Предшкольная подготовка
Документы для скачивания
Анализ предшкольной подготовки за 2010- 2011 учебный год МОУ Коротоякская СОШ Руководитель объединения «Гномик»- учитель Холина З. Н. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. На сегодняшний день в нашей школе сложилась система педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально- психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя: Организацию предшкольной подготовки с дошкольниками; Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников; Сопровождение дошкольников на эт апе первичной адаптации к школе. Работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Искусственное, ускоренное наращивание знаний, умений, навыков— э т о опасная тенденция. Подобное обучение не может отвечать современным требованиям системы образования. Незнание объективных возрастных закономерностей развития личности ребенка дошкольника приводит к перегрузке, переутомлению, отказу от учебной деятельности, провоцированию неврозов. При реализации обучения в классах предшкольной подготовки необходима организация грамотной образовательной среды, соответствующей психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Развивающая работа с дошкольниками мною строится как целостная осмысленная деятельность, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков. Готовность к школе – это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа. Станет ли школа для ребёнка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли всё значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворённость? В жизни очень сложно что- то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него есть красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, все равно тяжело прийти в класс, где он практически никого не знает. На занятиях по подготовке к школе детей учу не бояться этого. Они начинают понимать, как быстрее освоиться в новой ситуации, как найти общий язык с учителем и одноклассниками. И, конечно, подготовятся и к тяжелым испытаниям, и к радостным событиям, котор ыми так богата школьная жизнь. Я уверена в том, что подготовка ребенка к школе должна проходить в психологически бесконфликтн ой атмосфере. Стараюсь сделать так, чтобы пока школа впереди, ребенку представлялась она заманчивой, загадочной, " взрослой" . Восторженные интонации родителей или воспитателей: " Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно! " укрепят уверенность ребенка в том, что учиться весело, увлекательно. Так оно и будет, если ребенок придет в школу как опытный пловец в бассейн, а не будет брошен беспомощным малышом в пучину учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических. Целенаправленная и к ачественная подготовка ребён ка к школьному обучению более эффективна тогда, когда она осуществляется параллельно в 2- х направлениях: Просветительская работа с родителями, направленная на повышение методической грамотности: “Школа для родителей”( лектории- практикумы по вопросам воспитания и обучения детей, индивидуальные и групповые беседы- консультации и т. д. ) . Развивающая работа с детьми( развитие познавательной сфе ры) В процессе работы с дошкольниками мною поставлены следующие задачи: Формировать личность ребенка- дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию. Обучать грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение; составлять схемы; читать слова. Развивать фонематический слух, анализ и синтез слов. Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Развивать элементарные математические представления. Развивать мелкую моторику рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Физическое развитие ребенка – пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. В водить ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории и приключения( с казкотерапия) . Развивать воображение и творческие способности. Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно- значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению. Среди детей, приходящих в школу, имеют дефициты в речевом развитии около 60% , в сформированности зрительно- моторных координаций – 25- 30% , в развитии моторных функций около 25% . Учитывая вышеизложенное, необходимо придерживаться следующих принципов при проведении занятий с дошкольниками: 1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников. 2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач: – развитию зрительно- пространственного восприятия – развитию зрительной памяти – формированию зрительно- моторных координаций – развитию речи. 3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется. 4. Принцип" рисования речи" , то есть" вхождение" ребенка в письменную речь как плавный переход от рисования вещей к рисованию слов. 5. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности шестилетнего ребенка – игровой. Дошкольный возраст- замечательный период, когда развивается мотивация, желание что- то делать, выразить себя, творить, изобретать. Всё это развивается в собственной активности ребёнка- в игре, рисовании, конструировании и т. д. П оэтому подготовка детей в объединении «Гномик» на базе нашей школы строится не в жёсткой предметной логике, не по «поурочной» школьной системе, а проходит в режиме занятий, предусматривающих наряду с обучением игровую, конструктивную, изобразительную и другие виды детской деятельности. Особенностью занятий с дошколятами является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребенком. Методика моей работы представляет собой набор" развивающих" игр, упражнений и других видов продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок обучается на высоко позитивном эмоциональном уровне. Занятия по подготовке к школе провожу с использованием игровых, деятельностных образовательных технологий и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся учиться- расширяют кругозор, учатся общаться, сотрудничать друг с другом, знакомятся с миром эмоций. Очень серьезно и творчески я подхожу к ка ждому занятию, заранее подбираю наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш и занятия предусматриваю т использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности лич ности. Во все занятия включаю игры по развитию речи, занимательные упражнения, интерактивные физминутки и подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Мои будущие первоклассники будут обучаться по стандартам второго поколения по программе «Школа России». Поэтому я в своей работе не могу не учитывать о собенности организации занятий по ФГОС в предшкольном классе. Главная задача современного начального образования сформировать не только предметные компетенции, но и универсальные учебные действия( метапредметные результаты) . Для реализации этой задачи в занятия мною включены парная и групповая работы на разных этапах учебной деятельности. Занятия мною построены таким образом, что не весь материал объясняется учителем. Там г де сложность материала невысока, ученики могут сами сделать необходимые выводы или найти способ решения. Особое внимание уделяется формированию у детей путем анализа материала умения определять тему урока, и на основании того, что узнают и чему будут учиться, поставить цели, а в конце урока анализировать, каких целей достигли, а каких нет, и объяснять причину. Большое внимание на занятиях уделяется развитию самооценочных действий. После выполненного задания ученику предъявляется эталон правильного выполнения этого задания, с которым обучающийся сравнивает свою работу. В таком режиме проводятся самостоятельные работы: дети не только сами их выполняют, но и проверяют. Внеучебная деятельность дошкольников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Проводятся общешкольные и классные мероприятия с целью приобщения дошкольников к школьным традициям. Умение логически мыслить и рассуждать, сравнивать и анализировать, находить неординарные способы решения той или иной задачи, чувствовать себя комфортно – вот необходимый набор качеств, способствующий успешному обучению ребёнка в школе. Для определения школьной зрелости я использую различные тесты в начале и в конце года( для наглядного сравнения результатов работы с детьми в течен ие года) . На приведённых ниже диаграммах видно, насколько выше становится уровень развития дошкольников после нескольких месяцев посещения ими занятий предшкольной подготовки( см. приложения 1) . Определение школьной зрелости по тесту Керна- Ийрасека Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития деятельности, необходимой для успешного обучения письму, речи и т. д. Те ст вкл ючает три задания: & gt; рисование фигуры человека по представлению, & gt; графическое копирование фразы из письменных букв& gt; срисовывание точек в определенном пространственном положении. Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координации. Развитие последних связано как с определенной зрелостью центральной нервной системы, так и со степенью развития мышц кисти руки. Без этого невозможно успешное становление у ребёнка навыков письма и совершенствование рисунка, выполнение которого отражает развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления и речи. Я давала тест Керна- Ийрасека два раза в год: в самом начале, когда дети только пришли в класс предшкольной подготовки, и в конце года. После подведения общих итогов стал виден результат моей работы: показатели были значительно выше к концу учебного года. Оценка полученных результато в выражена на диаграммах( см. приложение 1) . Каждое задание оценивается по пятибалльной системе. 1 балл- высшая оценка. 5 баллов- низшая оценка. Школьно- зрелыми( высокий уровень) считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3—5 баллов, средне- зрелыми( средний уровень) — 6—9 баллов и незрелыми( низкий уровень) —10 баллов и более. Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико- педагогическому обследованию. На начало учебного года из 20 детей объединения «Гномик» у 4 человек отсутствовала позитивная мотивация к социальной роли школьника, а к концу учебного года у 14 человек было сформировано положительное отношение к школе и у 6 человек- высокая позитивная мотивация готовности к школе. В течение учебного года наблюдало сь заметное п овышение уровня развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии и др. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого- педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания- практикумы на темы: «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу? », «Портрет будущего первоклассника». В работе с родителями использую следующие формы взаимодействия: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, лект ории, открытые занятия, дни открытых дверей, конференции, диалоги, опираясь уже на имеющийся опыт родителей. Мною проводится цикл бесед и тренингов, позволяющих подготовить родителей к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе. Я считаю, что эффективной формой работы является проведение совместных занятий для детей и родителей, особенно для детей, нуждающихся в коррекционно- педагогической помощи. При этом родителей я ориентирую на то, как важно продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое учителем. Опрос родителей будущих первоклассников показывает, что многие родители не уверены в успешности будущего обучения своих детей из- за излишней подвижности, несобранности, неустойчивого внимания, а часть опрошенных – из- за замкнутости, медлительности, некоммуникабельности детей. На мой взгляд, уже заранее, родители будущих первоклассников подсознательно формируют у своих детей установку на неуспеваемость в учёбе и создают комплексы зависимости и страха перед новым жизненным этапом. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения. С первого сентября 2011 года «выпускники » объединения «Гномик» предшкольной подготовки сели за парты в 1- й класс. Хотелось бы отметит ь, что дети, прошедшие подготовку, быстро и легко адаптировались, отличаются высокой мотивацией к учению, развитием психических и мыслительных процессов. Я считаю, что в организации занятий для дошколят должна быть заинтересована каждая школа, ведь предшкольная подготовка детей создаёт условия для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей. Анализ предшкольной подготовки в МОУ Коротоякская СОШ за 2010- 2011 учебный год подготовила учитель ВКК Холина Зоя Николаевна. Приложение 1. Выполнение теста Керна- Йирасека дошкольниками