a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа дополнительного образования

Автор: Ниязова Ольга Максимовна Опубликовано: 2017-09-15 07:38:14

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка» РАССМОТРЕНО Протокол педагогическо го совет а №_ _ «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ года УТВЕРЖДАЮ Заведующая Д етским садом «Красная шапочка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. В. Фатеева «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Грамотейка» в озраст обучающихся 6- 7 лет, с рок реализации- 1 год Автор- составитель: Ниязова Ольга Максимовна, педагог дополнительного образования Панаевск 2015 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………2 2. Тематический план……………………………………………………. . 5 3. Содержание программы……………………………………………… …7 4. Методическое обеспечение……………………………………………. . 10 5. Список литературы…………………………………………………… …12 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. Дети 6 летнего возраста уже знают достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению и предупредить нарушения письменной речи в школе( дисграфию) , как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап тации, приспособления к учебной( а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности- они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Развитие речи ребенка- эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Грамотейка” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками. Раннее обучение чтению- не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенден ция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обос нованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образова ния, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Предложенная м ною образовательная программа « Грамотейка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6- 7 лет является актуальным. Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Организованная образовательная деятельность( ООД) – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «Грамот а », которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Вся о рганизованная образовательная деятельность обращена, главным образом, к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия. Кроме того, образовательная деятельность предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание программы по обучению грамоте планируется на принятой в русской методике аналитико- синтетическом звукобуквенном методе. Особенность данной программы: з анятия происходят не в традиционной форме, а в игровой. Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного возраста. Задачи: - способствовать формированию у детей навыков межличностного общения, коммуникативных качеств личности; - развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение; - развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста; - способствовать сохранению здоровья, обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; - организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам воспитания, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности грамоте. Основу дополнительной образовательной программы “Грамотейка” составляют: Конвенция ООН о правах ребенка( 1989 г. ) ; Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”( 2012 г. ) ; Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, со держащая утверждение, что главное в обучении грамоте- это развитие способностей, позво ляющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование зна ний, навыков и умений. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка- это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошколь ника формами и способами деятельности, - путь амплификации. Данная дополнительная образовательная программа разработана на основе авторской программы «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников», авто р Л. Ю. Бондарева. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основ ным содержанием- звуко- слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по раз витию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной бук вы. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно- волевых и эстетических ка честв личности ребенка. В ООД есть как задания для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих групп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами( гном по имени Играйка, гном поэт) , зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстраясмена задания или упражнения, чтение и рассказывание сказок с постановкой игровой задачи, игровые упражнения «Добавлялки», «Подай голос», «Подарки», «Проведи дорожку». Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания( гнозиса) актуально использование букв, врисованных в изображение предметов, стилизованных и «зашумленных» букв; букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания. Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения: по верёвочке, по ступенькам, по ломанной линии, по волнам. Э то совершенствует плавное слоговое чтение. Предполагается, что дети ведут тетради для печатания и учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста. Таким образом, первоначальное обучение чтению идёт через письмо, срисовыванию с образца, печатания букв, слогов. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счёт проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений мышц. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая( через 3- 4 минуты) смена задания или упражнения, наличие кроссвордов, загадок. ООД строится на различных игровых сюжетах: " Путешествие с Алисой по стране чудес" , " Путешествие на корабле загадок" , " Увлекательное путешествие с Колобком и Гномом" , " В гости к Мудрой Сове" , «В лаборатории учёного», «Путешествие в Страну Клеток». Внутри каждого конспекта ООД есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают ещё низкий уровень знаний и умений, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода. Главная задача, решаемая данной программой обучения: формирование мотивации к обучению, к сохранению своего здоровья, желание помочь другому( сказочному персонажу) , выработка волевых качеств. Результаты к концу обучения: дети знают все буквы русского алфавита и правила их написания, овладевают слого вым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.   Возраст детей: 6- 7лет.   Сроки реализации программы: 1год. Режим занятий: Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 1 раза в неделю( всего 36 занятий) , продолжительностью 30 минут. Основные требования к уровню подготовки. Д ля определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мони торинг с учетом индиви дуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных спо собностей, найти инд иви дуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать ин дивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. Мониторинг проводится 2 раза в год. Формы проведения ООД: игра- путешествие. Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, соревнования, праздники, путешествия. Принципы построения программы: Принцип научного подхода: подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками; Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения у каждого воспитанника; Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развития творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого; Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программ( от простого к сложному) ; Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничество ребёнка со взрослыми; Здоровьесберегающий принцип: количество и продолжительностьзанятий соответствуют возрасту детей, упражнения подобраны в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и правилами: Принцип наглядности; Принцип сочетания игровых и учебных видов деятельности и постепенный переход от игры к учебно- познавательной деятельности; Принцип доступности и посильности. Организация образовательной деятельности: В структуре ООД игровой сюжет всегда различен, но сама структура едина: представление звука; соотнесение с каким- н ибудь неречевым звуком; знакомство с артикуляционным укладом при его применении; характеристика звука; выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений. Далее идёт знакомство с буквой: закрепление образа буквы( врисована в какой- нибудь предмет) ; сравнение образа буквы с ранее изученными, буквами, близкими по написанию; чтение слогов с этой буквой; применение разных способов чтение( чтение ступенькой, по верёвочке, по горкам) . Далее идут игры и упражнения для развития звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, для развития связной речи и обогащения словарного запаса. Занятия содержат большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, они способствуют повышению активности и заинтересованности ребёнка. Широко используются дидактические игры, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что само занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамках 30 минут, так как психологическая обстановка обоснована быстрой сменой деятельности в течени и занятия, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, и совместное сотрудничество на правах партнёров( «общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу. Формы работы с родителями: наглядная информация, консультации, индивидуальные беседы, оформление картотеки обучающих игр, привлечение родителей к изготовлению игр, пособий, мастер –к лассы, семинары –практикумы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/ п Тема Количество часов Сентябрь 1 Знакомство с предложением, словом 1 2 Слог, односложные слова 1 3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков 1 4 Мониторинг 1 Октябрь 5 Гла сный звук а; буквы А, а 1 6 Гласная двуязычная буква Я 1 7 Гласный звук о; буквыО, о 1 8 Гласная двуязычная буква Ё 1 Ноябрь 9 Гласный звук у; буквы У, у 1 10 Гласная двуязычная буква Ю 1 11 Гласный звук и; буквы И, и 1 1 2 Гласный звук э; буквы Э, э 1 Декабрь 1 3 Согласные звуки м, м; буквы М, м 1 1 4 Согласные звуки н, н; буквы Н, н 1 15 Согласные звуки р, р; буквы Р, р 1 16 Согласные звуки л, л; буквы Л, л 1 Январь 1 7 Согласные звуки г, г; буквы Г, г 1 1 8 Согласные звуки к, к; буквы К, к 1 19 Согласные звуки с, с; буквы С, с 1 20 Согласные звуки з, з; буквы З, з 1 Февраль 21 Согласный звук ш; б уквы Ш, ш 1 22 Согласный звук ж; б уквы Ж, ж 1 23 Согласные звуки д, д; буквы Д, д 1 24 Согласные звуки т, т; буквы Т, т 1 Март 25 Буква мягкий знак ь; р азделительная функция ь 1 26 Буква твёрдый знак ъ, р азделительная функция ъ 1 27 Согласные звуки п, п; буквы П, п 1 28 Согласные звуки б, б; буквы Б, б 1 Апрель 29 Согласные звуки в, в; буквы В, в 1 30 Согласные звуки ф, ф; б уквы Ф, ф 1 31 Звук й, б уква й, дифференциация звуков и букв И, Й 1 32 Согласный звук ч; буквы Ч, ч 1 Ма й 33 Согласный звук щ; б уквы Щ, щ 1 34 Согласный звук ц; буквы ц, Ц 1 35 Согласные звуки х, х; буквыХ, х 1 36 Закрепление. Мониторинг 1 ИТОГО: 36 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел I. Членение предложения на слова Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели». Раздел I I. Звуковой анализ слова. Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласны ми звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога. Раздел III. Знакомство с буквами Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита( в процессе работы по звуко вому анализу слов) . Раздел IV. Обучение чтению Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения. № занятия Тема занятия, задачи 1 Знакомство с предложением, словом. Обобщить знания детей о понятиях «слово» и «предложение», учить составлять предложение по сюжетным картинкам, увеличивать, наращивать предложение, развивать навыки выделения из предложения слов по порядку, умение их подсчитывать, знакомить со схемой составления предложения, с его структурой, развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление. 2 Слог, односложные слова Закреплять навыки деления слов на слоги разными способами, познакомить детей со словами, состоящими из одного слога, развивать слуховое внимание, мышление, быстроту реакции. 3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков Учить дифференцировать гласные звуки от согласных производить анализ односложных слов, дать понятие основных характеристик звуков по степени участия голоса, преград, развивать фонематический слух. 4 Мониторинг 5 Гласный звук а; буквы А, Актуализация знаний детей о звуке и букве А, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимания. 6 Гласная двуязычная буква Я Уточнить роль буквы я при смягчении предыдущего согласного, представление я как буквы, слога, слова, развивать умение подбирать слова, начинающиеся на я, фонематический слух, навыков звукового анализа, слухового внимания, коррекция активности, внимания, логического мышления. 7 Гласный звук о; буквы О, о Актуализация знаний детей о звуке и букве о, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание. 8 Гласная двуязычная буква Ё Уточнить роль буквы Ё при смягчении предыдущего согласного, анализ сходства и различий буквы Ё с похожими по написанию буквами, развивать умение разгадывать ребусы, звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, тактильные ощущения, мелкую и общую моторику. 9 Гласный звук у; буквы У, у Актуализация знаний детей о звуке и букве У, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание, коррекция зрительного восприятия, умение классифицировать предметы. 10 Гласная двуязычная буква Ю Обобщить и систематизировать знания детей о букве Ю, работать над подбором пропущенной буквы Ю в словах, совершенствовать навыки конструирования буквы Ю, умение анализировать её элементы, работать над составлением слов, врисованных друг в друга букв, из «рассыпавшихся» букв, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание. 11 Гласный звук и; буквы И, и Обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их отличии от согласных, о звуке и букве, об её роли при смягчении предыдущего согласного, дифференциация на слух И- Ы, определение места звука И в словах, составление слов на заданный звук, коррекция зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, совершенствование навыков звукобуквенного анализ и синтеза, развивать логическое мышление. 12 Гласный звук э; буквы Э, э Актуализация знаний детей о звуке и букве Э, закрепление зрительного образа буквы, анализ гласного, выделение его из начала, середины, конца слова, развивать фонематический слух, памяти, мелкую моторику, способности концентрировать внимание, коррекция зрительного восприятия, умение классифицировать предметы. 13 Согласные звуки м, м; буквы М, м Обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке м, м, совершенствование навыков звукового и слогового анализа, дифференциация гласных и согласных, подбор слов на заданный звук, выделение первого звука в словах. с овершенствовать навыки чтения. 14 Согласные звуки н, н; буквы Н, н Актуализация знаний детей о звуке н, н, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, «врисованных» в друг друга, определение места звука в слове, деление слов- о тгадок на слоги, развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, зрительный буквенный гнозис, буквенный анализ, совершенствовать навыки чтения, концентрация и распределение внимания при прочтении слов, написанных разным цветом. 15 Согласные звуки р, р; буквы Р, р Актуализация знаний детей о звуке р, р закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, «врисованных» в друг друга, определение места звука в слове, деление слов отгадок на слоги, развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, зрительный буквенный гнозис, буквенный анализ, совершенствовать навыки чтения, концентрация и распределение внимания при прочтении слов, написанных разным цветом. 16 Согласные звуки л, л; буквы Л, л Актуализация знаний детей о звуке л, л, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности. 17 Согласные звуки г, г; буквы Г, г Актуализация знаний детей о звуке г, г закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности. 18 Согласные звуки к, к; буквы К, к Актуализация знаний детей о звуке к, к, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, дифференциация звуков г- к, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности. 19 Согласные звуки с, с; буквы С, с Актуализация знаний детей о звуке с, с, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, увеличение словарного запаса, составление предложений. 20 Согласные звуки з, з; буквы З, з Систематизация знаний о звуке з, з, ориентация детей на самостоятельный и акустический анализ звука, дифференциация звуков с- з, определение места звука при помощи цифрового ряда, составление слов из рассыпанных слогов, из букв, стоящих по порядку, работа над предложением, занимательное чтение( по «верёвочке») , развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, л огического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. 21 Согласный звук ш; буквы Ш, ш Актуализация знаний детей о звуке и букве ш, активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы, определение положения звука ж в словах при помощи звуковых линеек, выделение слов со звуком ж из ряда слов с акустически похожими звуками, чтение слогов и слов, написанных по спирали, развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. 22 Согласный звук ж; буквы Ж, ж Актуализация знаний детей о звуке и букве ж, активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы, дифференциация звуков ш и ж, определение положения звука ж в словах при помощи звуковых линеек, выделение слов со звуком ж из ряда слов с акустически похожими звуками, чтение слогов и слов, написанных по спирали, развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. 23 Согласные звуки д, д; буквы Д, д Систематизация знаний о звуке д, д, ориентация детей на самостоятельный и акустический анализ звука. Определение места звука при помощи цифрового ряда, составление слов из рассыпанных слогов, из букв, стоящих по порядку, работа над предложением, занимательное чтение( по «верёвочке») , развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. 24 Согласные звуки т, т; буквы Т, т Систематизация знаний о звуке т, т, дифференциация со звуком д, д, ориентация детей на самостоятельный и акустический анализ звука. Определение места звука при помощи цифрового ряда, составление слов из рассыпанных слогов, из букв, стоящих по порядку, работа над предложением, занимательное чтение( по «верёвочке») , развитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. 25 Буква мягкий знак ь; разделительная функция ь Познакомить детей с буквой ь( мягкий знак) , о роли его при смягчении предыдущего согласного, отбор слов при наличии в них ь знак, поиск предметов, в названии которых есть ь знак, добавление буквы ь знак к концу слова, р азвитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. 26 Буква твёрдый знак ъ, разделительная функция ъ Познакомить детей с буквой твёрдый знак, о роли его при твёрдости предыдущего согласного, поиск предметов в названии которых есть ъ знак, р азвитие слухового внимания, навыков плавного чтения, логического мышления, любознательности, старательности при выполнении заданий. 27 Согласные звуки п, п; буквы П, п Актуализация знаний детей о звуке п, п, закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности 28 Согласные звуки б, б; буквы Б, б Актуализация знаний детей о звуке б, б дифференциация со звуком п, п закрепление образа буквы и составление слов из изученных букв, совершенствовать навыки чтения, развитие умения выделять гласные из слов и деления слов на слоги при работе с перфокартами, составление слова по первым звукам называемых слов, развитие эмоциональности, воображения и умения преодолевать трудности 29 Согласные звуки в, в; буквы В, в Уточнение и закрепление знаний о букве в и звуке в, различение на слух звука по твёрдости- мягкости произносения, чтение слогов, дочитывание до целого слова, чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера, деление слов на слоги в игре с движениями, подбор букв, пропущенных из слова, решение кроссворда, развитие слухового внимания, ассоциативного мышления, фонематического слуха, тактильных ощущений, коррекция зрительного восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза. 30 Согласные звуки ф, ф; буквы Ф, ф Уточнение и закрепление знаний о букве в и звуке ф, различение на слух звука по твёрдости- мягкости произносения, дифференциация со звуком в, в, чтение слогов, дочитывание до целого слова, чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера, деление слов на слоги в игре с движениями, подбор букв, пропущенных из слова, решение кроссворда, развитие слухового внимания, ассоциативного мышления, фонематического слуха, тактильных ощущений, коррекция зрительного восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза. 31 Звук й, буква й, дифференциация звуков и букв И, Й Выявление сходства и различия при произносенииИ, Й, закрепление образа буквы, повторение признаков гласных звуков, составлении звуковых схем слов, сравнение пар слов, подбор слов с определённым звуком, чтение слогов, слов, написанных по спирали, коррекция звукового анализа и синтеза, фонематического слуха восприятия, навыков чтения и чувства стихотворного ритма, зрительного восприятия, внимания, речи 32 Согласный звук ч; буквы Ч, ч Актуализация знаний детей звуке ч и букве ч, учить вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать звук ч( всегда мягкий) , упражнять детей в составлении слов путём добавления недостающей части слова, в подборе слов с заданным звуком, учить выделять звук ч из названия предметной картинки, выделять слог из состава слова со звуком ч, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять зрительный образ буквы, учиться распределять внимание, развивать логическое мышление, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, коррекция фонематического слуха, мелкой моторики. 33 Согласный звук щ; буквы Щ, щ Актуализация знаний детей звуке щ и букве щ, учить вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать звук ч( всегда мягкий) , упражнять детей в составлении слов путём добавления недостающей части слова, в подборе слов с заданным звуком, учить выделять звук щ из названия предметной картинки, выделять слог из состава слова со звуком щ, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять зрительный образ букв, учиться распределять внимание, развивать логическое мышление, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, коррекция фонематического слуха, мелкой моторики. 34 Согласный звук ц; буквы ц, Ц Актуализация знаний детей звуке ч и букве ч, учить вслушиваться в речевые и неречевые звуки, анализировать звук упражнять детей в составлении слов путём добавления недостающей части слова, в подборе слов с заданным звуком, учить выделять звук ц из названия предметной картинки, выделять слог из состава слова со звуком ц, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять зрительный образ букв, учиться распределять внимание, развивать логическое мышление, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, коррекция фонематического слуха, мелкой моторики. 35 Согласные звуки х, х; буквы Х, х Уточнение и закрепление знаний о букве в и звуке х, определение наличия звука в словах, запоминание слов с заданным звуком, работа над умением находить по звуковой линейке место звука Х в ряду других слов, составление слов из букв разрезной азбуки, совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза слов, развитие воображения, внимания, быстроты реакции, положительных эмоций, фонематического слуха, памяти, мелкой моторики, коррекция логического мышления слуховой памяти, формирование положительной самооценки своей деятельности у каждого ребёнка, умения работать в команде, воспитание волевых качеств. 36 Закрепление. Мониторинг МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Тема раздела I. Знакомство с предложениями. II- III. Звуковой анализ слова. Знакомство с буквами. IV. Обучение чтению. Форма занятий Игра- п утешествие «В страну Г рамоты » Игра- п утешестви е в волшебную страну «Звукарию и Букварию ». Игра- путешествие «В гостях у Читайки» Методы и приемы организации образовательной деятельности Словесный метод( беседа) , Наглядный( показ иллюстраций) , эмоционально- динамическая разминка, зрительная гимнастика, игровые задания и упражнения» закончи предложение, отгадывание загадок, пр ход сказочного героя, игры с мячом, создание игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки с элементами дополнения, с/ р игра « В школу» Беседа, рассматривание иллюстраций, рассказывание «Грамматическая Сказка», э моционально- динамическая разминка, игровое упражнение « Ч удесный дом», зрительная гимнастика, чтение стихотворения, сюрпризный момент, фонетиче с кая зарядк а, пальчиковые игры, игровое упражнение «И зобрази букву руками », дифференцирова нн ые задания, чтение слогов, акустический и артикуляционный анали з, отгадывание загадок посредством пословиц. Ч тение слогов, слов, предложений, схем, моделей, вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, создание игровой ситуации, р ассказ, беседа, дыхательная гимнастика. Дидактический материал Иллюстрации сюжетных картинок, игра лото « Четвёртый лишний», ка ртотека чистоговор к и, пособие «разрезные картинк и- слова, иллюстрация к сказке «Т ри медведя», игра « отгадай слово по описанию». Игрушки, полоски зелёного цвета( 3- 4 шт) , мяч, тетради, простые карандаши, карточки с цифрами 2, 3, 4, 5 на каждого ребёнка, и грушка Н езнайка. Дидактические и гр ы « Найди лишний», «Узнай инструмент по звуку», « Называй только гласные», «Назови лишний предмет», «Добавлялки», « Угадай слово», « Придумай слово на заданный звук», « Найди звук в словах », «У гадай, кто к нам пришёл», «П роведи дорожку », «Ч то изменилось », «П одбери картинку на заданный звук ». « С казочный дом » с буквами внутри; п особие «С олнышко » с написанными на лучиках гласными а, о, и, у, э, ы, , красные кружки по 3- 4 штуки на каждого ребёнка, конверт с предметными картинками, наст о льное панно с разными предметными картинками, картинки со стилизованными буквами, маршрутная дорожка суказанием изученных гласных, схемы слов и звуков, карточки с животными, разрезные азбуки, магнитные буквы, карточки с врисованными буквами, слоговая таблица, звуковые линейки, перфокарты, « город букв », ковёр на полу для проведения ряда упражнений и заданий. Настольно- печатн ые игр ы « 33 сестрицы», « Живые буквы », « Кто быстре е, кто больше», «Сложи словечко»; к нижка –и грушка « Сад- Огород », « Цветик семицветик »; н аглядные пособия «Ч итаем по в ерёвочк е», «Ч итаем по горке », «Ч итаем по волнам », по слоговая таблица, лента букв. Техническое оснащение занятий Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, м узыкальные инструменты( бубен, губная гармошки, дудочка) . Подведение итогов Кукольный театр «Маша и три медведя» «Мы на планете умников и умниц», «В гости к сказочным гномам». «В гостях у королевы З наний » СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2008. Гаврина, С. Кутявина Н. Буду грамотным. Москва: ОАО Медиа Групп», 2014. Григорьева М. Р. «Интеллект у ально- развивающие занятия со старшими дошкольниками. В олгоград: Учитель, 2009. Марцинкевич Г. Ф «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Волгоград: Учитель, 2006. ОстанковаЮ. В. Система коррекционно- развивающих занятий по подготовке детей к школе, Волгоград: Учитель, 2008. Руденко Т. « Год до школы от А до Я». Москва: Генезис, 2012. Узорова О. , Н ефёдова Е. 1000 уп ражнений для подготовки к школе. Москва: ООО Издательство АСТ, 2002. Чистякова О. В. Обучение грамоте. Санкт- Петербург: Изд. дом «Литера», 2010.

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение" Панаевский детский сад" Красная шапочка" Тема: Сюжетно- ролевая игра «Школа для зверят: «Звуки гласные и согласные» Педагог допобразования Ниязова О. М. Панаевск, 2015г Цель: Закрепить и уточнить знания детей о гласных и согласных звуках, о предложении. Задачи: Познавательно- речевые 1. Формировать умения детей делить слова на части удобные для звукового анализа. 2. Продолжать учить различать повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения. 3. Закреплять умения детей графически изображать предложения. 4. Закреплять умение детей придумывать предложения со словом- признаком. 5. Закреплять умение говорить чистоговорку в разном темпе, подбирать слова с противоположным значением. 6. Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов. 7. Развивать фонематический слух детей. 8. Развивать доказательную речь. 9. Учить детей отвечать на вопросы распространенным предложением. Воспитательные 1. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать, дополнять ответы. 2. Воспитывать чувство взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий, воспитывать сдержанность. 3. Воспитывать умение отвечать на вопросы педагога спокойным голосом, не кричать. 4. Воспитывать любовь к родному языку. 5. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, музыка, игровая. Оборудование и материалы: колокольчик; герой би- ба- бо – медведь; мяч; картинки по количеству детей; игрушки зверей; знаки – восклицательный, точка, вопросительный; картина «Снеговик»; цифры; пеналы( цветные кружочки, тетрадь, цветные и простой карандаши) . Предварительная работа: игровые упражнения на выделение гласных и согласных из удобной позиции( ГС) , наблюдение их в произношении; знакомство со словом, предложением.   Ход мероприятия П едагог Предполагаемые ответы детей 1. Организационный момент( звенит звонок – появляется герой би- ба- бо – медведь) - Здравствуйте! На прошлом уроке мы с вами играли с мячиком в игру «Скажи наоборот», хотите еще раз сыграть со мной? 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот»- Напоминаю, кто поймает мяч, тот называет слово с противоположным значением и бросает мяч мне. ( с тоя в кругу) Грязный – Светлый – Старый – День – Высокий – Право – Злой – Черный – Утро – Маленький – И т. д. Молодцы! 3. Игровое упражнение «Слова и части»- Настя, назови медленно свое имя, а мы сосчитаем, сколько в нем частей. ( 2 – 3 имени) - Ребята, подойдите, возьмите по картинке. Повернитесь друг к другу. По очереди, медленно произнесите то, что у вас нарисовано, на счетных машинках сосчитайте части этого слова и скажите, сколько их. - Возьмите свою зверюшку. ( с ели за столы) Назовите зверя и скажите ему, сколько частей в его названии. - Умнички! 4. Игровое упражнение «Нарисуем слово»- Козочка( Катя) , выбери, пожалуйста, любую картинку. - Зверята, приготовьте цветные кружочки( Козочка- Катя у доски) и выложите перед собой слово – МИСКА( если взяли эту картинку) – Козочка, расскажи нам о звуках этого слова. А остальные зверята проверяют себя.        - Все согласны с Козочкой? - Покажите цифру, которая соответствует количеству гласных в этом слове. - Покажите, сколько мягких согласных. - Покажите, сколько твердых согласных. - Покажите, сколько всего согласных звуков. - Покажите, сколько всего звуков в этом слове. - Покажите, сколько частей в этом слове. - Молодцы! 5. Игровое упражнение «Звуки и слова»- Вы все правильно считали. А скажите, у вас хорошая память? Сейчас это проверим. - Приготовьте цветные карандаши и тетрадь. Я произнесу звуки 2 раза, а вы их зарисуете в тетради. А Ежик их выложит на доске. – А Мь И – Ежик, докажи, что ты прав, а все остальные проверяют себя.        - Слушайте другие звуки – Ль П Э – Волк, выложи, что ты услышал на доске, а все остальные проверяют себя.      - А теперь на счетных машинках покажите сколько звуков я произнесу – М У Р – Назовите первый звук. Какой он? - Назовите последний звук. Какой он?  - Назовите второй звук. Какой он?   6. Игровое упражнение «Картина»- Зверята, внимательно посмотрите на картину «Снеговик». Придумайте предложение со словом- признаком. - Чье предложение мы зарисуем. ( 1 ребенок – на доске) - Сколько слов в предложении? - Какое по счету слово- признак? Отметьте его галочкой. 7. Игровое упражнение «Предложения»- Зверята, послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу. – Завтра у детского сада день рождение. – Скажите, с какой интонацией я произнесла это предложение? - Зарисуйте это предложение. - Какой знак мы поставим в конце предложения? ( показ знака) - Как называется такое предложение?  - Лиса, прочитай это предложение…  - А теперь послушайте, как я произнесу это же предложение по- другому. – Завтра у детского сада день рождение! – С какой интонацией я его произнесла? - Зарисуйте это предложение. - Какой знак мы поставим в конце предложения? ( показ знака)  - Как называется такое предложение?    - Прочитайте это предложение вслух громко.  - Послушайте еще это же предложение. – Завтра у детского сада день рождение? – Что вы услышали в моем произношении? - Зарисуйте это предложение. - Какой знак мы поставим в конце предложения? ( показ знака)  - Как называется такое предложение?    - Повернитесь друг к другу и задайте тот же вопрос. 8. Игровое упражнение «Чистоговорка»- Зверята, встаньте около своих стульчиков. Скажите, каких птиц мы можем встретить зимой в лесу?    - Помните чистоговорку про свиристелей? - Послушайте темп и в этом темпе ее произнесите. ( с покойно, быстро, медленно) Как на прошлой на неделе Прилетели свиристели, Как они засвиристели Все рябины облетели. - Умнички! 9. Итог- Зверята, вы сегодня меня порадовали – правильно считали части в словах, называли звуки, правильно рисовали знаки, придумывали разные предложения со словами- признаками. - До новых встреч. ( герой би- ба- бо исчезает)       Здравствуйте. Хотим. Да.         Чистый Темный Молодой Ночь Низкий Лево Добрый Белый Вечер Большой     На- с- тя. 3 части.     Ли- са, 2 части. Ли- мо- н, 3 части. Че- ре- па- ха, 4 части…   За- я- ц, 3 части; бе- л- ка, 3 части; бе- ге- мо- т, 4 части; ко- за, 2 части…       Мь – мягкий согласный звук, обозначаем зеленым цветом. И – гласный, обозначаем красным цветом. С – согласный твердый звук, обозначаем синим цветом. К – согласный твердый звук, обозначаем синим цветом. А – гласный, обозначаем красным цветом. Согласны. Да. 2 гласных звука.     1 мягкий согласный звук. 2 согласных твердых. Всего 3 согласных звука. Всего 5 звуков. 3 части.     Хорошая. Да.       А – гласный звук, обозначаем красным цветом. Мь – мягкий согласный, обозначаем зеленым цветом. И – гласный, обозначаем красным цветом. Ль – мягкий согласный звук, обозначаем зеленым цветом. П – твердый согласный, обозначаем синим цветом. Э – гласный звук, обозначаем красным цветом.   Первый звук М. Он согласный твердый. Последний звук Р. Это твердый согласный. Второй звук У. Он гласный.     Беленький зайчик сидит около снеговика. Мальчик слепил большого снеговика. Красногрудый снегирь сидит на синем ведерке…       Спокойно, ласково, тихо, мягко …       В конце предложения мы поставим точку. Такое предложение называется простым. Завтра у детского сада день рождение.     Радостно, громко, весело, торжественно, твердо…   В конце предложения поставим восклицательный знак. Такое предложение называется восклицательным. Завтра у детского сада день рождение!     Мы услышали вопрос, недоумение, сомнение…   В конце предложения поставим вопросительный знак. Такое предложение называется вопросительным. Завтра у детского сада день рождение?       Зимующих птиц: дятел, клест, сорока, снегирь, синица, свиристель, ворона. Помним. Да.                           До свидания.    

Оставить комментарий: