промыслы Нижегородской области
Документы для скачивания
На родные промыслы Нижегородской области 76111101116150077281922395 Центры народных промыслов 00 Центры народных промыслов Нижегородская область 2066081418656949606370609 Шахунья Шахунья 6822611517115515337300532 Варнавино 0 Варнавино 53448543683844720590141220 Хохлома 00 Хохлома 4539750241613448518975845 Хохлома 00 Хохлома 435198616827849403003572555050873260621 Семенов 00 Семенов 3582365177953 Чкаловск 00 Чкаловск 34399332657893855552353454 Город ец Город ец 3740102345564369443243269 Нижний Новгород 00 Нижний Новгород 4144176274522373283579157 Решетиха 00 Решетиха 3555383163828390645630157 Богородск 00 Богородск 29804811882108 Полховский Майдан 00 Полховский Майдан 38093721685260 Саров Саров 349765834836937401021292073624653282620 Ворсма Ворсма 42249911038731 1 1 4294261951066 Арзамас Арзамас 37401021772925 1 1 4375076137843345020701312685 Казаково Казаково 2885774193729853794899291505506484852443 Борнуково Борнуково 554355057626250- 2673357867650 Полховский Майдан 00 Полховский Майдан Городецкая роспись по дереву( г. Городец) Городецкая роспись- один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление народного искусства. Он а получил а развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Роспись насыщена богатством красок русского лета. Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Ц веточные мотивы присутствуют во всех работах в виде гирлянд и букетов. Хохломская роспись( с. Хохлома, г. Семёнов) Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII в. в селе Хохлома. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону без применения драгоценного металла. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», « кудриной ». Сем ё новская роспись( г. Семёнов) Одним из символов России является традиционная русская матрешка- яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на Нижегородской земле в начале XX века. Для семеновской матрешки характерны довольно большая площадь не закрашенного дерева, использование анилиновых красок, крупноцветковая роспись фартука. В основном, художники используют три цвета- красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Полхов- Майданская роспись( с. Полховский Майдан) По лхов- майданская игрушка или как ее называют" тарарушка" , появилась в конце 1920- х годов. Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек- тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: матрёшки, птички- свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы- копилки, балалайки, коробочки- яблоки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, самовары, коробочки. Варнавинская резьба по кости( р. п. Варнавино) Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались издавна. Центром промысла было село Варнавино. Основное сырье- трубчатая кость рогатого скота и рог. Работа выполняется мастером вручную от начала д о конца, без штампов и шаблонов. В основе- орнамент нижегородской домовой резьбы: полурозетки, объемные розетки, листья аканта, плавно вьющаяся ветвь с крупными узорчатыми кудрявыми листьями и гибкими побегами, вазоны с цветущими кустами. И спольз уются разнообразны е прием ы резьбы по кости: рельефная резьба, ажурная резьба, гравировка. Резьба по камню( с. Борнуково) История искусства резьбы по камню неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной в с. Борнуково. Издавна эта пещера сла вилась своим поделочным камнем- «нижегородским мрамором». Камень в пещере разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. При обработке камня используется токарная обработка в сочетании с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. М астера изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, ва зы, шкатулки, письменные наборы, а также скульптур ы птиц и зверей. Кожевенный промысел( с. Решетиха) Центром кожевенного промысла в Нижегородском крае был город Богородск. В 19 веке кожевенным промыслом стали заниматься и жители села Решетиха. Здесь изготовляли сумки, косметички, портмоне, кошельки, чехлы для ружей и патронташи, ремни. Решетихинские мастера украшали кожаные изделия росписью, накладной филигранью, теснением. Ножевой промысел( г. Ворсма) Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово- на- Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Позже промысел стал развиваться производства в городе Ворсма. Художники завода при разработке ножей используют способы плоской и глубокой ручной гравировки по стали. Мастерами завода освоены методы литья по выплавляемым моделям, а также филигрань для отделки рукоятей ножевых изделий. Казаковская филигрань( с. Казаково) В России одним из крупнейших центров филигранного производства становится село Казаково Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству изделий была образована в 1939 году. Из готавливаются филигранные изделия из серебр а, золота и мельхиор а. Из тонкой проволок и и маленьки х шарик ов скручиваются узор. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную. Нижегородский гипюр( г. Чкаловск) В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу », то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы «цветками». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки». Городецкая золотная вышивка( г. Городец) Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Сверкающий узор украшал жен ский праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец. Традиционным в узоре были — два вазона с букетом из роз, причудливых цветов, виноградных гроздьев. Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников, повойников. Узорно- ремизное ткачество( г. Шахунья) У зорно- ремизное ткачество — старинный вид народного промысла — было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента Основные цвета- это белый, красный, синий цвета. Художественная вышивка( г. Нижний Новгород) О дним из известных нижегородских промыслов является художественная вышивка. Она получила развитие в Нижнем Новгороде в 1933 году с созд анием строчевышивальной фабрики. Сохраняя древние традиции, фабрика и сегодня специализируется на разработке и выпуске женской одежды с элементами художественной вышивки. Гончарный промысел( г. Богородск) Г ончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Богородские гончарные мастера выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары. Стеклодувное производство( г. Нижний Н овгород) Стеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60- х годах прошлого века. В творчестве мастеров стеклодувного промысла сохраняется постоянство и верность стилевым направлениям. На фабрике выпускаются изделия разных форм: шары, колокольчики, подсвечники, медальоны, сосульки, макушки и различные формовые игрушки. Нижегородским мастерам удалось соединить на стеклянном елочном шаре реалистичную манеру изображения, включая изображение конкретных домов, улиц, городов разных стран, сюжетные и жанровые сценки, с праздничной нарядностью новогодней игрушки.