Дидактические игры на формирование грамматического строя речи по способам словообразования.
Документы для скачивания
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи по способам словообразования. Способы словообразования Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Суффиксальный Игра «Ласковые имена» Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. Игра «У меня нос, а у тебя? » Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. «Большой – маленький Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. «Назови ласково» Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. «Чаепитие» Цель: учить образовывать наименования предметов посуды суффиксальным способом. « Зверюшки ». Цель: образовать слова с помощью суффиксов. «Чей? Чья? Чье? » Цель: образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Назови, какой дом? » Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного. «Кто у кого? » Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. « Большой — огромный » Цель: образовывать существительные с увеличительным суффиксом. «У кого какая мама» Цель: Учить детей образовывать сущес твительные при помощи суффиксов. «Ответь, одним словом» Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях. «Подбери словечко» Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно- ласкательным значением, составление предложения с образованными словами. «Придумай кличку». Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов. «Один – много» Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов в единственном и множественном числе. «Оркестр» Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов « Мальчик- с- пальчик, Иван- богатырь» Цель: формирование умения применять уменьшительно- ласкательные суффиксы в образовании слов. «Чего не хватает Мише для прогулки? » Цель: учить образованию предметов одежды суффиксальным способом в родительном падеже. «И я тоже» Цель: учить образовывать существительные женского и мужского рода с помощью суффиксов. «Кто он такой? » Цель: учить образовывать существительные от глаголов суффиксальным способом. «Знаешь ли ты профессии? » Цель: учить образовывать названия профессий суффиксальным способом. «Ателье» Цель: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам. «Кто служит в нашей армии» Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов. «Два брата» Цель: учить образованию слов суффиксальным способом. Игровое упражнение «Я считаю» Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. «Фантастический зверь» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных «Что сегодня на обед» Цель: учить образованию прилагательных суффиксальным способом. «Волшебные превращения» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам. «Угадай, чьи вещи» Цель: учить образованию прилагательных с помощью уменьшительно – ласкательных и пренебрежительно – увеличительных суффиксов. «Спортсмены» Цель: учить образованию слов суффиксальным способом. «Для чего нужна посуда» Цель: уч ить образованию предметов посуды суфф иксальным способом в именительном падеже. Приставочный « Ч то делает мальчик? » Цель: учить образованию глаголов приставочным способом. «Что сделал Незнайка» Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок. «Что делают дети? » Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками. Игра с макетом «Назови действие» Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок. «Кто ч то делает? » Цель: учить образованию глаголов приставочным способом. « Подбери действие »( дид. пособие) Цель: учить образовывать глаголы с приставками. «Спасение Принцессы» Цель: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом. ( перешел через, пробежал по…) «Измени слово» Цель: формировать и развивать навык образования слов приставочным способом. « Что сейчас, а что потом » Цель: формировать и развивать навык образования слов приставочным способом, в настоящем и будущем времени. Бессуффиксальный « Большой – еще больше » Цель: учить образованию прилагательных бессуффиксальным способом. «В гостях у матрешек» Цель: учить образованию прилагательных бессуффиксальным способом. « Самый- самый» Цель: учить образовывать слова бессуффиксальным способом. «Доскажи словечко» Цель: учить образовывать слова бессуффиксальным способом. Приставочно- суффиксальный «Где растет » Цель: учить объяснять смысл слова, основываясь на местоположение предмета. « Г де нашли» Цель: учить заменять каждое словосочетание, словом основываясь на местоположение предмета. «Скажи, одним словом» Цель: учить заменять каждое словосочетание, словом с приставкой и суффиксом. «Соедини и назови» Цель: учить заменять каждое словосочетание, словом с приставкой и суффиксом. Сложение производящих основ с соединительными гласными: ( пар+ о+ ход= пароход) «Какой? » Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов. «Скажи, одним словом». Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи сложения двух основ. «Что это такое? » Цель: учить по описанию, составлять сложные слова, состоящие из двух простых. «Соедини слова» Цель: учить составлять сложные слова, состоящие из двух простых, опираясь на схематическое изображение. «Фокусник» Цель: употреблять наименования, образованные за счет словосложения. «Сложные слова» Цель: учить детей образовыва ть сложные слова при помощи сложе ния двух основ. «Назови машину одним именем» Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов. «Скажи, что они делают» Цель: Упражнять д етей в образовании сложных слов. Учить детей образовывать слова по объяснению. « Для чего нужна такая машина? » Цель: учить образовывать существительные способом сложения двух основ. «Волшебные превращения» Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов. Учить детей образовывать слова по объяснению. «Раздели слово на два». Цель: учить выделять в сложных словах два простых слова( основы) . «Сосчитай этажи» Цель: учить образовывать существительные способом сложения двух основ. Сращение( слияние) «Путешествие в изумрудный город» Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных( улицы фруктово- ягодная и витаминно- овощная) . « Вкусный сок » Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных( тыквенно- яблочный) . «Волшебная палитра » Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных. «Вкусное варенье» Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных.