a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Упражнения на развитие общения

Автор: Мазавина Вера Назыфовна Опубликовано: 2017-10-26 19:06:20

Упражнения на развитие общения

 

Таинственный незнакомец

(с 7 лет)

Задачи: Дети любят снова и снова играть в эту игру, потому что в ней можно и нужно угадывать. Они могут использовать здесь буквенные и графические подсказки педагога для того, чтобы выяснить, кто из детей скрывается под именем Таинственного незнакомца. Игра помогает разви­тию у детей чувства собственного достоинства. Повторяйте ее время от времени, чтобы каждый ребенок получил возможность быть узнанным.

 Материалы: Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепен­но давать вам все больше подсказок о загадочном Таинственном незна­комце (Таинственной незнакомке), которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться...

Крупными буквами напишите на листе бумаги заголовок "Таинствен­ный незнакомец". Загадайте какого-нибудь ребенка и напишите первую подсказку, например: "У меня голубые глаза". Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элемен­ты, например, можете написать слово "голубые" голубым мелком или при­рисовать рядом пару голубых детских глаз. Затем предложите детям про­читать подсказку.

Напишите следующую подсказку: "У меня светлые волосы". Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.

Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые под­сказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.

Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им на­до улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: "Кто я?"

Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать, смотрите прямо в глаза загаданному ребенку. В заключение этот ребенок может нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.

Анализ упражнения:

- После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?

- Трудно ли было тебе так долго держать ответ в тайне?

- Хотел ли бы ты сам быть Таинственным незнакомцем?

 

Тихие и громкие голоса

(с 6 лет)

Задачи: Эта игра помогает детям, заходя в группу, вспоминать о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной прогулки к сосредоточенной деятельности на занятии.

 Материалы: Полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок,

который предварительно Вы можете как-нибудь оформить.

Инструкция: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на прогулке или в группе? Что про­исходит с вашим голосом, когда начинается занятие? Почему в группе нам нужны тихие голоса?

Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы в этот па­кетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком всех детей и собрать в него все громкие и шумные голоса?

Анализ упражнения:

- Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на прогулке громким голосом?

- Трудно ли тебе говорить в группе более спокойным и тихим голо­сом?

- У кого в вашей группе особенно красивый и сильный голос?

- Кто из вашей группы умеет говорить спокойным громким голо­сом?

- Нравится ли тебе голос воспитателя? Кажется ли он тебе интересным и богатым оттенками?

 

Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе

(с 6 лет)

Задачи: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрик­нуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каж­дый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно време­ни для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: "Раз, два, три..." На счет "три" вы все вместе должны буде­те прошептать мне ответ.

- Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели?
Другие возможные вопросы:

- Как называется наш детский сад?

- Как зовут заведующую нашего детского сада?

- Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?

- Сколько детей в нашей группе? и т.д.

Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: "Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!"

 «Волшебная палочка»

(с 6 лет)

Задачи: Этой игрой можно регулярно начинать неделю, так как она дает каждому ребенку возможность задуматься и подвести итог прошед­шей недели. Игра развивает навыки общения и групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. Для регулирования потока детских монологов Вы можете использовать "волшебную палочку".

Эту "волшебную палочку" можно применять и в других случаях, например, во время дискуссии в классе, или когда дети по кругу придумывают вместе историю, или же в конце учебного дня, когда дети по очере­ди рассказывают, что они за этот день сделали или чему научились.

 Материалы: Возьмите палочку или прутик длиной примерно 40 см и покрасьте его серебряной или золотой краской. Когда краска высохнет, Вы можете дополнительно украсить палочку блестящей бумагой или цветными ленточками.

Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палоч­ка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, по­ка палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит вол­шебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на про­шлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам  решит, кому передать палочку дальше.

Другие возможные вопросы:

- Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?

- Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?

- Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действи­тельно с удовольствием?

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил сло­во.

 

Доброе утро!

(с 6 лет)

Задачи: Используемый в игре микрофон поможет вам начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства детей и единство класса. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрез­вычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимули­рует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.

 Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный).

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я прине­сла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам так­же, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей.

Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях: когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное.

