Консультация для воспитателей "Фольклор и дети"
Фольклор и дети
Консультация для воспитателей
Детский фольклор представляет собой особую самостоятельную отрасль устного народного творчества. Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Сложившись в глубокой древности, он дошел до нас во' всем многообразии своих жанров. К детскому фольклору относятся произведения во первых созданные самими детьми, во вторых заимствованные детьми от взрослых. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость
В процессе приобщения дошкольников к национальному музыкальному фольклору формируются компоненты музыкальной культуры личности, «складывается» словарь наиболее характерных для национальной культуры музыкальных интонаций (своеобразных «эталонов» национального музыкального языка), многие из которых присутствуют и в современной музыкальной культуре, что облегчает восприятие не только фольклорных произведений, но и музыку белорусских композиторов, явлений современной национальной культуры.
В многочисленных фольклорный произведениях, которые сохранили наиболее архаичные черты музыкального искусства, присутствуют различные интонации-эмоции, которые содержат в себе много биологического и демонстрируют основные модусы мелодической выразительности, которые остаются актуальными и для современного человека. Это слова, призывы, имитации, которые утратили семантику и присутствуют в весенних и калядных песнях, колыбельных и потешках, пастушьих песнях и др. Широкое использование подобных первичных музыкальных эмоций говорит об их важности для раскрытия определенного содержания. Произведения с такими элементами содействуют более глубокому пониманию дошкольниками образного и эмоционального содержания музыки, установлению ими связи между словесной и музыкальной интонаций.
Основными музыкальными особенностями традиционно считаются чувство ритма и мелодический слух в единстве ладового чувства и музыкально-слухового представления.
Музыкально-ритмическое чувство выражается в способности чувствовать выразительность музыкального ритма и подробно воспроизводят его – это значит, эмоционально изобразить ритмический рисунок, метрическую основу музыки, темп и его изменения. Чувство ритма у дошкольников формируется поэтапно: сначала – чувство темпа, затем – чувство метра. Эмоциональная сторона музыкально-ритмического чувства ребенка наиболее ярко отображается в выразительности разнообразных движений под музыку. Через приобщение дошкольников к выразительному выполнению музыкально-ритмических движений на фольклорном материале не только развивается ритмический слух, Нои формируются навыки музыкально-ритмической деятельности.
Ладовое чувство – способность различать ладовые функции звуков мелодии, когда все ее звуки воспринимаются в их отношениях к тонике и другим ступеням лада. Развитое ладовое чувство позволяет чувствовать эмоциональную выразительность мелодии. Для детей дошкольного возраста основную информацию о характере музыки несет не только ее ладовая организация, но и динамика, регистр и темп. Мелодическая ориентация при восприятии музыки, которая свидетельствует о понимании слушателем взаимозависимости звуков, узнавание мелодии независимо от смены темпа, регистра, динамики появляется уже в пятилетнем возрасте.
Становлению мелодической ориентации содействует систематическая работа по накоплению дошкольниками словаря мелодий-интонаций в процессе восприятия музыки и песен. Традиционно в музыкальном воспитании дошкольников широко используются произведения, которые имеют в своей основе мажор и минор – активные лады, широко распространенные в европейской музыке письменных традиций. Это значительно обедняет слуховой опыт ребенка и направляет развитие ладового чувства именно по этому пути. Узкообъемные лады (терциевые, квинтовые и др.) народной музыки более доступны для детского восприятия и их освоения д.б. необходимым этапом в музыкальном развитии.
Важная особенность песенного фольклора – исполнение музыкального произведения преимущественно без аккомпанемента (a capella). Использование таких песен в работе с дошкольниками позволяет плодотворно работать над формированием чистоты интонирования, дает дополнительные возможности в развитии мелодического слуха ребенка.
Фольклор имеет очень широкие возможности в развитии продуктивного мышления дошкольников, которое проявляется через создание собственных небольших сочинений, которые чаще всего носят импровизационных характер: одновременно придумываются и исполняются, т.е. создаются «на ходу». Типовость ритмики, ладовое строение разных примеров фольклора в пределах одного жанра (например, колыбельных) значительно облегчают создание своей импровизации в этом жанре, которая в данном случае создается по определенной формуле и делает музыкальное творчество доступным видом деятельности почти для каждого ребенка. Сами фольклорные произведения, как правило, существуют в большом количестве вариантов, которые несколько отличаются ритмикой, мелодией, текстом. Восприятие дошкольниками таких вариантов позволяет им уяснить возможные варианты изменения произведения и тем самым активизировать собственное творчество.
В процессе формирования слагаемых музыкально-эстетического сознания музыкальный фольклор успешно содействует развитию любознательности детей к музыкальной деятельности. Соединение в одном произведении многочисленных элементов (песни, танца, игры на музыкальном инструменте, игры) позволяет каждому ребенку проявить себя в наиболее интересных для себя видах музыкальной деятельности и одновременно вынуждает участвовать в др.
Тесная связь фольклора с явлениями жизни делают музыкальный материал наиболее привлекательным для дошкольника, позволяет выходить за рамки исключительно музыкальной деятельности.
Сложно вести разговор о роли фольклорного репертуара в формировании музыкальных предпочтений дошкольников. Тяжело представить себе дошкольника, который будет отдавать фольклору предпочтение перед современной музыкой, вокальными произведениями для детей и др. Но включение в музыкальную деятельность народных произведений зафиксирует в подсознании ценность фольклора, позволит выделить его место и роль в музыкальной культуре общества. Все это в более старшем возрасте, возможно, не вырастит в особую заинтересованность этим видом искусства, но позволит с уважением относится к фольклорной культуре, понимать и принимать ее.
Специфические возможности фольклора в получении знаний о музыкальном искусстве касаются дополнения и расширения представлений дошкольников о жанрах музыки письменных традиций (песенные, танцевальные жанры), знакомство с музыкальными фольклорными жанрами (потешки, жанры календарно-обрядового фольклора и др.)
Знакомство со звучанием традиционных инструментов (скрипки, цимбал дуды и др.), их названиями и особенностями строения расширяет представление детей о музыкальных инструментах вообще, активизирует музыкальное восприятие и мыслительную активность (например, при сравнении звучания одного произведения в исполнении разных фольклорных инструментов и инструментов симфонического оркестра).
Вместе с получением и расширением знаний о музыкальном искусстве дошкольник получает знания и про конкретные музыкальные произведения фольклора, что делает эти произведения узнаваемми, содает в сознании своеобразный «каталог» общеизвестных национальных музыкальных символов (мелодии «Микиты», №Лявонихи», колыбельных, калядок и др.).
Таким образом, национальный музыкальный фольклор, расширение использования которого в воспитании дошкольников обусловлено современным социокультурным положением, имеет очень разнообразные возможности в музыкальном развитии дошкольника, формировании компонентов его музыкальной культуры.