a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Музей в дошкольном учреждении

Автор: Томарова Ирина Рудольфовна Опубликовано: 2017-10-26 10:19:46

Документы для скачивания

Музей дошкольной образовательной организации Томарова И. Р. , воспитатель МАДОУ ДС № 5 «Росток» «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русской культурой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только переда чей знаний» Д. С. Лихачев Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в нар одном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности. В нашем городе есть музей. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы, как создание в нашем Д ОУ своего мини- музея. При выборе профиля мини- музея определилось направление- ознакомление с народными традициями на примере народных промыслов, декоративно прикладного творчества. Это обусловилось социально- педагогическими потребностями современного о бщества и состоянием проблемы народной педагогики. Благодаря созданию музея в ДОУ у ребят появилась возможность наглядно познакомиться с экспонатами городецкой росписи, " Гжелью" , " Хохломой" , предметами народного быта не только русской старины, но и народов ближнего зарубежья. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является и осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтени е отдаётся иностранным игрушкам( куклам Барби, роботам и др. ) . Наше желание знать, какой была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое свое го народа. Блок мини- музея" Народная игрушка" представлен широко и ярко. Благодаря совместным усилиям педагогического коллектива, родителей и детей, в коллекцию вошли" тряпичные куклы" , куклы- сувениры из лыка, народные деревянные игрушки" марионетки" , широ кий ассортимент глиняных игрушек. Выстраивая перспективу работы музея, каждый год разрабатывается тематика мини- выставок, которые расширят и обогатят знания дошкольников об окружающем мире. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с о пределённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста. В настоящих музеях трогать руками большинство эксп онатов нельзя, а вот в нашем мини- музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особ ое значение такой педагогической возможности мини- музея, как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивн ый созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь многие из них пополняли экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только они сами, но и папы, мамы, бабушки и дедушки. Мини- музей — результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей. Залог хорошего мини- музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини- музей стал неотъемлемой частью воспитания творческой личности, и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенност и подъема «еще на одну ступеньку». Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы. Полочки красоты Знакомство с сувенирной куклой Не красна изба углами… В горнице моей светло Не надобен клад, коль в семье лад… Эта куколка моя самая любимая, Мной она хранимая! Будет в доме Мир да Лад, Каждый в доме МАМЕ рад! Кукла дом наш согревает, Счастья и любви желает! Будем мир семьи хранить, Любовью ближних дорожить! Список использованной литературы 1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. М. : МГИК, 1992. 2. Дети и народные традиции: Материалы Виногр. ч тений. - Челябинск, 1991. - 159с 3. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О. Л. Князевой. – М. : Детство- Пресс, 2012 г. 4. Научно методический журнал « Методист » № 5, 2005 г. г. 5. Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. –В. Академия, 1995 г. 6. Толковый словарь Ожегова. –М. , 1988 г. 7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. –М. : Просвещение, 1999 г. 8. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. –М. : Искусство, 2004 г. 9. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. –М. , 2004 г.

Оставить комментарий: