Проект для детей средней группы "Ах ты зимушка зима"
Документы для скачивания
Российская Федерация Калининградская область Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования « Светловский городской округ»- детский сад №2 «Светлячок» 238340, Калининградская обл. , г. Светлый, ул. Тельмана, д. 3, Тел. + 7( 40152) 3- 54- 53, E- mail: mdouSvetlacok@ mail. ru Проект Зимушка- зима» для детей средней группы Автор проекта: Воспитатель- Харченко Кристина Владимировна 2015 год Проект «Зимушка- зима! » Актуальность. Данная тема проекта никогда не потеряет актуальности и практической ценности, поскольку отвечает принципу сезонности, на котором строится весь педагогический процесс в дошкольном учреждении. Проект позволяет расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года; познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; способствует развитию интереса к поисково- исследовательской деятельности. «Зимушка – зима» охватывает все образовательные области; представляет всем участникам проекта возможностей для творческой реализации. Преимущество проекта в том, что деятельность проекта неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества. Зима – это время игр- забав, развлечений, новогодних и рождественских праздников, что позволяет весело, с выдумкой и с пользой провести это время года Тип проекта: Поисково – исследовательский, творческий. Участники: Дети средней группы Воспитатели группы Родители детей Длительность проекта: декабр ь- январь 2015 года Проект интегрируется со всеми образовательными областями. Цель проекта: Расширение представления о зиме через различные виды детской деятельности. Приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка. Задачи проекта: Социально- коммуникативное развитие: Формировать навыки экологической культуры. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; Содействовать развитию доброжелательного общению детей со взрослыми и сверстниками. Использовать полученные новые знания в самостоятельной игровой деятельности. Содействовать формированию сотрудничества в детско- родительских отношениях. Познавательное развитие: Уточнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе в зимний период. Расширить представления детей о характерных особенностях зимней природы. Уточнить знания детей о зимних праздниках. Познакомить детей с представителем природы, живущим на севере( белым медведем) Формировать у детей исследовательский и познавательный интерес к экспериментам, опытам Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу Речевое развитие: Развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь на основе пополнения представлений о зиме Знакомить детей с детской литературой, воспитывать любовь к ней. Способствовать развитию художественного восприятия текста в разных жанрах детской литературы. Развивать умения читать наизусть стихи о зиме Художественно- эстетическое развитие: Формировать и активизировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире; Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, способность к созданию выразительного художественного образа посредством продуктивной деятельности Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы, используя разные материалы. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, музыкальной) . Физическое развитие: Посредством зимних развлечений, забав, игр приобщить детей и родителей к здоровому образу жизни Познакомить детей с элементарными нормами и правилами безопасного поведения в зимний период. Содержание работы: Подготовительный этап: Подбор методической, научно- популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме. Выбор форм работы с детьми и родителями. Выбор основных мероприятий. Изготовление дидактических игр, презентаций по теме. Доведение до родителей важности проекта. Подготовка информационного листа с приглашением к участию в проекте. Оформление альбомов «Зимние забавы», «Елочка- красавица», «Мишка на севере», «Природа зимой». Подбор музыкальных произведений по данной теме. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями. Исследовательский этап: Изучить представление детей о времени года «зима», зимних праздниках, забавах. Выяснить представление родителей о том, какие знания должны иметь дети о живой и неживой природе в зимний период. Продуктивный этап: Разработка НОД. Создание и решение проблемных ситуаций. Экскурсии на участок, парк с целью проведения наблюдений зимними природными явлениями( снег, иней на деревьях) . Работа с иллюстрациями по теме «Зима»( демонстрационный материал, сюжетные картинки) «Лаборатория Всезнайки»- экспериментирование со снегом и льдом, и другие опыты Художественно – творческая деятельность на зимнюю тематику( рисование, лепка, аппликация, ручной труд) Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок, подбор загадок, пословиц про зиму Составление консультаций, памяток, рекомендаций. Творческие задания для родителей. Совместные мероприятия с родителями и детьми. Изобразительная деятельность. Составление писем для Деда Мороза Овладение правилами поведения в лесу, парке. Знакомство с животными севера( белый медведь) . Социальное партнерство с МБОУ СОШ № 1( стендовый доклад ученика 6 класса) Оформление выставки детских поделок. Заключительный этап: Обобщение результатов работы. Создание фотоальбома « Ах, ты, зимушк а- зима», «Елочка- красавица», «Наши опыты» Создание коллажа «Как мы искали следы зимы» Выставка творческих работ для родителей “Волшебница Зимушка – Зима”. Фотогазета “Белая Зима – Веселая пора” Изготовление кормушек для птиц на участке ДОУ( совместно с родителями) Защита проекта: Проводится в феврале 2015 года. Презентация материалов проектной деятельности. Способы реализации работы: Принцип добровольного участия родителей и детей. Работа проводится в режимные моменты и во время непосредственной образовательной деятельности. Дети работают под руководством педагога. Организация развивающей среды по теме проекта: Подборка иллюстраций по данной теме. Подборка репродукций картин известных художников. Подборка фотографий зимних пейзажей, животных севера, зимних забав, елочных игрушек. Подбор и изготовление дидактических игр по данной теме. Подбор литературы по данной теме. Выбор игрового персонажа для реализации проекта( медвежонок Умка) . Подборка мультипликационных фильмов про Умку Подбор презентаций про зиму Выставка поделок. Выставка любимых елочных игрушек Изготовление «дома» Деда Мороза Дидактические игры: « Назови одним словом». «Узнай по описанию». «Кто где живет? ». «Оденем куклу на прогулку» «Какая, какой? » «Волшебные снежинки» «Назови ласково» «Зимующие и перелетные птицы» «Где живет белый медведь» «Волшебный мешочек» Подвижные игры: «Снежки» « Попади в цель» « Ловишки » «Два Мороза» «Зайка беленький сидит» Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский «Проказы старушки — зимы». С. Есенин «Поет зима, аукает…» С. Есенин «Белая береза» Русская народная сказка «Зимовье зверей» Экспериментировании: «Лаборатория Всезнайки»- опыты со снегом и льдом- опыты с рукавичками( вязанные и меховые) Работа с родителями по проекту: Анкетирование родителей «Зимние игры и забавы»( осведомленность родителей о зимних забавах) Выставка елочных игрушек. Привлечение к созданию ф отогазеты “Белая Зима – Веселая пора” Консультация «Как правильно одевать ребенка зимой», «Как сделать прогулку зимой интересной», Новогодний утренник Выставка совместных работ «Елочка- красавица» Планируемые результаты реализации проекта Расширение и обогащение знаний о сезонных изменениях в природе в зимнее время, формирование связной речи, обогащение ее эпитетами, новыми словами и выражениями, знакомство с новыми зимними играми, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности, формирование художественного восприятия, желания путем экспериментирования находить ответы на поисковые вопросы( «Как? », «Зачем? », «Почему? ») Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. Примерный перечень образовательной деятельности, осуществляемой в разных видах детской деятельности в рамках реализации проекта « Ах ты Зимушка- зима! » № п\ п Тема\ Форма проведения Цель Материал Краткое содержание Литерату- ра 1. «Описание предметов одежды зимней» Формирование элементарных представлений о верхней зимней одежде. Продолжать учить называть предметы зимней одежды. Развивать связную речь. Учить описывать предметы зимней одежды. Учить правильно называть зимнюю одежд, знать ее назначение. Иллюстрации верхней зимней одежды( куртки, шапки, сапоги, шарфы) мольберт. Воспитатель предлагает детям рассмотреть на картинке детей, во что они одеты, какое время года изображено на иллюстрации. Рассказать для чего люди одевают теплую одежду зимой. Вместе с детьми проанализировать свою зимнюю одежду. Проговорить наименования и наглядно на картинках показать предметы верхней одежды( зимней) . Проговорить наименования и наглядно на картинках показать предметы верхней одежды( зимней) . О. С. Ушакова «Развитие речи 4- 5 лет» 2. Аппликация с элементами рисования Коллективная работа « Волшебный лес» Учить вырезать и раскладывать готовые формы( обитателей зимнего леса) р азного цвета на листе, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур. Закреплять понятие о времени года «зима». Закреплять и обобщать знания детей об зимних изменениях в природе. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы Картинки с изображением зимы. Презентация «Ах красавица Зима» Ватман с изображением деревьев заготовки вырезанных картинок с животными( медведь в берлоге, белый зайчик и т. д) ножницы, клей- карандаш, салфетки, клеенки. Рассмотреть с детьми иллюстрацию с изображением зимнего леса. Просмотр презентации с красивыми изображениями времени года Зима. Вызвать интерес к совместному творчеству и созданию зимнего леса. И. А. Лыкова" Изобрази- тельная деятельность детей средней группы», 3. Конструирование( коллективная работа) «Терем для Деда мороза» Побуждать детей к конструированию развивать умение использовать свои постройки в игре, продолжать учить различать предметы по размеру. Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Иллюстрации Терема деда мороза. Большой цветной конструктор Рассмотреть иллюстрации Терема Деда Мороза показать презентацию «Где Ж ивет дед Мороз». Привлечь к постройке Терема из конструктора. В конце занятия рассмотреть, получившийся совместно построенный Дом Д ля деда мороза. Свой конспект. 4. «Елочка»( лепка, Продолжать знакомить детей с техникой лепки. Учить создавать выразительный образ елочки закреплять умения и навыки детей в работе с пластилином –р аскатывание и. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Пластилин зеленого и коричневого цвета, доски для лепки, муляжи и иллюстрации елки Воспитатель рассказывает о елки, предлагает слепить. В конце занятия дети рассматриваю получившиеся елочки. Свой конспект. 5 Презентация « Зимушка Зима» конкретизировать и углубить представления детей о зиме( состояние погоды, характер ные осадки, состояние растений) ; особенности жизни диких животных и птиц в зимний период; создавать у детей радостное настроение посредством ИКТ Презентация 6 «Белый снег, пушистый» Формирования представления о свойствах объектов неживой природы на примере снега( на морозе –с крипучий; в тепле –тает, образуя грязную воду) . Подвести к правилам личной безопасности: «Не пробуй снег», «после зимней прогулки помой руки» Вырезанные из бумаги снежинки( по количеству детей) ; сосуд с чистой водой. Прозрачная емкость со снегом; две картинки: ребенок лижет на улице снег( снег на ла дошке) , ребенок моет руки. Воспитатель читает стихотворение А. Федотова «Снежинки» Уточняет о каком времени года говорится в стихотворении и как дети догадались. «Что вы знаете о снежинках? » Посмотреть вырезанные снежинки. Обсудить. «Как еще мы говорим про снег и снежинки? »( Легкий, белый, пушистый. Проговорить правила поведения со снегом Воспитатель приносит в емкости снег, затем после того как он растает дети вместе с воспитателем рассматривают что же осталось от снега. ( грязная вода) Сравнивают с водой из под крана. В результате наблюдений дети приходят к выводу. Что в снеге много грязи. По этому взрослые правы, когда останавливают детей. Просят их не брать снег в рот. Т. И. Грызик «Познавательное развитие детей 4- 5 лет» 7 «Снеговики»( рисование) Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из нескольких кругов; Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок губкой; Закрепить у детей навыки рисования по контуру, не выходя за него; Доводить предмет нужного образа с помощью ватных палочек; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес, чувство сопереживания, желание помочь. Лист тонированной бумаги; Гуашь( белого, черного, красного) цвета; Спонж; Ватные палочки; Бумажные салфетки. В гости к детям приходит игрушка снеговик и просит о помощи( нарисовать ему друзей снеговиков) После этого демонстрирует иллюстрации с изображением снеговика. Показать детям последовательность и отдельные приемы работы и дети рисуют снеговиков для гостя который обратился к ним за помощью. Свой конспект 8 «Кто как Деда мороза встречает. Люди»( беседа) Закрепить представление детей о зависимости жизни человека от особенностей сезона, формировать представления о праздниках в нашей жизни» Одежда, обувь( рисунки) ; игры и забавы. «Дедушка Мороз проверяет готовность людей к зиме. А как мы с вами подготовились? » Погов о рить о том что звери меняют шубки, а люди меняют одежду. Рассмотреть совместно с детьми картинки с одеждой, обовью. В заключение проводится беседа о предстоящем празднике – Новом годе. Т. И. Грызик «Познавательное развитие детей 4- 5 лет» Стр. 60. 9 «Экскурсия в зимний парк». Учить детей видеть красоту окружающего мира, рассмотреть деревья, кору деревьев. Продолжать учить отвечать на вопросы и воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Фотоаппарат, иллюстрации с изображением зимы. Воспитатель рассказывает о прекрасном времени года «зиме» обращает внимание на строение дерева. Сосредотачивает внимание на елке( что она зимой и летом одним цветом) . Рассматривание дерева рябины( рассматривание красных ягод рябины) Делается фото с детьми в парке. Свой конспект. 10 Опыт «Изготовление цветных льдинок» Формировать представления о том, что вода замерзает на холоде. В ней растворяется краска. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. Уточнить представления детей о свойствах льда. Активизировать речевую деятельность, побуждать к называнию качества льда. Воспитывать устойчивый интерес к экспериментальной деятельности. Стаканчики, краска, палочки или ложки для размещения, емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. Детям предлагается провести эксперимент и самим сделать разноцветные льдинки. Дети сами выбирают цвета, которыми хотят раскрасить воду. С помощью воспитателя добавляют необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешивают. Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу на участок. Цветной водой заполняются заранее приготовленные формочки. В воду до середины погружаются небольшие веревочки, оставшаяся часть которых необходима для создания крепления цветной сосульки на ветку дерева. Формочки с цветной водой аккуратно составляются, они остаются на улице для полного замерзания воды. Когда вода превратиться в лед, дети с помощью воспитателя осторожно вынимают замерзшие льдинки из формочек, после на участке развешиваются на ветки деревьев полученные ледяные игрушки. Полученные льдинки также можно использовать и в других целях: выложить на снегу картину, построить домик, кораблик, крепость и т. д. Свой конспект. 11 «Как на тоненький ледок» Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой Зимние иллюстрации. Познакомить детей с произведениями малых форм поэтического фольклора. Прослушать потешку «Как на тоненький ледок». С помощью сюжетно- ролевой игры заинтересовать. Привлечь детей к разучиванию потешки. 1 2 «Наша Елочка»( рисование) Учить детей рисовать новогоднюю елку гуашевыми красками. Передавая особенности ее строения и размещения в пространстве. Показать зависимость конкретных приемов работы от общей формы художественного объекта( рисование елки на основе аппликационного треугольника) . Формировать способы зрительного обследования натуры. Развивать координацию в системе «глаз- рука» Елка искусственная, поздравительные открытки с изображением елочек, листы бумаг и( с предварительно нарисованными обычным карандашом, треугольниками) , краски гуашевые, кисти разного размера, ватные палочки, банки с водой. Салфетки бумажные. Вместе с детьми вспомнить новогоднее стихотворение. Почитать детям стихотворение С. Черного «Елочка». Показать детям последовательность и отдельные приемы работы. И. А. Лыкова" Изобразительная деятельность детей средней группы» Стр. 74. 13 «Таня не боится мороза»( составление рассказа по картинке) Учить детей составлять небольшой рассказ( из 3- 4х предложений) , отражающих содержание картины, по плану. Предложенному воспитателем. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка. Продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание; произносить слова, выделяя в них звуки. Иллюстрация «Наша Таня», персонаж кукольного театра Петрушка. Палочка. Снежинки на ниточке. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой «Первый снег», уточняет у детей о каком времени года идет речь. Выставляется картина, дети рассматривают. Воспитатель задает вопросы для обсуждения. О. С. Ушакова «Развитие речи 4- 5 лет». Стр. 55. 14 «Мы срубили Елочку»( конструирование из бумаги) Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук. Конструктивное мышление Заготовки трех квадратов разных оттенков зеленого цвета и размера( 5x5, 7x7, 9x9 см) на каждого ребенка. Образец последовательного складывания «базовой формы», подставка под работы. Игрушка мишка Умка, искусственная елка. Игровая мотивация. Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пришел! Да это же мишка Умка спешит к зверятам с елкой! Посмотрите, какая у него елочка? ( Ответы детей: зеленая, колючая, ветвистая, хвоя пушистая. Помочь мишке сделать елочки для зверят. Обсуждение с детьми что в низу ушка широкая а к макушке сужается. Продемонстрировать как правильно изготовить елочку, затем всем вместе сделать елочки для зверят. Свой конспект