a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа для детей подготовительной группы по экологическому воспитанию

Автор: Нечаева Ольга Александровна Опубликовано: 2017-10-16 17:54:34

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированн ого вида № 13 « Золотой ключик» Принята У тверждаю на педагогическом совете Заведующий МБДОУ № 13 Протокол от_ _ _ _ _ _ _ _ №_ _ _ _ _ _ _ _ Е. Н. Кладовикова «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ Рабочая программа педагога для подготовительной группы комбинированной направленности по экологии Разработчик Нечаева Ольга Александровна, воспитатель первой категории Мысковский городской округ 2016 Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. » В. Сухомлинский. В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л. А. Вержбицкого и С. П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Пояснительная записка. В нашей стране охрана природы- дело государственной важности. В «Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, и охранять ее богатства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к «природе родного края. ». Экологическая образовательная программа предназначена для формирования осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, для ознакомления детей с природой в основе которого должен лежать экологический подход. Учить детей видеть' мир в его живых красках и образах, так как такое умение- необходимая составная часть всякого творчества. Земля- наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором* человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Природа- не только храм здоровья и эстетического наслаждения, ч Природа- могучий древний источник познания и воспитания человечества. * Образовательная программа «Окно в мир» учит детей любить и уважать природу, защищать ее. «Рыбе- вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина», - так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к этому месту, где живешь, развивающая элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях. Настоящая программа является аспектом нравственного воспитания. Она развивает представление о ценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают «так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной- практической деятельности по охране природы родного края. Программа предназначена для работы с детьми шести- семи лет и организует воспитателя на системный подход в экологическом образовании с старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, построена на принципах и подходах развивающего и направлены на развитие личности ребенка: - умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, - видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления я, творческих способностей. Программа содержит базовый материал и характеризуется с учетом местных условий: эколого- географических и национально- культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. Рабочая программа спланирована с использованием следующих образовательных областей: Социально- коммуникативное; Познавательное развитие; Физическое развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое. Задачи программы: 1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. 2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы. 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами природы. 4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. 5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе 6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку. Принципы и подходы: Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на социально- организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтении книг, изобразительных и музыкальных занятий и др, большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей, проведению наблюдений, опытов, игр и т. д. Для реализации программы по экологическому воспитанию следующие принципы: системность, сезонность, возрастная адресность, интеграция, координация деятельности педагога. Планируемые результаты освоения программы: Целевые ориентиры: К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края. Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Устанавливать причинно- следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Давать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием. Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Иметь представление о родном крае. О Земле, о труде взрослых. Предполагаемые результаты: 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу( воздух, почва, вода) . Ребята узнают особенности природы родного края – Кемеровской области. 2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки. 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. 5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года. 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. 7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы. 8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение. 9. Ребята узнают много интересного из жизни растений( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка) . 10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы. 12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: - Все живые организмы имеют равное право на жизнь. - В природе все взаимосвязано. - В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое. 13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью. Для реализации рабочей программы используется учебно- методический Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе плана- программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы». ( Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2010 г. ) . Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте комплект, включающий в себя: 1. План- программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. «От рождения до школы». ( Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2010 г. ) 2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ/ / А вт. - сост. Аджи А. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с. 3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С. , 2009. – 666 с. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю. п родолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН( знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию. Комплексно- т ематическое планирование № Тема Содержание 1 Времена года. Осень. Беседа о времени года осень, ее приметах; дидактическая игра «Когда это бывает», оформление выставки «Дары осени». 2 «Какие бывают насекомые» Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото». 3 «Что такое природа? Живая и не живая природа» Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой. 4 Перелетные птицы. Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра « летает не летает», лепка «Птицы». 5 «Сравнение диких и домашних животных» Игра «Что было бы, если бы …( кошка лаяла? . . . ) », беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными. 6 «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время; коллективная аппликация «Звери в лесу» 7 Беседа о лесе. Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес». 8 Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму» Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает». 9 «Зимующие птицы» Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. 10 «Я – человек» Беседа о взаимосвязи человека с природой, экскурсия в парк. 11 «Кто главный в лесу» Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя». 12 «Кругосветное путешествие» Дидактическая игра «Найди на глобусе», беседа о разнообразии растительного и животного мира, показ видеоролика с растениями и животными различных стран мира. 13 Времена года. Весна. Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает». 14 «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в природе. , экспериментирование с водой. 15 «Весенний уход за комнатными растениями» Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы. 16 «Кто живет в воде? » Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов. 17 «Солнце – большая звезда» Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень» 18 «Красная книга – сигнал опасности» Беседа о Красной книги, о значении охраны природы, показ видеоролика с растениями и животными исчезающего вида № Тема Содержание 1 Времена года. Осень. Беседа о времени года осень, ее приметах; дидактическая игра «Когда это бывает», оформление выставки «Дары осени». 2 «Какие бывают насекомые» Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото». 3 «Что такое природа? Живая и не живая природа» Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой. 4 Перелетные птицы. Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра « летает не летает», лепка «Птицы». 5 «Сравнение диких и домашних животных» Игра «Что было бы, если бы …( кошка лаяла? . . . ) », беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными. 6 «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время; коллективная аппликация «Звери в лесу» 7 Беседа о лесе. Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес». 8 Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму» Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает». 9 «Зимующие птицы» Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. 10 «Я – человек» Беседа о взаимосвязи человека с природой, экскурсия в парк. 11 «Кто главный в лесу» Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя». 12 «Кругосветное путешествие» Дидактическая игра «Найди на глобусе», беседа о разнообразии растительного и животного мира, показ видеоролика с растениями и животными различных стран мира. 13 Времена года. Весна. Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает». 14 «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в природе. , экспериментирование с водой. 15 «Весенний уход за комнатными растениями» Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы. 16 «Кто живет в воде? » Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов. 17 «Солнце – большая звезда» Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень» 18 «Красная книга – сигнал опасности» Беседа о Красной книги, о значении охраны природы, показ видеоролика с растениями и животными исчезающего вида Региональный компонент Экологическое воспитание. Основными задачами экологического воспитания в подготовительной группе являются следующие: развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе; продолжать учить устанавливать причинно- следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире; воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами; закреплять умение правильно вести себя в природе; научить называть 7—10 видов деревьев, 3—4 кустарника, 5—б лесных и садовых ягод, грибов, 5—6 комнатных растений, наиболее распространенные виды животных дикой природы, по 8—10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых; дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир; познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного размножения( черенкованием, усами, листьями) . 1. Н. В. Николаева «Юный эколог» С- П 2002год. 2. Н. В. Николаева «Экологическая программа». . С- П 2002год. Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4/ 5 недели сентябрь Система работы с детьми пределение уровня экологической воспитанности детей, характера отношения к объектам живой природы, имеющимся в группе и на участке детского сада. На протяжении месяца- работа на экологической тропинке НОД «Планета Земля в опасности! » Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Развивать познавательную активность, кругозор. Формировать представление о том, что надо любить природу с детства, изучать ее, правильно с ней обращаться. НОД «Начинаем читать книгу «Экология в картинках» Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для живых существ: растений, животных, людей. Учить слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказ. Формировать умение рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. НОД «Знакомство с лягушками и их жизнью» Дать представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест, они хорошо приспосабливаются к условиям окружающей среды. Формировать представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, образе жизни в разные временные сезоны. Работа по календарю природы в течение недели октябрь НОД «Простые и ценные камни в природе» Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности( крепкий, твердый, неровный, гладкий, блестящий и т. д. ) Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшения построек, изготовления сувениров. Создание коллекции камней( речных и морских) Придумывание сказок «Как камень в детский сад попал», «Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме» и т. д. На протяжении месяца- работа на экологической тропинке НОД « Роль народных игр в подготовительной группе»( развлечение, информация для родителей) НОД «Обитатели нашего живого уголка»( при отсутствии тема «Осень») Уточнять виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление о том, что растения и животные – живые существа и человек должен заботиться о них. Проведение цикла наблюдений за аквариумными рыбками НОД «Почему белые медведи живут в лесу» Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Развивать познавательный интерес, активизировать речь детей. Занятие « Ознакомление с воздухом» Расширить кругозор о воздухе дать понятие о значении воздуха для животных и растениях. Викторина « Почти всё о животном мире» Беседа о кроте «Слепые землекопы» Расширять знания о животных, живущих в почве. Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. ноябрь НОД «Сравнение песка, глины и камней» Уточнять представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, умение правильно называть разные явления, объяснять их. На протяжении месяца- работа на экологической тропинке НОД «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений на основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. Экскурсия по детскому саду, осматривание растений в холле, кабинетах. НОД «Где у саксаула листья? » Дать детям первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. Развивать познавательную активность. НОД «Беседа об осени» Формировать у детей обобщенное представление об осени как времени года. Продолжать учить по значкам и рисункам календаря описывать события осени. декабрь НОД «Через добрые дела можно стать юным экологом» Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о растениях и животных. Оформление стенда или газеты «Панорама добрых дел»( это информационный стенд или газета, где фиксируются и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе) На протяжении месяца- работа на экологической тропинке НОД «Беседа о лесе» Уточнять и расширять представления детей о лесе: какие деревья, кустарники, травы, грибы растут в лесу; какие звери живут. Формировать представление о том, что леса бывают разные: лиственные, хвойные, смешанные. Воспитывать у Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов»( экологическая акция) Экологические сказки. каникулы январь НОД «Как белка, заяц и волк проводят зиму в лесу» Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить детей устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями, делать выводы. На протяжении месяца- работа на экологической тропинке На протяжении месяца- работа по календарю природы НОД «Волк и лиса – лесные хищники» Уточнять представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи, характерном для них особом поведении. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. Работа по календарю природы в течение недели февраль НОД «Цепочки в лесу» Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. На протяжении месяца- работа на экологической тропинке Заседание детско- взрослого клуба «Знатоки природы», тема «Моя фотокнига о природе родного города» НОД «Кто главный в лесу? » Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе. НОД «Сравнение белого и бурого медведя» Уточнять и расширять представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходства. НОД «Пройдет зима холодная…» Уточнять представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям, зимним развлечениям. март НОД «Подарок любимому человеку к 8 Марта» Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное – изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать НОД «Что мы знаем о птицах» Расширять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно- воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. НОД «Сравнение домашних и диких животных» Уточнять признаки домашних животных: живут вместе с человеком, используются им в хозяйстве; человек заботиться о домашних животных- создает условия необходимые для жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу. Упражнять умственные умения – доказывать, сравнивать, делать выводы. НОД «Сравнение кроликов и зайцев» Уточнять представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Уточнить признаки домашних и диких животных апрель НОД «Зеленая служба «Айболита – весенний уход за комнатными растениями» Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнять представления о том, что есть светолюбивые и тенелюбивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; различать их по внешним признакам. На протяжении месяца- работа на экологической тропинке НОД «Красная книга» Дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Работа по календарю природы в течение недели НОД «Лес в жизни человека» Уточнять представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. НОД «Земля, с днем рождения тебя! » Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать желание сделать приятное для Земли – сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке. май НОД «Птичий город на деревьях» Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. На протяжении месяца- работа на экологической тропинке НОД «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» Познакомить детей с одним- двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах. Экологический поход Требования к уровню подготовки детей. К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира. Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям. Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года. Диагностический инструментарий для детей 6 – 7 лет по экологическому развитию Задание №1. Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним. Инструкция к проведению. Расселить животных на карте с учетом их проживания( картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных) . Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопр Как называется животное, птица, насекомое? • Что ты можешь рассказать о нем? • Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой, весной? • Как чел овек может помочь птицам зимой? Что произойдет, если исчезнут птицы( насекомые, звери) ? • Что такое «Красная книга», какие животные( птицы, насекомые…) занесены в нее? • Как надо относиться ко всем животным? Задание №2. Игра «Когда это бывает? »: Дополни предложение: • Светит яркое солнце, дети купаются в реке…; Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…; • С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…; • На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники…( вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом) . Назови времена года в чередующейся последовательности? Задание №3. Ботаническое лото. Рассмотри, покажи и назови: • Деревья( 6 – 7) ; • Кустарники( 4 – 5) ; • Ягоды( 6 – 7) ; • Грибы( съедобные и ядовитые) ; Цветы сада, леса, комнатные растения( по 6 – 7) . Беседа. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений? Как правильно ухаживать за растением? Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек? Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»? Дидактическая игра. Разложи правильно карточки( от семечки до взрослого растения) . Назови и покажи части растения( корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды) . Задание №4. Беседа. Чем дышит человек? Где можно обнаружить воздух? Что загрязняет воздух? Как человек использует воздух, ветер? Зачем и кому нужна вода? Где встречается вода? ( ручей, озеро, река, море, океан) Назови свойства воды? ( прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха) В каких состояниях бывает вода? ( сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар) Надо ли беречь воду? Почему? Что такое «почва»? Задание №5. Дидактическая игра. Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой( экологические знаки) и объяснить свой выбор. Каждое задание оценивается по бальной системе: Высокий уровень – 3 балла; Средний – 2 балла; Ниже среднего – 1 балл; Низкий – 0 баллов. Высокий уровень Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Средний уровень Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года. Уровень ниже среднего Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира. Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений( называет с помощью воспитателя) . Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года. Низкий уровень Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень: Высокий – 13 – 15 баллов; Выше среднего – 10 – 12 баллов; Средний уровень – 8 – 9 баллов; Ниже среднего – 6 – 7 баллов; Низкий – 4 – 5 баллов. Учебно – методический комплект. 1. План- программа педагогического процесса в детском саду: «От рождения до школы». ( Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2010 г. ) Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончаров и др. . ; под ред. З. А. Михайловой. – 2- е изд. – СПб: «Детство- Пресс», 2008. – 255 с. 2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ/ / А вт. - сост. Аджи А. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с. 3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С. , 2009. – 666 с. Дидактические материалы. Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т. д. Оборудование. Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов( увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал( камни, песок, глина, земля, вода и т. д. ) , полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, ле йки, термометры, банки и т. д. № Тема. Программные задачи. № карточки дата примечания Сентябрь 1 Диагностическое обследование 2 Диагностическое обследование 3 Времена года. Осень. П. С: Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить названия осенних месяцев, уточнить знания о других временах года. 4 «Поздняя осень» Октябрь 1 Экологические сказки» 2 «Какие бывают насекомые» П. С: Систематизировать представление о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям; особенностям внешнего строения, местом обитания, способу передвижения. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. 3 Экологические сказки 4 «Что такое природа? Живая и неживая природа» П. С: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Ноябрь 1 Познакомить с понятием лёд- вода 2 «Перелетные птицы» П. С: Познакомить детей с перелетными птицами; выяснить, почему их так называют; познакомить с понятием «насекомоядные», и «водоплавающие». 3 Рассказы экологические 4 «Сравнение диких и домашних животных» П. С: Уточнить признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких; развивать умственные способности детей. Декабрь 1 « Снегурочка» 2 «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» П. С: Формировать представление детей о жизни животных в лесу, их приспособленность к зимнему периоду. 3 4 «Беседа о лесе» П. С: Уточнить и расширить представление детей о лесе. Январь 1 Каникулы 2 Каникулы 3 Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму» П. С: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщать знания об образе жизни в зимний период. 4 «Зимующие птицы» П. С: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду. Февраль 1 « Твёрдое- жидкое » 2 «Я – человек» П. С: Р азвивать представление о том, что человек- часть природы, и одновременно существо мыслящее; развивать фантазию творческое воображение, коммуникативное общение. 3 4 «Кто главный в лесу» П. С: Д ать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Март 1 «Кругосветное путешествие» П. С: П ознакомить детей с картой, рассказать, что на нашей планете много разных стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны. Познакомить с разнообразием животного и растительного мира. 2 Времена года. Весна. П. С: У точнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. 3 4 «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» П. С: О братить внимание детей на значение воды в жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движется по кругу. Апрель 1 « Превращение» 2 «Весенний уход за комнатными растениями» П. С: У чить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. 3 4 «Кто живет в воде? » П. С: П ознакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни, именно, в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Май 1 «Солнце – большая звезда» П. С: Д ать представление о солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. 2 «Красная книга – сигнал опасности» П. С: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. 3 Диагностическое обследование 4 Диагностическое обследование Перечень методической литературы и информационно — техническое обеспечение 1. 1 Социально- коммуникативное развитие а) Перечень программ и пособий, используемых при реализации социально- коммуникативного развития в основной части Программы: 1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М. : Мозаика- Синтез, 2006- 2010. 2. Зацепин' а М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. — М. : Мозаика- Синтез, 2008- 2010. . 3. Комарова Т. С, Куцакова Л. В. , Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М. ; Мозаика- Синтез, 2005- 2010. 4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М. : Мозаика- Синтез, 2008- 2010. 5 Белая. «Безопасность »- СБП, «Детство- Пресс», 2002г. б) Перечень программ и пособий, используемых при реализации социально- коммуникативного развития в вариативной части Программы: 6. Стеркина Р. Б, . Князева О. Л, Авдеева Н. Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» М. , 2002г. , 7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991. 1. 2. Познавательное развитие а) Перечень программ и пособий, используемых при реализации познавательного развития в основной части Программы: 1. Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика- Синтез, 2015 2. Дыбина О. Б. «Ребёнок и окружающий мир»- М. , Мозаика –С интез, 2010г. 3. Л. С. Метлина «Математика в детском саду». 4. О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром( во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах) м. , Синтез 2015 год. 5. В. Н. Волчкова, Н. В. Степаненко «Познавательное развитие»( конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах) , Воронеж, 2010г. 6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, « Просвешение ». 1991год. 7. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. 8. Н. В. Николаева «Юный эколог» С- П 2002год. 9. Н. В. Николаева «Экологическая программа». . С- П 2002год. 1. 3. Речевое развитие а) Перечень программ и пособий, используемых при реализации речевого развития в основной части Программы: 1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаик а- Синтез, 2005- 2010. 2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М. : Мозаика- Синтез, 2005. 3. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи» во всех возрастных группах» 2009год. б) Перечень программ и пособий, используемых при реализации речевого развития в вариативной части Программы: 1. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте »М. Мозаика- Синтез, 2010 1. 4. Художественно- эстетическое развитие а) Перечень программ и пособий, используемых при реализации художественно- эстетического развития в вариативной части Программы: 1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаик а- Синтез, 2005- 2010. 2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М, : Мозаика- Синтеэ, 2005- 2010. 3. Зацепина М. Б. Культурно- досуговая деятельность в детском саду. — М. : Мозаик а- Синтез, 2005- 2010. 6. В. В. Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе» М. Мозаика, Синтез. б) Перечень программ и пособий, используемых при реализации художественно- эстетического развития в вариативной части Программы: 1. Лыкова И. А, «Цветные ладошки» программа художественного воспитания детей 2- 7 лет М. , 2007г. 2. Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» С- Пб. «Музыкальная палитра», 2005.

Оставить комментарий: