Беседа на тему : « Как научиться дружить». Старшая группа №3
Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. Материалы: Игрушка Буратино, записи песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг», клубок ниток, магнитофон.
Предварительная работа: Заучивание стихов, песен о дружбе. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек». Ход беседы: 1. Решение проблемы. (Дети стоят в кругу с воспитателем.) Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела? У отца был мальчик странный, - Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад. Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок? Буратино: Не знаю, просто так. Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком. Буратино: Ой, как интересно! Проводится игра «Клубочек» (по кругу) Посмотрите, ребята на клубочек. Сейчас я возьму его в левую руку, обмотаю вокруг большого пальца, потом передам Тане, которая стоит справа от меня. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей). Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. Собрались все дети в круг (Воспитатель сматывает нитки, дети рассаживаются на коврике). 2. Беседа. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок? Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину. Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг». Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать. Воспитатель: Саша, а у тебя есть друг? Саша: Да. У меня есть друг, его зовут… (спросить несколько детей) Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями? Дети: (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый… Воспитатель: А как ты ласково называешь друга? (Ответы детей). - А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка) Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты… Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом? Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме. Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая? Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях… Воспитатель: Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил – придумает, как его развеселить. Друг Друг — это тот, кто тебя понимает. Друг никогда тебя не обидит, Друг и советом мудрым поможет, Лишь другу ты можешь доверить секрет, И даже когда никого нет вокруг - Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говориться: «Старый друг, лучше новых двух». Буратино, ты понял, о чём говорили ребята? Буратино: Понял. Надо друзей беречь, не обижать их. 3. Физкультминутка. Подойдите к своему другу, возьмите его за руку и мы вместе со своими друзьями отправимся в путь (инсценировка песни «Если с другом вышел в путь»). 4. Моделирование ситуаций. (Дети садятся на стульчики). Воспитатель: А сейчас мы с вами вместе обсудим некоторые ситуации. 1. Чтение стихотворения: «Подарок» Елена Благинина Пришла ко мне подружка, Лягушка заводная, А всё-таки подружке Правильно ли поступила девочки? Как ты будешь вести себя в этом случае? 2. Твой друг заболел. Что ты будешь делать? 5. Традиция группы. Давайте встанем в круг, положим, друг другу руки на плечи и скажем наше ежедневное приветствие: Только смелый и упорный Один за всех, все за одного. 6. Игра «Дружные ребята». А сейчас мы поиграем с вами в игру. Встанем в круг и пустим мяч. Кому мяч в руки попадёт, тот должен рассказать пословицу, поговорку или стихотворение о дружбе:
Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться. Воспитатель: Ребята, давайте отдадим Буратино клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей. Буратино: До свидания. Приду обязательно. |