Эссе
Документы для скачивания
«Никто не обделен даром вдохновенья. Но нужен труд души, Чтоб он раскрылся в нас». Ш. А. Амонашвили Я работаю старшим воспитателе м детского сада в сибирском селе Субботино, в самом замечательном месте нашей страны. Находится это место у подножья Саянских гор на берегу великой сибирской реки Енисей. За горами бескрайняя тайга, а на реке стоит одна из самых больших в мире Саяно- Шушенская ГЭС. Благодаря большому количеству воды, климат у нас мягкий и теплый. Природа здесь самая красивая. Воздух, солнце и вода дают жизненные силы и энергию. Самая большая достопримечательность нашего села – это люди: талантливые, добрые, сильные и целеустремленные. Экономические кризисы приходят и уходят. Как выстоять и не с ломаться, когда за тобой воспитатели, дети и их родители? В селе, как в «большом аквариуме», каждое твое решение, слово или дело имеет большой резонанс. В селе много проблем: кто- то остался без отца, кто- то потерял работу, кому- то нужно лечить ребенка, у кого- то наступил переходный возраст и сын не ладит с отчимом, а у других отец уезжает на вахту или уходит на три- четыре месяца в тайгу, а дети не слушаются и многое, многое другое. Одному воспитателю с э тими проблемами не справиться- т олько дружный и неравнодушный коллектив может помочь в этом деле. В детском саду- обычные проблемы: вечная нехватка финансирования на оборудование, на устранение предписаний, на приобретение новой мебели и т. д. Кроме этого, ещё есть свои трудности: внедрение федеральных образовательных стандартов требует содержательных перемен в деятельности воспитателя. Люди не любят перемен, сопротивляются им. Изменить мировоз зрение у воспитателя, который двадцать пять лет отраб отал в рамках традиционного образования, - это архи сло жная задача. Мотивация педагогических работников, основанная на денежном вознаграждении, может оказаться формальной и временной. Нужны другие способы, формирующие внутреннюю мотивацию. Я точно знаю, что материальные стимулы не решают таких задач. Когда между людьми только товарно- денежные отношения, то такие отношения превращаются в рыночные: встретились, образовательную услугу оказали и разошлись. В селе так не может быть: воспитатели живут рядом со своими родителями, их детьми, ходят по одной улице, заходят в один магазин, в одну библиотеку, больницу. В настоящее время бытует мнение, что те, кто остался в селе – неуспешные люд и, что «обеспечение равного качественного образования, независимо от места жительства»- это только лозунги. Это мнение настолько об щепринятое, что сам начинаешь в это верить. Поэтому одной из задач для меня было – создать условия для творческого развития педагогов, для роста их профессионализма. Нужно было предпринимать шаги, которые могут п оменять такие представления. Это моя дорога, бесконечно ведущая и зовущая в педагогическую деятельность, без линии разграничения на личную жизнь и работу. Я творю, познаю, увлекаюсь, радуюсь, сопереживаю, несу ответственность и открываю новое для педагогов, родителей и воспитанников. Очень стараюсь быть другом, союзником и «тьютером», не дающим знания, а ведущим к поиску. Любовь к детям, к своему детскому саду, радость от сотворчества — мой главный мотив работы. Человек, который владеет искусством воодушевления, способен сделать окружающих своими союзниками. Нужно всячески поощрять инициативу и исполни тельность подчиненных. Старшему воспитателю имеет смысл постоянно подчеркивать, что он верит в своих педагогов( исследования показывают, что смысл работы и чувство удовлетворения от неё для педагогов значительно важнее размера заработка) . Высказывая благодарность, мы побуждаем своих педагогов повторно совершать действия, которые вызвали похвалу. Однако следует помнить, что всякая похвала всегда должна быть обоснован ной. Кроме того, благодарность должна отличаться искренностью. В качестве похвалы целесообразно использовать одобрительные отзывы о человеке и в его отсутствие. Рано или поздно эти отзывы станут ему известны. Старший воспитатель, который с тремится к тому, чтобы его детский сад работал успешно, должен возвышать своих педагогов, а не умолять их достоинств. Причем делать это стоит при любых удобных случаях. Решая для себя проблему: хвалить или не хвалить, - стоит учесть, что кто делает это чаще других, заслуживает больше слов одобрения от окружающих, нежели тот, который скупится на выражение благодарности. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации обуславливают необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей( позиции партнерства в воспитании, деловое сотрудничество в процессе непрерывного развития личности для поддержки и помощи семьям в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста. Идя к этой цели, для меня стали путеводной звездой три заповеди: вера в безграничные возможности ребенка; вера в себя, в свои педагогические способности; вера в систему гуманного подхода к детям. Я хочу, чтобы детский сад был заполнен детьми, чтобы им в нем было к омфортно и удобно, чтобы в саду были созданы все условия для реализации своих возможностей, как детям, так и воспитателям. Однако поставить стратегическую цель – это полдела. Что могу я одна? Ничего не могу. Только в сотрудничестве, в совместной деятельности с моими коллегами я смогу достичь заявленной цели. Поэтому мне необходимо сделать так, чтобы мои коллеги пошли за мной, чтобы моя цель стала их целью. Чтобы воспит ать ребенка, должны быть современные ус ловия. Одно дело оснастить учреждение новой техникой, другое дело её использовать. Какова мотивация у педагогов к инновационной деятельности? Вот те вопросы, на которые мне необходимо ответить прежде всего. Процесс преобразования в успешное конкурентоспособное образовательное учреждение не прост. Даже опытный педагог не всегда готов к инновационной деятельности, к реше нию задач модернизации образования. Большая часть нашего коллектива перешагнула 50- летний рубеж. Для них, например, сложно осваивать новые технологии( информационные, цифровые) . Необходимо научиться брать ответственность на себя и быть лично ответственным за свою судьбу и своё будущее. Личный пример старшего воспитателя в своих действиях и спокойный ритм работы вселяют уверенность в педагогов. Если мы хотим, чтобы наши дети б ыли добры, спокойны, воспитаны мы сами должны быть такими. Необходимо заниматься проектированием и участвовать в гран тах. Работая в поисковом режиме, режиме развития спроектировала и реализую «Модель совместной деятельности коллектива дошкольного учреждения, родителей и воспитанников», учитывая линию диференциации и гуманизации( во имя ребенка и для ребенка) , учитывая интересы и потребности детей. . Благодаря которой внедрены и успешно реализуются в учреждении технологии сотрудничества: проектной деятельности, проблемного обучения, личностно- ориентированного взаимодействия, портфолио, здоровьесберегающей и информационно- коммуникативной деятельности. Анализируя сделанное, я могу сказать, что огромное желание сделать детский сад современным, чтобы дети, родители, воспитатели с желанием и радостью шли в детский сад, осуществляется успешно. Возможно, если бы у нас были необходимые средства, то мы и не старались бы писать проекты, а просто приобрели необходимое оборудование. Но тогда, скорее всего, мы бы не ценили то, что имеем. Желание улучшить свою про фессиональную деятельность проявляется в стремлении пополнить свой багаж новыми педагогическими приёмами, техниками и методиками, улучшить имеющиеся и разработать собственные( авторские) программы обучения, повысить уровень своей компетентности. Дорожная карта совместной деятельности коллектива дошкольного учреждения «Дюймовочка», родителей и воспитанников: Направление Способы реализации 1 Социально- личностное- правовая гостиная; - проблемные группы; - клубное движение( «Родительская академия», «Мамина школа», «Школа родительской грамотности», семейный клуб «Аистенок») ; - педагогические советы с участием родителей; - тематические консультации; - выставка «Ребенок в мире социальных отношений»; - родительский университет; - сезонные акции «День добрых дел»; - беседы, праздники, соревнования, выставки, совместные экскурсии; 2 Коррекционное- доска желаний; - организация и проведение индивидуальных коррекционных консультаций; - организация деятельности родительской общественности в направлении «Панорама добрых дел»( акции) ; 3 Физкультурно- оздоровительное- спортивный участок используется в вечернее время для игры детей с родителями в подвижные игры, городки, бадминтон; - досуги «Борьба за знамя», «Советы Айболита», «Мы ищем клад»; - снежный городок; - «Олимпийские резервы», Спартакиада; - велопробег; - походы «Раз картошка, два картошка», «Дубовая роща»; - тематические экскурсии; - шашечный турнир; 4 Экологическое- фото- выставки, фото- коллажи; - тематические выставки, конкурсы- консультации на стендах; - микроцентр по преемственности со школой; 5 Художественно- эстетическое- неделя открытых дверей; - участие в составлении сценариев, сочинении стихотворений, рассказов; - оформление авторских самодельных книг; - участие в конкурсах разных уровней, состязаниях, походах; - совместные «пятничные» игровые вечера; - поздравления детей на дому с праздниками; - письма болеющим детям, изготовление им подарков; - творческая мастерская «Школа добра»; - печатное издание «Страна Детсадия»; 6 Методическое- методическая разработка и успешная адаптация инновационных форм работы( конкурсы «Лучший семейный или родительский клуб», «Лучший руководитель семейного или родительского клуба ДОУ», «Лучший проект по работе с семьей», «Семья года ДОУ») ; - фестиваль семейного творчества: - привлечение и использование образовательного ресурса территории( районный методический и образовательный форум, конференция) ; - применение интерактивных методов взаимодействия; 7 Патриотическое- дополнительная деятельность в подготовительной к школе группе «Добронравушка»( ознакомление с малой Родиной, местом, где они живут, используя авторские сказки, стихотворения, легенды, рассказы педагогов, родителей о селе) ; - развитие взаимоотношений с социальными партнерами и их включенность в образовательный процесс( Совет ветеранов, сельская библиотека «Истоки», центральный Дом культуры, организация «Дети войны», школьный краеведческий музей) ; - совместные театрализованные постановки способствуют продуктивному взаимодействию в условиях открытости образования Для установления доверительных отношений с родителями больше узнаем о семьях наших воспитанников: традициях, увлечениях, чтобы получить наиболее объективную информацию о ребенке. Анкеты- опросники помощники в этом. Оформила визитку, маршрутизатор, педагогический журнал «Шушенское образование: Субботинский детский сад» для получения лучших знаний родителями о коллективе детского учреждения. На сайте учреждения, в публикациях местных газет, на родительских собраниях знакомим родителей с достиженияями педагогических работников, участии в конкурсах, районных мероприятиях, проводимых праздниках, традициях. В результате создалась атмосфера взаимоуважения. Спроектировала и реализую в течение четырех лет работу творческой мастерской «Школа добра». Она появилась с целью организации целевого единства педагогического, родительского и детского коллективов: подтолкнуло на создание творческой гостиной погружение в гуманную педагогику( изучение трудов Ш. А. Амонашвили, участие во Всероссийских педагогических чтениях по гуманной педагогике, г. Абакан, 2012г. ) . В проведении мероприятий активно участвуют педагоги учреждения, используя различные формы работы, выступают и обмениваются опытом воспитания родители, обязательны творческие выступления детских коллективов. Проработаны и получили наивысшую востребованность такие темы, как «Воспитание через призму толерантности», «Здоровый ребенок – успешный ребенок», «Индивидуально- ориентированное обучение как основа воспитания», фестиваль «Детский сад – территория взаимопонимания». Можно смело утверждать, что в работе творческой мастерской состоялось тесное сотрудничество и сотворчество дошкольного учреждения и родителей. Две системы( детский сад и семья) стали более открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей детей. В учреждении запущена технология проектирования. При проектировании деятельности с родителями использую педагогическую матрицу, которая помогает определять цели работы. Разработаны и внедрены родительские проекты( «Безопасность дошкольника», «Мир спасут дети», «Мой дом – Сибирь», «Портфолио дошкольника») . Благодаря проделанной работе повысилась родительская инициативность. Стали традиционными в нашем учреждении управленческие, методические, образовательные проекты, в разработке и реализации которых обязательное участие творческой группы родителей. Они имеют различную направленность: проекты развития учреждения( «Дорогою добра», «Транслирование опыта», «Создание условий социального развития дошкольников») , проектирование системы управления ДОУ( «Конкурентоспособность», «Проблемное поле деятельности педагогов») , проекты сотрудничества с семьей( «Мы помогаем помогать», «Мамина школа») , проекты социального партнерства( «Любовь и забота к близкому человеку», «Социальное взаимодействие», «Патриот») , проекты на проведение конкурсов( «Время», «Светофор- светофорыч», конкурс чтецов) , выставок( «Привет, индивидуальность», «Вместе весело мы в садике живем», «Осенние фантазии») , фестивали и фото- выставки( «Семейные традиции», «Были мы в гостях у лета», «Безопасное колесо») . Каждый педагог учреждения и уже многие родители внесли посильный вклад и личную направленность в развитие и внедрение проектной деятельности. В результате произошло повышение профессиональной компетентности педагогов, укрепление и единение коллектива учреждения и родителей. Для повышения детской любознательности, инициативы, вживания в игровую ситуацию и формирования активной жизненной позиции осуществила запуск детского проектирования( на данный момент реализовано 48 детско- взрослых проекта) . Это помогло старшим дошкольникам планировать собственную деятельность, распределять роли, объединяться в рабочие группы. Дети совместно с родителями и педагогами активны в подготовке презентаций и не единожды представляли продукт собственной деятельности. Творческие проекты после воплощения в жизнь оформляются в виде детского праздника. Внедряя исследовательские проекты дети проводят опыты, а результаты вместе с родителями оформляем книгами и альбомами. Особенно любимыми стали проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по- своему решая поставленные проблемы и задачи. Также старшие дошкольники и родители участвуют в информационном проектировании: собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы( оформление группы, отдельных уголков, участка) . Реализация этой работы способствует повышению активности детского и взрослого сообщества, коммуникативной компетентности, разработке и апробации инновационных форм взаимодействия, развитию социального партнерства, обобщению и трансляции опыта. Тиражирование совместного опыта работы обеспечивается в профессиональных СМИ( газета «Дошкольное образование, научно- методический журнал «Управление ДОУ» и на интернет- сайтах) , в краевом альманахе «Мое Субботино». Достижение: часть родителей бывших «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей и администрации. Своеобразным социальным лифтом является печатное издание учреждения «Страна Детсадия»( моя отдушина и гордость) , где имеют возможность высказывать свои суждения, обмениваться опытом воспитания педагоги, родители, печатаются дети. Газета состоит из пятнадцати страниц текста с фотографиями и раскрывает рублики: Солнечные новости- отчет о прошедших мероприятиях И это все о нас – знакомство с работниками учреждения Здоровята – здоровый образ жизни( статьи родителей об опыте, советы, мероприятия) Планета семья( рассказ об «интересных» семьях, односельчанах, пенсионерах- педагогах, коллегах- юбилярах, рассуждения на неожиданные темы) Детская( высказывания детей, интервью, рисунки, фото мероприятий, выставок, авторские произведения детей и т д) . Тематизм газеты направлен на развитие человеческого потенциала: творческий педагог, талантливый ребенок, инициативный родитель. Газету любят и ждут новых выпусков и взрослые и дети. Темы возникают из заказности родителей и актуальности на данный период. Она помогает узнать талантливых односельчан, транслировать и обмениваться опытом воспитания. Родители больше узнают о деятельности детского сада, а значит деятельность становится прозрачной, открытой, способствует развитию инициатив, формирует продуктивный диалог субъектов. В детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление родителями самостоятельности и творчества: атмосфера свободного выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Их организация носит преимущественно подгрупповой характер. И получили результат- родители с удовольствием работают с нами, откликаются на просьбы. Стали традиционными выставки «Дары природы», «Сочиняем сказки вместе с мамой», «Поделки руками детей», фото- выставки «Как я провел лето», «Интересное рядом», «Когда я был маленький», « Детсадовская жизнь», стали востребованными «пятничные родительские вечера». Тематика детских праздников очень разнообразна и интересна, а участие родителей просто необходимо: содействие в изготовлении костюмов и атрибутов, обыгрывание ролей. Дети не скрывают своих эмоций и восторгов, когда видят своих родителей, участвующих в играх, осуществляющих сюрпризный момент. На базе детского сада функционируют родительские и семейные клубы. Родители стали с большим желанием посещать и принимать активное участие в их проведении. Они совместно с детьми стараются приобрести и поделиться своими умениями. Инсценируем сказки, участвуем в КВН, провели программу «Счастливый случай», творческие конкурсы «Изобрази, что видишь», «Обыграй без слов», конкурсы по оформлению приемных к праздникам. Считаю, что это один из лучших способов общения педагогов, родителей и детей, так как вдохновляет на новые победы всех, повышает мастерство и помогает всем поближе узнать друг друга. Акция «Поздравь ветерана» стала традицией в детском саду. Дети вместе с педагогами и родителями готовят концертную программу, изготавливают подарки, оказывают «тимуровскую помощь» героям Великой Отечественной войны. С неподдельным интересом слушают дети рассказы о войне, посещая ветеранов дома. Встречи получаются теплыми, сердечными. Все это в совокупности привлекает родителей к участию в жизни детского учреждения. Сотрудничество с семьей помогает педагогам ближе узнать семьи, выявить круг интересов и педагогической грамотности каждой семьи. Подобные формы сотрудничества с семьей эффективны. Родители лучше узнают своего ребенка. Поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. И благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше вопринимают советы, становятся более откровенными, открытыми для восприятия. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями использую проблемные ситуации, опрос, оценочные листы, эк спересс- диагностику, самоанализ. Об эффективности проводимой работы свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; ответы на вопросы родителями ими самими; обмен опытом; увеличение активности, участия в мероприятиях, стремление к контактам с педагогами. Создана библиотека авторских книг, публикации в газете «Страна Детсадия», «Хакасия», «Абакан», «Мое Субботино», «Дом учителя», победы в конкурсах региональном «Журавлиная горка», Всероссийском «Волшебная строка», краевом «Все, что сердцу дорого». Позиция родителей и воспитателей стала более гибкой.