КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Образовательная область «Музыка» « Гость из цирка».
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Образовательная область «Музыка»
Тема: « Гость из цирка».
|
Этапы работы |
1. |
Организационный момент М. Р.: Дети, я рада вас видеть. Давайте скажем друг другу добрые слова и создадим хорошее настроение (психологический настрой). (дети называют слова: добрый, хороший, внимательный, нежный, ласковый, отзывчивый) С потолка спускается Паучок. М.Р.: Ой, ребята! Посмотрите, кто это? Дети: Паучок. М.Р.: Да, это непростой Паучок, это почтальон. Он принёс нам письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. Читаю письмо. "Дорогие ребята! Я знаю, что вы любите чудеса. Сегодня я хочу пригласить вас в чудесную волшебную страну, которая называется Цирк. А чтобы узнать, кто я отгадайте загадку: В цирке он смешнее всех У него - большой успех Только вспомнить остаётся Весельчак тот, как зовётся Дети: Это Клоун.
|
2. |
Актуализация знаний для изучения нового материала. М.Р.: Читаем дальше" Я закрыт в большой коробке, не могу из неё выбраться. На коробке висят три замка и что бы со мной повстречаться, вы должны открыть эти замки, выполнив все задания" М.Р.: Вы согласны? Дети: Да, мы согласны! М.Р.: Что ж поможем клоуну. Надо выполнить задания. Но где же коробка? Ищут, находят, рассматривают.
|
3. |
Изучение нового учебного материала. М.Р.: А поможет нам в этом музыка. Скажите ещё раз, кто же самые весёлые, задорные, смешные в цирке? Дети: Клоуны М.Р.: А какие бывают клоуны, мы с вами увидим, а потом поговорим об этом. М.Р.: приглашаю детей посмотреть видеопрезентацию"Клоуны". муз. Д.Б.Кабалевского (на Д В Д плеере). М.Р.: Вы узнали эту музыку? Дети: Да.Эта музыка"Клоуны" М.Р.: Кто композитор, который так прекрасно изобразил клоунов? Дети: Д.Б.Кабалевский. М.Р.: Сколько клоунов вы увидели? Дети: Два. М.Р.: А какие это клоуны? Дети: Разные. Весёлый и грустный. М.Р.: Помогла ли музыка вам понять, что клоуны разные по настроению? Дети: Да помогла. М.Р.: Каков характер пьесы? Дети: Музыка весёлая, задорная, озорная, бойкая, радостная. М.Р.: А почему эта музыка подходит клоунам? Дети: Они такие же весёлые. М.Р.: Изобразить разных клоунов композитору помогли средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский использовал два лада музыки: светлый, радостный мажор и грустный, печальный минор. Как вы думаете, когда выступает весёлый клоун, какой звучит лад? (играю фрагмент). Дети: Мажор. М.Р.: А когда на арене грустный клоун, какой звучит лад? (играю фрагмент). Дети: Это минор. М.Р.:Я предлагаю поиграть в игру" Музыка в цвете". (Вношу спектр в виде ромашки). М.Р.: Возьмите спектр и изобразите настроение музыки любым цветом (играю фрагменты). Дети выбирают цвет и индивидуально обосновывают свой выбор Звучит характерная музыка, открывается первый замок. М.Р.: Посмотрите дети, мы правильно выполнили первое задание. Ещё одно средство музыкальной выразительности - темп. Менялся ли темп в музыке? Как? (играю фрагмент на стыке частей) Дети: В середине пьесы музыка замедляется, звучит неуверенно, несмело. М.Р.: Вы всё правильно поняли. Один клоун весёлый, умелый, а другой неудачник. Всё у него валится из рук, всё он делает наоборот и не может рассмешить публику. Звучит музыка, открывается второй замок. М.Р.:Вот видите, мы опять правильно выполнили задание, поэтому открылся второй замок. А что ещё меняется в музыке кроме темпа, когда выходит грустный клоун? Дети: Музыка затихает, становится осторожной, несмелой, понурой. М.Р.: Всё правильно. И это следующее средство, помогающее написать композитору свою звуковую картину - это динамика, изменение силы звучания: громко-тихо. Именно динамическими оттенками показывается, как трудно грустному клоуну выполнять трюки, но он старается изо всех сил. При этом музыка движется снизу вверх и становится всё громче и громче, всё настойчивее. В конце концов у него стало всё получаться и в этом ему помог весёлый клоун.
|
4. |
Закрепление учебного материала, М.Р.: Как можно определить какое настроение у человека? Дети: По выражению лица. М.Р.: Да. Проявить свои чувства и настроение можно с помощью выразительных движений мышц лица. И это называется - мимика. А сейчас с помощью пиктограмм вы будете выстраивать настроение клоунов, прослушав всё произведение до конца. (играю всю пьесу) (Раздаётся характерный звук, открылся последний замок. Звучит голос из коробки: "Всё у вас получилось. Вы помогли мне выбраться из коробки". Входит Клоун Клоун: Здравствуйте ребята! Я - клоун Свистулькин. Очень рад встречи с вами. Коммуникативная игра «Здравствуйте» (слова и музыка М.Картушиной) Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка. Здравствуйте, ножки! - Пружинка. Топ-топ-топ! - Топают ногами. Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки. Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам. Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам. Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам. Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево. Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами. Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево. Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками. Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью. Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем. Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх. Привет! - Машут рукой. Клоун: Я хочу, чтобы вы стали моими друзьями - клоунятами ( достаёт из коробки элементы костюма клоуна). Выберите, какого клоуна будете изображать. Дети надевают элементы костюма клоуна. М.Р.: Какие вы красивые. Полюбуйтесь друг на друга. Покажите как вы умеете грустить и радоваться. (играю пьесу от начала до конца) Дети изображают разных клоунов. Клоун: А теперь мне пора уходить и смешить других детей. Я приглашаю вас на цирковое представление. До свидания. Уходит.
|
Анализ образовательной деятельности (ОД)
по образовательной области «Музыка»
в группе общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет.
Тема: «Гость из цирка».
ЦЕЛЬ: Формировать музыкальную культуру посредством ознакомления с классической музыкой.
Образовательные задачи:
- Формировать умения передавать в движении различный характер музыкальных образов.
- Расширять представления о смене характера музыки, форме музыкального произведения.
- Закреплять представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, различать ладовую окраску произведения.
- Способствовать активному восприятию музыки через самостоятельную творческую деятельность.
Развивающие задачи:
- Развивать пластику формообразующих движений, необходимых для передачи художественных образов.
- Развивать слуховое внимание, музыкальную память, творческое воображение и фантазию.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Создать атмосферу радости, группового единства.
Интеграция образовательных областей:
Познание. Обобщать и систематизировать знания о цирке (цирковое представление, выступление артистов…).
Художественное творчество. Развивать художественные и эстетические способности. Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с темой ОД.
Коммуникация. Активизировать диалогическую речь детей, добиваться правильного и четкого произношения звуков, слогов.
Социализация. Поддерживать и способствовать появлению доброты, отзывчивости и других качеств.
Здоровье. Способствовать хорошему самочувствию, бодрому настроению детей посредством использования элементов психогимнастики.
- Анализ цели ОД.
- цели занятия соответствуют требованиям программы, возрастным особенностям детей данной группы и уровню их подготовленности.
2.Анализ структуры и организации ОД
- структура соответствует задачам ОД;
- последовательность и взаимосвязь этапов выдержана, все этапы взаимопроникновенны и последовательны.
- в основу ОД положены психологические основы формирования навыков у детей:
- восприятие в процессе подготовки к изучению нового материала через выполнение отдельных действий;
- понимание (осознание и осмысление) в процессе изложения нового материала через упражнения, ответы на вопросы;
-запоминание в процессе тренировки через выполнение инструкций по образцу;
-обобщение - овладение навыками в нестандартной ситуации в процессе самостоятельной деятельности детей.
- от первого до последнего этапа работала над развитием и совершенствованием навыков;
- использованы эффективные методы и приёмы обучения;
- наглядно-дидактические пособия соответствуют требованиям
СанПина, эстетическим требованиям; - использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, осуществляю индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам с учётом степени сложности заданий,
дифференциации объёма, темпа обучения, степени помощи, оказываемой каждому ребёнку, здоровьесберегающую направленность обучения;
3.Анализ содержания ОД.
- содержание занятия соответствует требованиям программы;
материал изложен полно, достоверно с учётом дидактических
принципов обучения: научности и доступности;
- материал и содержание ОД на эмоциональное удовлетворение деятельностью не только от конечного результата, но и от самого процесса свободной, творческой деятельности, на воспитание у детей стремления добывать знания практическим путем;
- на занятии созданы условия для проблемно-поисковой деятельности, активного поиска новых способов решения поставленных задач;
- опиралась на предыдущий опыт детей и ранее полученные знания.
- Организация самостоятельной деятельности детей.
- эффективно подобранные методы и приёмы способствовали активизации самостоятельной деятельности детей;
- Анализ методики проведения ОД.
- Методы и приемы соответствуют программному содержанию, возрастным особенностям детей, использованы разнообразные методы и приемы (практически - деятельностный, проблемно-поисковый, пояснительный методы)
- Технические средства обучения (музыкальный центр, DVD ), моделирование (ипользование пиктограмм), игровоые упражнения, выразительный показ движений ребенком;
- Системность, право выбора и вариативность заданий;
- Преобладает диалогическая форма общения, в которой музыкальный руководитель «провоцирует» детей на собственные умозаключения и выводы;
- Речь педагога четкая, продуманная, грамматически правильная;
- Анализ работы и поведения детей на ОД
- Методика сотрудничества, доверия объединяет, удерживает интерес детей друг к другу и обеспечивает их постоянное взаимодействие;
- высокая познавательная активность детей на протяжении всего занятия, устойчивое внимание, повышенный интерес к выполнению заданий;
- 80% детей усвоили содержание занятия;
- Результативность ОД.
- 80% детей усвоили материал ОД;
- обеспечено оптимальное распределение времени;
- учебный материал становится предметом активных мыслительных действий дошкольников.