a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Бокарева Ольга Александровна Опубликовано: 2017-10-12 18:11:44

Документы для скачивания

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». Ф. Дзери Одной из основных задач воспитательного процесса является необходимость создать такие условия, в которых  ребенок  смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Музейная педагогика  в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально  организованную предметно – п ространственную среду. Кроме того п отенциал музея благоприятствует развитию творческих начал ребенка, является инструментарием для выявления наклонностей и раскрытия личности дошкольников, а любой экспонат может подсказать тему для интересного общения. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке   музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей   как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Одним из направлений музейной педагогики является создание мини- музеев. Что же такое мини- музей? Во- первых, они занимают небольшое пространство. Во- вторых, мини- музеи созданы для самых маленьких посетителей и открыты для них постоянно. В- третьих, они не отвечают многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Еще одной особенностью мини- музеев в ДОУ является небольшое количество экспонатов, так как чрезвычайно насыщенная музейная среда может вызвать быстрое появление усталости у маленького ребенка. В детском саду рекомендуется предъявлять детям для единовременного ознакомления не более 10 экспонатов. То есть по принципу «лучше меньше, да лучше». Выбору экспонатов мы уделяем огромное внимание. В создании мини- музеев принимают участие и сами воспитанники, и их родители. Именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки. Это делает наши музеи боле уютными, в чем- то даже домашними. Поскольку дети лучше усваивают материал через осязание, то большинство экспонатов в наших мини- музеях ребенок может не только потрогать, но и взять в руки, попробовать его в действии. Это одно из основных отличий мини- музеев ДОУ от настоящих. Количество экспонатов, которые запрещено брать в руки может увеличиваться в соответствии с возрастом детей. Для старших воспитанников достаточно «зрительное ощупывание» предмета, мысленные действия с ним. Возле экспонатов размещаются знаки- правила о взаимодействии с данными предметами. Эффективность всей работы в мини- музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Э ту задачу мы смогли р ешить при помощи стеллаж ей, настенны х полоч е к, ширм, стенд ов, столик ов разной величины, тумб. Работа в мини- музее строится с учетом общепринятых принципов: Наглядность( когда при подборе коллекции учитывается образовательная функция) Адресность( ориентация на конкретную возрастную или социальную группу) Активность детей, проявляющаяся в способности обращать внимание на мельчайшие детали, умение задавать вопросы и отвечать на них, отражение полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества Доступность Построение работы с экспозициями на основе усложнения «интеллектуальных узлов» Музейная коммуникация( предполагающая диалоговый, субъект- субъектный характер отношений) Принцип аттрактивности места( создание особого места, где царит своя интересная жизнь, музей должен привлекать внимание, выделяться из окружающей среды) Формы организации работы в рамках музейной педагогики можно условно разделить на: - е жедневные- коллекционирование; - еженедельные – игры, заполнение музейных словариков; - периодические – проведение в музейной обстановке тематических занятий, творческих лабораторий и исторических игр, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин( приз самому любопытному посетителю) . Основными направлениями деятельности в мини- музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Информирование является первой ступенью освоения музейной информации, в процессе чего дети получают первичные сведения о музее и его коллекциях, об отдельных музейных экспонатах, их содержании. Обучение предполагает получение дополнительных знаний, а так же приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение осуществляется в форме экскурсий и музейных занятий. Важно помнить, что мини- музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. Поэтому мы стараемся разбить информацию на несколько подтем, и проводим так называемые беседы- пятиминутки. Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в материале, мы предлагаем ему самому быть экскурсоводом. Музей предоставляет широкие возможности как для ознакомления с музейной информацией, так и для содержательного, интересного межличностного общения. Любой предмет мини- музея может подсказать тему для интересного разговора. Это разнообразные встречи, посиделки, олимпиады, во время которых дети могут высказывать свои мнения, делиться накопленными знаниями. Отдых предполагает организацию свободного времени в соответствии с желаниями музейной аудитории. Это специально организованные музейные праздники, КВН, чаепития и т. д. Для организации таких мероприятие мы стараемся привлекать как самих воспитанников, так и их родителей. Развитие творческих начал подразумевает использование потенциала музея для выявления наклонностей и раскрытия личности дошкольников. Это направление реализуется в форме творческих лабораторий, викторин, исторических игр и т. д. Так как игра – ведущая форма познания в жизни дошкольников, то информация, которую получает ребенок в мини- музее, может быть активно освоена в процессе игровой деятельности. Вариантов игр в музее или с музейными экспонатами много. Это хорошо знакомые развивающие игры, такие как: «Что сначала, что потом», «Что кому принадлежит», «Разложи по полочкам», «Собери картинку» и многие другие. Особое внимание мы уделяем играм, дающим стимул воображению и творческой импровизации. Например, в игре «О чем говорят вещи», ребенок должен продолжить начатую педагогом сказку об «оживших» экспонатах, представив себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своем прошлом. Персонажем игры «Путешествие в прошлое» может стать любой экспонат. И тогда он раскроется с другой стороны, начнет делиться своим опытом. В игре «Живые силуэты» ребенок должен не только изобразить силуэт предмета так, чтобы он был узнаваем, но и выразить его характер. А так же многие другие игры: игра «Живая скульптура» помогает развить зрительную память и наблюдательность; игра «Видящие руки», развивает сенсорную культуру и т. д. В каждой группе нашего детского сада организован мини- музе й. Это мини- музеи: «Связи», «Головных уборов», «Кукол», «Фантиков», «Часов», «Молока», «Книг», «Дерева», «Собак», музей «В гостях у сказки», «Игрушки моих родителей», «Декоративно- прикладного искусства». Воспитатели творчески подошли к организации музеев. Содержание, оформление и назначение мини- музеев отражают специфику возраста детей данной группы. Так, например, музеи книг, часов, связи, декоративно- прикладного искусства находятся в группах детей старшего дошкольного возраста. А для малышей созданы музеи фантиков, игрушек, сказочных персонажей. Информация в музеях также предоставлена по- разному в зависи мости от возраст ной категории. Так, для малышей составлены яркие экспозиции, близкие к их пониманию. Это разнообразные коллекции фантиков, поделки из них, знакомые и незнакомые сказочные и игровые персонажи и др. Чем старше возраст детей, тем разнообразнее экспонаты. Это могут быть и всем знакомые часы, средства связи, головные уборы или книги, а могут и незнакомые детям ранее старинные вещи, несущие в себе новую, интересную информацию. Для удобства мы делим предметы наших коллекций на различные экспозиции одной направленности. Например, в музее «Головных уборов» созданы следующие экспозиции: - сезонные головные уборы; - женские, мужские, детские головные уборы; - головные уборы сказочных персонажей; - профессиональные, военные головные уборы и т. д. Помимо экспонатов, которые составляют основу коллекции, в музеях подобрана интересная информационная и художественная литература, видеофильмы, фотографии, развивающие и речевые игры. Например, в музее «Связи» имеется информация о работе нашей почты, собраны интересные вырезки из различных источников информации. В музее «Головных уборов» в доступной детям форме объясняется значение некоторых пословиц и поговорок о головных уборах, собраны загадки о головных уборах, сделан алфавит «Головные уборы» и картотека необычных головных уборов. В музее «Наши четвероногие друзья» оформлена выставка детских фотографий с их питомцами. В музее книг имеются редкие экземпляры старинных книг и многое другое. Большую роль в работе по ознакомлению с музейными экспонатами мы отводим творческой работе – как самому естественному для детей способу освоения информации. После посещения музея дети имеют возможность разрисовать поднос, вылепить Филимоновскую свистульку, смастерить головной убор, попробовать изделие из молока, поиграть со сказочным героем или изготовить книгу. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками. Музей дает возможность ребенку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности. Музейная педагогика требует от воспитателя увлеченности, постоянного наблюдения за реакцией детей. Создание мини- музеев позволило нам приобщить детей к миру искусства через социокультурную среду и стало иллюстрацией к образовательной программе детского сада. Небольшой музей в детском саду может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина Подготовила: Бокарева О. А. , воспитатель I КК МБДОУ Аннинский д/ с ОРВ «Росток» 2017г.

Оставить комментарий: