МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Документы для скачивания
Ли О. М. воспитатель МАДОУ «Д етский сад №26 «Родничок», г. о. Зарайск, с. Макеево МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Мнемотехника- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой- то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2- 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. В работе с детьми целесообразно использ овать м немотаблицы для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов. Предметно- схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определенным т ребовани ям: а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель- такая, какую он себе мыслит и представляет; Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать а лгоритм работы с моделями: I этап. Это введение элементов схем, символов. Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие. II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой- то одной области, потому что символ универсален. III этап. Введение отрицаний. Например: не большо й, не круглый, не съедобный. IV этап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов. V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое- либо качество. VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно. Хотелось бы рассказать ещё о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребенка: для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки( 2x2) , на 9 клеток( - 3x3) ; для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток( 3x3) , на 16 клеток( 4x4) ; для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток( 4x4) , на 25 клеток( 5x5) . Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения( часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста) , исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем- моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучи ванию стихотворений увлека ет детей, превращает занятие в игру. Зритель ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива ния, сопровождающегося про смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом нить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворе нию( желательно на каждую строчку) . И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Список литературы: Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений- 128 с. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство- Пресс, 2005. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возр аста: Учеб но- методическое пособие. - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВ О- ПРЕСС», 2009. - 64 с.