Современные аспекты развития «игровой» компетентности педагогов дошкольного образования
Современные аспекты развития «игровой» компетентности
педагогов дошкольного образования
В настоящее время педагогическая (профессиональная) деятельность в дошкольном образовании претерпевает изменения. Эти изменения связаны с появлением новых нормативно-правовых документов, определяющих тенденции развития системы дошкольного образования и требования к профессиональной деятельности педагога.
Необходим единый подход к пониманию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования, к определению содержания, эффективных методов и форм организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, обеспечивающих его готовность к реализации ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Миссия и цель ФГОС дошкольного образования в сохранении специфики дошкольного образования. Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых Профессиональным стандартом педагога.
Специфика дошкольного образования определяется особой формой жизни дошкольника – игрой. Какие условия должны быть созданы для развития игры как ведущей деятельности и формы обучения ребенка в раннем и дошкольном детстве? Какую позицию в сопровождении игровой деятельности детей может занимать взрослый: оставить детей в покое и дать им возможность самим выбирать, в какие игры и как играть? Предоставить им свободное от обучения время, чтобы играть. Обучать детей игре или в качестве партнера играть с детьми? Как сделать игру содержанием детской жизни? и т. д.
Ответы на эти вопросы актуальны для определения понятия «игровая» компетентность воспитателя.
При сохранении внешней преемственности в определении содержательных компонентов «игровой» компетенции, в стандарте ФГОС среднего профессионального образования делается акцент на формирующем влиянии взрослого на игру детей (иметь практический опыт: организации и проведения творческих игр (сюжетно - ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические); наблюдения за формированием игровых умений; использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой.
В ФГОС дошкольного образования акцент делается на не директивной помощи детям, поддержке спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Анализ практики работы воспитателей дошкольных образовательных организаций позволяет выделить противоречие между признанием ведущей роли игры в развитии дошкольника и явным преобладанием обучения детей (занятия, секции, кружки дополнительного образования).
Педагоги дошкольного образования при создании условий для развития игры не всегда учитывают особенности субкультуры современного ребенка, создают жестко заданную, регламентированную предметно-игровую среду. Руководство играми дошкольников осуществляется по аналогии с проведением занятий. И как следствие, игра перестает быть самоценной формой самодеятельной активности ребенка дошкольного возраста.