Профориентационная работа с обучающимися школы искусств по программе "Сольфеджио"
Документы для скачивания
21590- 54610 МБУДО «Центр развития детей и молодежи» СП « Грязовецкая школа искусств» Доклад « Профориентационная работа с обучающимися школы искусств по программе «Сольфеджио» Автор: Раскатова Г. С. , преподаватель теор е тических дисциплин Грязовецкой школы искусств 2017 год Главная задача сольфеджио – развитие музыкального слуха, как мел о дического, так и гармонического. Следовательно, сольфеджио необходимо всем музыкантам без исключения. Когда ребенок только начинает заниматься музыкой, довольно сложно сразу определить уровень его музыкальных и умственных способностей. А говорить о профориентации на первых годах обучения слишком рано. Нач и нать профориентационную работу в выпускных классах уже поздно, потому что можно упустить время, необходимое для подготовки к поступлению в профессиональные учебные заведения. Поскольку развитие слуха – процесс очень длительный и кропотливый, требующий систематических занятий, то работа ведется с первого класса. Детиям предлагаются самые простейшие задания для определения на слух, которые чаще всего проходят в виде игры. Например: сравнение звуков по высоте( игры «Угадай, что выше? », «Угадай, что ниже») ; направление движения мелодии( вверх, вниз, стоит на месте) ; игра «Музыкальное эхо»( играются 3- 4 звука, дети должны спеть их с названием нот) . Я не буду сегодня рассказывать подробно о том, какие задания предл а гаются обучающимся в каждом классе. Скажу только, что п о мере изучения теоретического материала, усложняются и задания для слухового анализа. Обучающиеся учатся определять на слух устойчивые и неустойчивые ступ е ни гаммы, интервалы, аккорды и их последовательности, учатся определять и записывать ритмический рисунок мелодии( ритмические диктанты) , а позднее и сами мелодии( мелодические диктанты) . Примерно к середине 1- го класса умственные и музыкальные спосо б ности детей проявляются отчетливо. И это позволяет педагогу применять на занятиях дифференцированные задания, использовать однотипные задания разного уровня сложности, что, в свою очередь, дает возможность двигаться вперед всем детям без исключения. Но это продвижение происходит в ра з ном темпе, в соответствии с возможностями каждого ребенка. Такой дифференцированный подход используется на протяжении всех лет обучения в школе искусств. В выпускных классах( а в нашей школе дети обучаются 5 или 7 лет) в начале учебного года проводится беседа с обуча ю щимися о дальнейшем выборе профессии. Прежде всего, такие беседы пр о водятся с теми, кто учится в общеобразовательной школе в 9 или 11 классах. И если ребенок определился с поступлением в музыкальные учебные завед е ния, ему предлагаются дополнительные занятия или консультации по сол ь феджио. ( Эта дисциплина всегда необходима для поступления в професси о нальные учебные заведения) . Для ребенка составляется индивидуальная пр о грамма подготовки, основанная на конкретных требованиях для абитурие н тов( в каждом учебном заведении и по каждой специальности они разные) . Очень часто бывает так, что наши выпускники оканчивают школу, но продолжают 1- 2 года обучаться в общеобразовательной школе до получения аттестата об образовании. В этом случае с детьми проводится беседа о дал ь нейших планах. Чаще всего дальнейшее самоопределение обучающихся з а висит даже не от желания, а от возможностей, и прежде всего, от результатов сдачи выпускных экзаменов, от материальных возможностей родителей. Но чтобы не упустить время и не потерять имеющийся запас знаний и умений, наиболее способным и перспективным детям предлагается продо л жить обучение в 8 классе – классе совершенствования, в классе профподг о товки. В 8 классе занятия сольфеджио проходят индивидуально по особой программе, которая так и называется « Предпрофессиональная программа», которая апробирована педагогом на собственном опыте и дает очень хор о шие результаты при систематических занятиях в классе и дома. В случае, если обучающийся не справляется с данной программой, и н дивидуальные занятия направлены на восполнение «пробелов» в знаниях. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: профориентационная работа необходима не только в общеобразовательных школах, но и в учре ж дениях допобразования. Проводиться она должна в системе, по индивид у альным программам целью достижения наивысшего результата. Конечно, не всегда результат зависит только от педагога. Здесь необходимо огромное ж е лание детей, родителей, а также настойчивость и трудолюбие. И тогда будет достигнут желаемый результат, будет создана крепкая база знаний и умений. А это – залог успешного дальнейшего обучения в профессиональных уче б ных заведениях.