Тесты психического развития ребенка второго года жизни
Тесты психического развития ребенка второго года жизни
От года до пятнадцати месяцев
- Тест с кубиками
Предложите ребенку кубики размером 8 кубических сантиметров. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в возрасте 15 месяцев не тащит кубики в рот, не бросает их на пол, а выполняет в точности задание.
- Тест с геометрическими фигурами
Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. (Сейчас продаются геометрические конструкторы, кубики или шары с вырезанными в них геометрическими фигурами.)
Начинайте с самого легкого задания. На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек и дайте круг малышу в руки: «Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой». Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигуре на доске со словами: «Видишь, получилось как‑то неровно, нужно, чтобы доска стала гладкой». Если ребенок правильно поместит фигурку, медленно переверните доску и скажите ему: «Вложи еще раз кружок в отверстие, чтобы доска стала гладкой». Похвалите ребенка. В 15 месяцев ребенок справляется с заданием на вкладывание круга.
- Тест с пирамидкой
Покажите ребенку правильно собранную пирамидку, а затем попросите его сделать такую же. В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша.
Часто ребенок неправильно учитывает размеры колец пирамидки и не соотносит их размеры по последовательности. Очень хорошо, если он, заметив совершенную ошибку, устраняет ее, а не разрушает всю постройку.
Если все попытки неудачны, помогите ребенку: «Вот видишь, не получилось.
Не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо, затем поменьше…»
В 15 месяцев ребенок пытается нанизывать кольца пирамидки, но без учета их размера.
- Тест с предметами быта
В 15 месяцев ребенок умеет выполнять множество действий с различными предметами быта. Он уже может пользоваться ложкой, подносить ее ко рту; сам пьет из чашки.
- Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики)
Ребенок после года ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, ползти вверх по лестнице, залезать и слезать с дивана, может вставать с коленей.
От пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Tecт с кубиками
Предложите ребенку четыре кубика размером 8 кубических сантиметров и попросите его построить башню. Если он не может это сделать самостоятельно, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню.
Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других).
Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ребенок понимает вас, как он исправляет ошибки, как обучается.
В 18 месяцев хорошим результатом будет умение построить башню из трех‑четырех кубиков.
2.Тест с геометрическими фигурами
Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата.
Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой.
Ребенок в 18 месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры.
- Тест с пирамидкой
На глазах у ребенка разбираете пирамидку и просите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец).
Наблюдаете за действиями ребенка – способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. Однако следует иметь в виду, что, в среднем, малыш 18 месяцев собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец.
- Тест с предметами быта
Полуторагодовалый ребенок уже может: снять с себя варежки, носки, тапки, шапку; есть самостоятельно густую пищу ложкой.
- Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики)
В 1,5 года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.
- Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук
Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линии.
Ребенок в 1,5 года повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию.
- Тест на оценку памяти
Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме.
Ребенок в 1,5 года уже может запомнить и воспроизвести три‑четыре действия по памяти.
- Тест на оценку речевой сферы
Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» В 1,5 года ребенок может назвать, как минимум, один предмет.
От восемнадцати месяцев до двух лет
- Тест с кубиками
Используйте те же кубики размером 8 кубических сантиметров в количестве 10 штук.
Ребенок 2 лет может самостоятельно построить башню из восьми кубиков, а после показа – построить поезд без трубы.
- Тест с геометрическими фигурами
Используя знакомую доску, ребенок 2 лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около 4 ошибочных проб.
- Тест с пирамидкой
При небольших подсказках ребенок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера. Но затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов.
- Тест с предметами быта
Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, «кормит» и баюкает куклу, возит машинку, надевает носки, туфли, штанишки.
- Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики)
Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15–20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку.
- Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук
В 2 года ребенок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование прямых линий, изогнутых линий и окружности.
- Тест на оценку памяти
Двухлетний ребенок может запомнить и повторить примерно четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.
- Тест на словарный запас
Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»
Двухлетний ребенок называет от двух до пяти предметов правильно.
- Тест на узнавание изображений по названию
Рассматривая с ребенком книжку, покажите ему картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т. д.».
Ребенок 2 лет может правильно указать 5 картинок.
- Тест на называние изображений
Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, самолет, носки, ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?» Три‑четыре картинки ребенок называет правильно.
- Тест на понимание инструкций
Двухлетний ребенок выполняет три‑четыре простые инструкции.
Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т. д.
Правильное выполнение этих инструкций демонстрирует понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого.
Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если он проявляет:
- склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями;
- чрезмерную отвлекаемость;
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению,
то следует пройти комплексное медико‑психолого‑педагогическое обследование.