей. В 99% случаев они собраны незрелыми и дозревали по дороге, иногда и принудительно( под воздействием химии) . Ягоды могут стать причиной кишечных инфекций и у совершенно здорового ребенка, если употреблять их недостаточно промытыми. Консультация для родителей «Родной край и его природа» Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической работы экологическое воспитание способствует развитию восприятия, мышления, речи. Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников. Важную роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Это — основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах обеспечивает ин тенсивное умственное развитие детей. Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы экологического воспитания. Правильно построенное обучение с точки зрения задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы включает, во- первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных зависимостей, во- вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах, а затем происходит их осмысливание, системное обобщение. Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, чтение произведений художественной литературы, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы. Родителям рекомендуется, общаясь с ребёнком на прогулке, беседовать с детьми о животных, растениях, наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в памяти, обсуждать увиденное. Первоначальные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Беседа наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании ребенка представления, о мире природы и животных населяющих наши леса. Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, когда выезжали на природу с родителями, каковы их впечатления от увиденного. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает знания детей о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой? », «Почему звери меняют шубки? ». «Как зимуют деревья? » Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик? », «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе. Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с внутренним строением человека, растений, с экологическими проблемами. Незаменимую помощь родителям окажут энциклопедии и справочники. Большое значение, как в экологическом, так и в нравственно- эстетическом воспитании имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина, «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасова, «Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчева, «Чудная картина» A. Фета, «Береза» С. Есенина, «Круглый год» С. Маршака и др. Ч итая детям стихи, рассказы о природе родители дополняют представления детей о разнообразии поэтического образа природы, полученные на занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, как рас сказывается. В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения природоведческого характера. Это произведения таких авторов как В. Бианки, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, Н. Павлова, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Н. Сладкое, Г. Снегирев, Л. Толстой, К. Ушинский, Е. Чарушин, И. Акимушкин, 3. Александрова, Е. Благинина, Б. Житков, Б. Заходер, B. Осеева, Е. Пермяк, И. Соколов — Микитин, Д. Мамин- Сибиряк, Е. Трутнева, Э. Шим и др. Добавить в этот литературоведческий список обязательно произведениями авторов Иркутской обл. Родителями необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Очень важно, чтобы эти произведения были любимы самими родителями. Один из любимых детских жанров — русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились»( « Хаврошечка ») . Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Важным средством воспитания детей дошкольного возраста является и устное народное творчество, которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Детская художественная литература( сказки, рассказы, стихотворения) , открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах — улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи. Художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка. Устное народное творчество является главным средством активизации речевой деятельности. Это и песенки и пестушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки( пособие Осиповой А. И. « Ёфксонь- моронь эшиня ») . При их изучении детям открывается красота и величие национального фольклора. Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края может оказать книга природоведа, большого любителя и знатока родного края — Прохорова Адольфа Афанасьевича «Синичкин сарафан», где доступно и увлекательно рассказывается о повадках, «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае, улетающих зимовать на юг и прилетающих к нам с севера провести холодную зиму. Знакомство детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о родном крае, о традициях и истории народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.