Использование музыки в повседневной жизни группы детского сада

Опубликовано: 11:48:34 08-10-2017

Автор: Шугурова Наталья Евгеньевна

Использование музыки в повседневной жизни группы детского сада

 

 

 

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности

- организованная образовательная музыкальная деятельность;

- самостоятельная музыкальная деятельность

- музыка в повседневной жизни

- музыка на праздниках.

 

       Как уже было сказано, музыкально-образовательная деятельность – основная форма организации музыкального развития и воспитания детей. В ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Они включают в себя чередование различных видов музыкальной деятельности (восприятие, музыкально – ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамотности).

         Педагог группы помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Его функции в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии  обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на  данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической   деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует). Следовательно, воспитатель группы обязан знать музыкальный, двигательный и игровой репертуар. Этому предшествует предварительная подготовка к образовательной музыкальной деятельности.

   Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!

     Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.

А сейчас я хотела бы более углублено рассмотреть каждую из областей.

 

Физкультура и музыка

 

         Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метание в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует. На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключения составляют некоторые подвижные игры) так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.

Музыка на утренней гимнастике.

 

         Утренняя гимнастика создаёт бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики предваритель­но разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музыкального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вводится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее звучание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, пере­строения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, аудиозапись, какой-либо народный инструмент.

   Для сопровождения разминки подбираются эстрадные, маршевые или классические мелодии с четким ритмическим рисунком («Вместе весело шагать по просторам» В.Шаинского, «Марш веселых ребят» И.Дунаевского, «Веселый ветер» И.Дунаевского, «Полет валькирий» Р.Вагнер, «Песенка о медведях» А.Зацепина и т.д.)

   Упражнения на восстановление дыхания и растягивание лучше выполнять под вальсовые мелодии, подскоки – под польки.

   Упражнения на релаксацию сопровождаются звуками природы, спокойными классическими инструментальными произведениями или песнями («Грезы» Р.Шумана, «Колыбельная медведицы» Е.Крылатова, «Луч солнца золотого» Г.Гладкова и т.д.)

Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Благодаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод­рое настроение на весь день.

Таким образом, грамотное использование музыки на занятиях не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность внутренних систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность учебного процесса дошкольников.

Музыка в детских играх.

В разнообразных играх детей часто используется музыка. Ребята играют в «музыкальное занятие», в «концерт», танцуют, исполняют песни, выученные на занятиях. В этих играх воспитатель помогает распределить роли, подобрать подходящую музыку народных плясовых мелодий, других танцевальных произведений.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания на музыкальных занятиях и знакомит их с новыми музыкально – дидактическими играми.

Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Дом», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках.   Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

   Прогулка и музыка

       Музыка оказывает свое воспитательное воздействие во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

       Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы: («Мы на лугу ходили» А. Филиппенко, «Землюшка-чернозем» – русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой и др. ). Многие песни можно интересно инсценировать, например: «Пошла млада за водой» – русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

         На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и другие). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалок, например, «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы балалайка», «Зайка белый куда бегал» и другие. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.

Летом на прогулке можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии, при наличии определенных навыков игры на музыкальных инструментах, объединяться в ансамбль.

         Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и другие. Можно интересно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой). Эти игры развивают у детей чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух.

     В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий.

     В индивидуальной и коррекционной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

       

Велика роль воспитателя в руководстве  самостоятельной  деятельностью  детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальной  зоны, атрибутов, пособий и т.д.

Используя  проектор, воспитатель показывает фильмы с музыкальным сопровождением. 

Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.

       В свободное от занятии время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.

     Поэтому так важно иметь в каждой группе свой музыкальный центр и комплект дисков с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д.

     Воспитатель может включать музыку и в ходе проведения режимных моментов. Так, например, в процессе умывания, перед применением пищи, в процессе утреннего приема детей и во вторую половину дня.

 

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

1.Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка  не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

2.В  детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано,  в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. 

3.Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. 

      Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т.е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.( СD «Моцарт для малышей»)

4.Оснащение группы должно происходить совместно с родителями, где они могут помочь в оснащении группы  всем необходимым, предложат помощь в подборе музыкального материала и записи его на носители.

( флешка, СD, кассета) .

 

Оставить комментарий: