a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевые игры и упражнения

Автор: Афонина Татьяна Михайловна Опубликовано: 2017-10-15 12:10:17

Документы для скачивания

Речевые игры и упражнения Угадай- ка Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде. Узнай по описанию Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных и существительных в роде. Чего не стало? Цель: Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных. Кафетерий Цель: Обратить внимание детей на существование в речи неизменяемых слов. Ателье Цель: Знакомство с неизменяемыми словами и употреблением их в речи. Зайка, сделай Цель: Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов( спой, потанцуй, положи, поскачи, поезжай, нарисуй) . Зайкина гимнастика Цель: Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов( беги, скачи, ляг, присядь, спой, наклонись) . Почтальон принес открытки Цель: Уметь образовывать формы глаголов настоящего времени( рисует, танцует, бежит, скачет, макает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т. д. ) . Прятки Цель: Активизировать употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением( в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) . Кого не стало? Цель: Уметь правильно называть детенышей животных в единственном и множественном числе. Чаепитие Цель: Уметь правильно образовывать наименования предметов посуды. Что мы делали? Цель: уметь употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, а также учится использовать глаголы в повелительном наклонении. Ты кто? Цель: Активизация употребления глаголов действия и слов, обозначающих признаки предмета, в заданной ситуации. Что делает Буратино? Цель: Уметь образовывать форму повелительного наклонения глагола. Кто играет с Таней? Цель: Уметь называть признаки и действия предмета, пользоваться вежливой формой обращения. Понимать значение многозначного слова погладить. Таня веселая и грустная Цель: Учится подбирать антонимы к именам прилагательным и глаголам. Найди ручку Цель: Уметь составлять предложения с многозначным словом ручка, понимать разные значения этого слова. Расскажем про ручку Цель: Учить составлять небольшие рассказы с многозначным словом ручка. Найди ножку Цель: Учить составлять предложения с многозначным словом ножка, понимать разные значения этого слова. Почему так называют Цель: Учить объяснять происхождение( этимологию) некоторых слов. Подбери другие слова Цель: Тренировать в образовании однокоренных слов от слова снег. Для чего нужна игла? Цель: Учить называть признаки и действия предмета. Расширять представление детей о многозначных словах на примере слова игла. У кого такой предмет? Цель: Формировать умение соотносить слово с предметом или действием, обозначаемым этим словом. Бывает – не бывает Цель: Воспитывать внимание к слову; учить представлять ситуации, выраженные в слове, закреплять и уточнять значения слов в сознании ребенка. Кто сумеет похвалить Цель: Учить подбирать определения к именам существительным, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже. Какая, какой, какое? Цель: Учить подбирать определения, наиболее соответствующие данному предмету, явлению, активизировать в речи усвоенных ранее слов. Угадай и нарисуй Цель: Учить рисовать предмет по описанию отдельных его частей, образно представлять названный предмет, закреплять и уточнять значения слов в сознании ребенка. Послушай мое слово и нарисуй Цель: Учить различать значения многозначного слова и отражать свои представления в рисунках. Задумай слово Цель: Конкретизировать представление детей о том или ином предмете, учить кратко называть его качества и действия с ним. Закончи предложение и подбери к нему картинку Цель: Учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении. Закончи предложение Цель: Учить заканчивать предложения, подбирая слова противоположного значения. Контролировать правильность подбора слов и понимание их значений. Кто внимательный? Цель: Учить различать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу( антонимы) , обогащать ими речь детей. Назови ласково Цель: Учить подбирать слова, обозначающие названия животных, предметов, игрушек в уменьшительно- ласкательной форме. Какое что бывает? Цель: Учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять и подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение. Что умеют делать звери? Цель: Расширять сферу употребления слов в соответствии с их смысловым содержанием, учить образовывать разнообразные словосочетания. Как сказать по- другому Цель: Учить подбирать синонимы к данному слову или словосочетанию, активизировать словарь детей. Я начну, а ты продолжи Цель: Обогащать словарь детей. Учить подбирать синонимы к заданным словам. Кто больше вспомнит? Цель: Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, процессы. Что делает дождь? Цель: Обогащать словарь детей глаголами и именами прилагательными, характеризующими дождь как явление природы; учить находить в стихотворении близкие и противоположные по смыслу слова. Придумай другое слово Цель: Углублять знания о лексическом значении слова, тренировать в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов. Помоги Петрушке выбрать слово Цель: Учить выбирать из двух- трех синонимов наиболее точное слово. О чем я сказала? Цель: Совершенствовать понимание детьми многозначности слов, сопоставлять их значения, различать их в соответствии с контекстом, речевой ситуацией. Скажи наоборот Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова. Кто скажет точнее? Цель: Учить понимать оттенки значений слов, передающих степень какого- либо качества или действия. Поезд Цель: Учить детей устанавливать семантические отношения между словами, мотивируя свой выбор при подборе картинок; активизировать словарь детей. Что это за слова? Цель: Углублять понимание значений слов, активизировать употребление в речи синонимов и антонимов. Разные слова Цель: Учить детей находить ассоциативную связь между словами, обогащая их словарь различными грамматическими категориями. Исправить ошибку Незнайки Цель: Уточнять лексическое значение слов, исправляя ошибки. Что это значит? Цель: Учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов. Дополни предложение Цель: Расширять семантическое поле, углублять понимание значений слов. Отправляемся в отпуск Цель: Учить понимать оттенки значений родственных слов. Какое это имя? Цель: Учить вслушиваться в звучание слов, подбирать слова( имена) , сходные по звучанию. Самолет Цель: Учить детей четко и ясно произносить слова, вслушиваться в их звучание; находить слова, сходные по звучанию. Активизировать употребление в речи названий действий( глаголов) . Слова, рифмы, звуки Цель: Учить вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные и различные по звучанию; тренировать в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них. Игры и игровые упражнения для развития связной речи Выполни команду Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Воспитатель предлагает определенной группе детей выполнить какое- либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде детей, во внешнем виде принадлежащих им игрушек. Угадай игрушку Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. Скажи какой Цель: Учить выделять и называть признаки предметов. Кто больше увидит и назовет Цель: Развивать умение выделять и называть части и признаки игрушки. Что напутал Буратино? Цель: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять их. Разложи картинки Цель: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их называть. Кто что умеет делать? Цель: Научить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Кто больше назовет действий Цель: Научить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы. Где что можно делать Цель: Активизировать употребление в речи глаголов, соответствующих определенной ситуации. Скажи, что делает и что будет делать Цель: Учить подбирать глаголы для обозначения настоящих и предполагаемых действий. Добавь слово Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, следующие за названным. Как медвежонок катался на машине Цель: Учить определять и выделять глагольный ряд, образующий сюжет. Назови что это, и скажи, какой Цель: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоименной связью. Объясни Буратино Цель: Учить связывать два предложения посредством цепной связи. Кто позвал? Цель: Обучать элементарному описанию, содержащему название объекта, с указанием одного из его признаков. У кого какой зверь? Цель: Обучать пофразному описанию игрушек совместно с воспитателем или другим ребенком. Встань в круг! Цель: Обучать коллективному описанию игрушки. Кто знает, пусть продолжает! Цель: Учить составлять рассказ по заданной схеме совместно с воспитателем. Поезд Цель: Обучать коллективному повествованию. Разноцветный сундучок Цель: Учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Теремок Цель: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным. Лото Цель: Упражнять в образовании форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Мишка, ляг! Цель: Упражнять в образовании форм глаголов в повелительном наклонении. Потерялись Цель: Учить соотносить название животного и его детеныша. Чей голос? Цель: Различать животных и их детенышей по «голосам». Правильно соотносить их названия. Домик для зверят Цель: Активизировать употребление в речи детей названий детенышей животных. Поручение Цель: Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов. Активизировать употребление в речи названий детенышей животных. Дружные ребята Цель: Закрепить умение соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать употребление в речи детей этих названий. Волк и зайцы Цель: Учить понимать и соотносить с движениями глагольные формы( прячься, спрячемся, попрячемся) . Ежик и мыши Цель: Активизировать употребление в речи детей глаголов в форме повелительного наклонения( беги, лови) . Груша Цель: Учить соотносить движение со словом. Закрепить употребление форм повелительного наклонения глаголов. Поезд Цель: Закреплять умение соотносить слово и действие. «Где мы были, мы не скажем» Цель: активизировать употребление в речи глагольной лексики. Соотносить словов и движение. Лохматый пес Цель: Закреплять умение соотносить действие звучащим словом. Курочка- Рябушечка Цель: Учить соотносить действие с обстоятельством( куда, зачем) . Молчанки Цель: Учить понимать и соотносить с движениями глаголы, образованные приставочным способом. Сова Цель: Упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний. Молчок Цель: Закрепить умение соотносить глаголы с существительными, от которых они образованы. Смешинка Цель: Понимать и соотносить с движениями глаголы, образованные приставочным способом. Два брата Цель: Формировать умение соотносить и использовать в речи видовые пары глаголов. Добавь слово Цель: Учить дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное слово по смыслу высказывания. Скажи наоборот Цель: Учить подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы( слова с противоположным значением) . Невидимки Цель: Упражнять в образовании форм второго лица единственного и множественного числа глаголов. Олины помощники Цель: Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа глаголов. Кто что делает Цель: Закреплять умение правильно образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа. Все наоборот Цель: Учить подбирать глаголы с противоположным значением. Назови, что сделал Умейка Цель: Учить составлять( распространять) предложения с однородными сказуемыми. Кто больше назовет действий Цель: Активизировать употребление в речи глаголов, закрепить умение образовывать различные глагольные формы( инфинитив, третье лицо) Кто больше скажет о профессии Цель: Учить соотносить действия людей с их профессией, соответствующие глаголы с существительными( строи т- строитель, учит- учитель и т. д. ) . Сорока Цель: Научить соотносить глагол и обозначаемое им действие предмета. Маша обедает Цель: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Чей голос? Цель: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Не умеют читать Цель: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов, активизировать употребление глаголов движения( улетел, убежал) . Лесенка Цель: Упражнять в понимании и употреблении глаголов, производных от звукоподражаний. Оркестр Цель: Учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. Профессии Цель: Закреплять умение соотносить названия профессий и соответствующие им действия. Подарки Цель: Учить соотносить предмет и действие, которое с ним производится. У дядюшки Якова Цель: Соотносить глаголы, обозначающие игру на музыкальных инструментах с действиями. Подскажи словечко Цель: Учить подбирать нужную форму глаголов, ориентируясь на рифму и смысл стихотворения. Что было бы, если бы… Цель: Уметь самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глаголов, различать их в речи. Юла Цель: Соотносить глагол и движение. Петушки Цель: Соотносить глагол и движение. Гуси Цель: Обогащать речь однокоренными наименованиями. Непослушная кукла Цель: Активизировать употребление глаголов в речи. Заяц- барабанщик Цель: Формировать умение выделять в речи однокоренные слова( бараба н- барабанить, ворчит- ворчун) . Вот какая мама Цель: учить различать глаголы одеть и надеть. Котенок Цель: Учить соотносить глаголы и элементы описания с выразительными движениями. Посидим в тишине Цель: учить чувствовать музыку стиха и роль глагола в нем. Жучок Цель: Учить соотносить глагол с выразительным движением. Вот когда я взрослым стану Цель: Учить понимать игру слов, развивать чувство юмора. Наш товарищ Цель: Научить понимать музыку глагольной рифмы, соотносить слово и выразительное движение. Стиральная машина Цель: Закреплять умение соотносить глагол с движением. Пылесос Цель: Учить соотносить предмет и его характерные действия( функции) . Оса Цель: Закреплять умение соотносить слово и выразительное движение. Совк а- сплюшка Цель: Учить эмоционально отзываться на словесную игру( сплюшка, сплю, спишь) . Рыбаки Цель: Закреплять умение соотносить смысл глагола с выразительным движением. Козлята и зайчик Цель: Формировать умение составлять рассказ совместно с воспитателем. Теремок Цель: Обучать описанию игрушек. Игры- инсценировки с игрушками Цель: Учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы.

Оставить комментарий: