Тесты психического развития ребенка первого года жизни
Тесты психического развития ребенка первого года жизни
Первый месяц жизни
- Коснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.
- Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.
- Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов к горизонтали. Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.
- Если поведение ребенка беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно около его кроватки. Ребенок должен успокоиться, он как бы сосредоточивается и прислушивается к звуку погремушки.
- Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается платком, повешенным над кроваткой или на вашу вытянутую руку. Глаза ребенка задерживаются на свете несколько секунд.
- Склонитесь над кроваткой так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени.
- Кусочком ваты делайте движения прочищения носа (без прикосновения к слизистой носа). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею туда‑сюда.
- Картонный круг, согнутый посередине, положите на лицо ребенка таким образом, чтобы сгиб находился прямо над носом. В ответ на это действие ребенок совершает оживленные движения головой.
- Ребенок лежит на животе, ручки в согнутом положении по обе– им сторонам головы. Ребенок может поднять голову вверх хотя бы на один момент.
- После того как ребенок немного пососал, соска или грудь от– нимается. Ребенок приближает голову к соске, груди или рожку и пы– тается схватить его ртом.
В возрасте одного месяца на обращение взрослого к ребенку у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка может появляться и раньше, уже на второй неделе. При общении со взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.
Второй месяц жизни
- Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Ребенок автоматически должен повернуть голову в направлении звука.
- Реакции на отдельные раздражители ясно отличаются друг от друга. На шум трещотки ребенок начинает бурно реагировать, двигая руками и ногами, когда непрерывно звучит свисток – ребенок успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у него неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба.
Звуковое раздражение не должно превышать 30 секунд.
- Если положить ребенку на лицо пеленку, то он будет делать не‑специфические движения всем телом, но освободиться от пеленки не сможет.
- Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая его голову, отпустите немного руку. Ребенок будет удерживать голову прямо несколько секунд. А лежа на животе он уже хорошо держит голову.
- Ребенок, находясь в беспокойном состоянии, успокаивается, если вы с ним начинаете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
- Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить ребенка, но грудь или рожок не даете. Ребенок реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
- Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от лица ребенка, перемещайте это кольцо в продольном направлении. В ответ наблюдается согласованное движение его глаз: они то поднимаются, то опускаются вниз.
- Теперь вы совершаете круговые движения красным кольцом. Глаза ребенка движутся за ним согласованно.
- Если вы будете быстро приближать кольцо к лицу ребенка, то получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.
- При общении с ребенком наблюдается ответная улыбка, реак– ция оживления, появляются первые спонтанные вокализации.
Третий месяц жизни
- Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, то он будет следить за ней взглядом.
- Ребенка носят по комнате (его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты). Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит на них. Время выполнения этого теста – 2 минуты.
- Ребенок лежит на животе. Сбоку (25 см от ребенка) гремит погремушка. Ребенок поворачивает голову в сторону погремушки.
- В положении лежа на животе ребенок должен удерживать голову в течение 30 секунд.
- Когда вы разговариваете с ребенком, он внимательно смотрит на вас, реагирует улыбкой, появляется гуление, комплекс «оживления».
- Ребенок лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку. Когда она исчезает из поля зрения ребенка, он продолжает смотреть в течение нескольких секунд вслед исчезнувшей игрушке.
- Лежа на животе, ребенок сможет опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами – на твердую опору.
- Если подвесить игрушку над ребенком в пределах досягаемости, то, случайно натолкнувшись на нее, ребенок замирает на некоторое время.
- Склонившись над ребенком, изменяете мимику своего лица, ребенок имитирует эту мимику.
- Находясь в хорошем настроении, ребенок начинает играть паль– цами своих рук, изучает их.
Четвертый месяц жизни
- Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой около кроватки, но так, что ребенок не может ее видеть, и одновременно с другой стороны показываете ему игрушку (она не находится в направлении его взгляда). После того как ребенок поворачивается то туда, то сюда, он окончательно поворачивается в сторону игрушки.
- Когда ребенок находится в хорошем настроении, подержите мячик около его рук. Ребенок начинает водить рукой по мячу. Его движения медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним.
- Ребенок лежит на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Ребенок может проследить глазами за движениями игрушки с одной стороны на другую.
- Если сделать неподвижный упор из одеяла, то ребенок в положении лежа на животе будет как бы отталкивать этот упор руками и ногами.
- Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д.
- Вы смотрите на ребенка на расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение ребенка сразу изменяется: он наморщивает лоб, искривляет рот, плачет, удивляется, появляется двигательное оживление и другие реакции.
- Ребенок в 4 месяца прочно удерживает погремушку в руке, не теряя ее сейчас же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.
- Ребенко узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении со взрослыми.
- Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот и сможет попить из ложки.
- Когда вы берете ребенка на руки, он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.
Пятый месяц жизни
- Если ребенку дать в руку погремушку, он будет ее рассматривать очень внимательно. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.
- Дайте в руки ребенку небольшой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
- Если вы накроете лицо ребенка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.
- Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.
- Вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно.
- Ребенок уже хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.
- Лежа на животе, ребенок опирается на ладони выпрямленных рук.
- Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа на спине сможет перевернуться на живот.
- Ребенок уже долго может сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо.
- Ребенок может подолгу произносить певучие гласные («а», «э», «ю», «я»), может повторять звуки, подражая взрослому.
Шестой месяц жизни
- Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда.
Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на нее, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.
- Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.
- Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который удерживает его за пальцы, сможет сесть.
- Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица–от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по‑разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т. д.
- Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.
- Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом «оживления».
- Ребенок может подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.
- Появляются первые признаки лепетной речи – малыш даже может произносить отдельные слоги.
- Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.
- Ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое об– ращение к нему, тянется к зеркальному изображению.
Обратите внимание на эмоциональные проблемы ребенка от рождения до 6 месяцев:
- безразличие к кормлению, к человеческому голосу и игре;
- подергивание лица и рук;
- постоянное нарушение сна.
Если наблюдается хотя бы один симптом, следует обратиться к специалисту.
Седьмой месяц жизни
- К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку греметь погремушкой, которую он может достать при повороте.
- Вы держите ребенка на коленях, сидя за столом. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол.
- Вы стоите у кроватки ребенка и не выказываете никакого внимания, избегая встречаться с ним взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т. д.
- Ребенок внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом.
- Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок следит взглядом, поворачивается за игрушкой.
- Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Ребенок, оставаясь в этом положении, освобождается от пеленки руками.
- Спросите у ребенка, где находится какой‑либо предмет (предмет должен находиться постоянно в определенном месте, и вы должны были неоднократно называть его). На ваш вопрос ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет.
- Ребенок может по вашей просьбе показать нос, глаза и т. д. другого человека. В лепете появляются звукосочетания типа: «дай‑дай – дай», «та‑та‑та».
- Ребенок хорошо ползает (много и быстро, в разных направлениях), встает на колени, встает с поддержкой руками.
- Ребенок настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а добравшись до него, радуется.
Восьмой месяц жизни
- К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигаться с места – откатиться, отодвинуться и т. д. Может сам садиться, ложиться, вставать, переступать у опоры.
- Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку.
- Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом – на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.
- В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.
- При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.
- Вы отбираете игрушку у ребенка и у него на глазах кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку.
- Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками.
- Ребенок громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографии.
- Ребенок долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).
- По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.
Девятый и десятый месяцы жизни
- В 9‑10 месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.
- Ребенок подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.
- Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить этими палочками по столу, то он сможет подражать этим действиям. Также может ударять ложками друг о друга.
- В этом возрасте ребенок хорошо играет в «ладушки», «дай ручку» и т. д., а на вопрос «где?» и просьбу «дай» отыскивает нужный предмет.
- Ребенок хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.
- Ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и др.
- Ребенок может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.
- Ребенок может играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
- Ребенок повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.
- Ребенок спокойно относится к высаживанию на горшок. Голо– сом сигнализирует о биологических нуждах.
Одиннадцатый и двенадцатый месяцы жизни
- Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
- Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.
- Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки.
- Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушьте ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
- Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.
- Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
- Ребенок различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
- Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает книжку и рассматривает в ней яркие картинки.
- Ребенок выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
- К концу года произносит особые «слова», понятные только матери и ребенку: например, «бах» – падение, «фа» – шапка и т. д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: «кис‑кис», «ав– ав», «дай», «бай».
Обратите внимание на факторы эмоционального неблагополучия ребенка от шести месяцев до года (при наличии хотя бы одного фактора следует обратиться к специалисту):
- постоянное вредное для себя поведение;
- неумение имитировать звуки и жесты;
- общая апатия;
- постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми.
В этом возрасте ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго. А главное, что ребенок первого года жизни больше всего нуждается в любви, заботе и ласке окружающих его взрослых, особенно матери.