Профилактика и коррекция агрессивности
Документы для скачивания
" Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста" Проблема социализации остается одной из актуальных и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка( несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др. ) , что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации. Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Социально- коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера. Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия( дерутся, толкаются, кусаются, плюются) . Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по профилактике и коррекции детской агрессии. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. у своение эталонов агрессивного поведения в семье( физические наказания, драки, скандалы) . Именно у детей, которые постоянно видят, как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой; дефицит родительского внимания, ласки, любви, который приводит к неуверенности в себе, вызывает проявления аутоагрессии; стремление к лидерству в группе; недостаток двигательной активности; низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков совместной игры; тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность; косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера( разного рода монстры, трансформеры и т. п. ) . Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть: желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок; ревность; замечание воспитателя или наказание; голод; утомление; скука и др. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку- дошкольнику. Именно поэтому так важно способствовать оказанию психолого- педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения. Нужно помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Сначала мы выясняем причины агрессивного поведения Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер. Критерии агрессивности( схема наблюдения за ребенком) Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей( Лаврентьева Г. П. , Титаренко Т. М. , 1992) . Критерии агрессивности у ребенка( анкета) На основе анализа результатов психологического мониторинга определяем пути решения проблемы, проектируется просветительская, развивающая, коррекционная работа с дошкольниками, родителями и педагогами. Модель взаимодействия участников образовательного процесса по преодолению асоциальных форм поведения: Для воспитателя: - семинары, практические занятия по обучению методам и приемам развития социально- коммукативных навыков, сплочение коллектива группы, повышению мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей- агрессивных, и др. - психологическое просвещение педагогов по развитию социально- коммуникативных навыков детей. Для родителей: - Организация практикумов, в рамках родительского клуба. - Психологическое просвещение родителей по вопросам организации воспитательного процесса( стиль воспитания, организация деятельности детей дома, психологические индивидуально- возрастные особенности дошкольника и др. ) Для детей: - развивающие групповые занятия; - коррекционно- развивающие подгрупповые занятия; - индивидуальные коррекционные занятия; - проведение игр и упражнений в процессе режимных моментов. Работа, по коррекции, с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в нескольких направлениях, в зависимости от возраста, уровня развития. В группе, во время режимных моментов, можно использовать: Творческие, художественные, эмоциональные методы. Упражнение «Делаем мозаику» Рвем бумагу и делаем аппликацию «Добрые – злые кошки» Рисуем синим цветом Игра «Тух- тиби- дух» Физические упражнения Т опаем ногами Колотим воздух «Два барана» «Курицы и петух» Использование психогимнастики- «проигрывание» этюдов на выражение гнева «Сердитый дедушка» «Король Боровик не в духе» Самое правильное «Возьми себя в руки». «Врасти в землю» «Сбрось усталость». В специальной литературе можно найти немало упражнений и программ, направленных на коррекцию агрессивности. Обучение коммуникативным навыкам, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка. Литература 1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно- методическое пособие – Спб. : Речь, 2008. 2. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2007. 3. Защита детей от жестокого обращения/ П од ред. Е. Н. Волковой. - Спб. : Питер, 2007. Клюева Н. В. , Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. 4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. 5. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000. 6. Чистякова М. И. Психогимнастика. / Под редакцией М. И. Буянова. – М. : «Просвещение» « владос », 1995