 

Интервью в день рождения

(с 6 лет)

Задачи: День рождения - это удобный случай для укрепления само­оценки и чувства собственного достоинства ребенка. Мы предлагаем Вам сделать так, чтобы именинник на некоторое время оказался в центре все­общего внимания и получил возможность поддержать позитивное пред­ставление о себе. Здесь можно использовать игрушечный микрофон из предыдущей игры.

Инструкция: Олег, у тебя сегодня день рождения. Я хочу поздра­вить тебя и взять у тебя интервью. Для всех нас это приятная воз­можность узнать о тебе немного больше. Мой первый вопрос звучит так: "Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год твоей жизни?"

Иногда имеет смысл записать интервью на кассету, а потом пода­рить эту кассету ребенку. При этом подбирайте, пожалуйста, вопросы в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Некоторые вопросы, приве­денные ниже, подходят для детей примерно десятилетнего возраста, вы можете изменить их:

- Расскажи нам о каком-нибудь событии последнего года, когда ты сильно испугался. Каким образом ты преодолел свой страх?

- С кем ты в этом году познакомился?

- Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым ва­жным?

- Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наиболь­шего мужества?

- Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году своей жизни?

- Если бы ты мог снова прожить какой-нибудь один день прошед­шего года, какой день ты бы выбрал?

- Если бы какая-нибудь добрая фея согласилась выполнить любое твое желание в новом году жизни, чего бы ты пожелал?

- Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Какого человека ты бы выбрал?

 

Волшебная подушка

(с 6 лет)

Задачи: Эта игра дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. В конечном итоге вся группа мо­жет еще теснее сплотиться. Здесь Вы, как педагог, имеете возможность открыть для себя какие-то новые, личные стороны внутреннего мира ре­бенка, а позднее учесть и поддержать те или иные его желания или по­требности.

 Материалы: Небольшая подушка, на которой может поместиться один ребенок.

Инструкция: Сядьте, образуя круг. Я принесла вам сегодня волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возмо­жно, оно будет связано с кем-то из ребят в группе, или со мной, или с группой в целом. Но это может быть и совсем другое желание, напри­мер, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы на­шли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хо­чу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслу­шаем желания всех ребят, мы можем поделиться впечатлениями.

Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребен­ка. Если возможно, сыграйте в два круга.

Анализ упражнения:

- Слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь?

- Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные
желания?

- Когда ты набрался, наконец, смелости, чтобы рассказать о своем
желании или надежде?

- Есть ли у тебя желания, которые может выполнить воспитатель или
ребята из твоей группы?

Я помогаю другим.

(с 6 лет)

Цели: В этой управляемой фантазии ребенок получает возмож­ность представить себе, как он помогает упавшему малышу. Одновремен­но здесь подчеркивается золотое правило этики: если мы помогаем дру­гим, то можем надеяться, что и нам помогут.

 Материалы: Бумага и цветные карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Можете ли вы мне сказать, кому вы последний раз помогали? Быть может, вы помогли своей маме накрывать на стол? Или помогали отцу помыть машину? Или помогли кому-нибудь из дру­зей? Кто из вас помог совершенно незнакомому человеку? Когда вы са­ми последний раз нуждались в помощи?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдо­ха и выдоха...

Теперь представь себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Ты садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуй найти облако, похожее на какого-нибудь зверя. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо.

Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. (Сделайте сами один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать вашему примеру.)

Ты лежишь в траве совершенно безмятежно. Недалеко от тебя играют маленькие дети. До тебя доносится их смех. Ой! Вдруг ка­кой-то маленький мальчик упал рядом с тобой. Он ударился коленкой о камень и заплакал. Ты вскакиваешь и подбегаешь к нему. Тебе хорошо, оттого что ты можешь помочь другому...

Помоги этому мальчику встать. Осмотри его небольшую ранку. Скажи ему, что кровь сейчас перестанет течь. Положи свою руку ему на плечо... Смотри, мальчик перестает плакать, он уже почти совсем ус­покоился. Тебе хорошо, оттого что малышу стало лучше... Что еще ты сделаешь для того, чтобы вернуть ему хорошее самочувствие? (30 секунд.)

Скажи самому себе: "Я уже большой и могу помогать другим. Я по­могу другим, а когда надо будет, другие помогут мне".

Теперь ты можешь попрощаться с малышом и вернуться с лет­него луга назад в группу. Немного потянись, выпрямись, подвигай паль­чиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.

Теперь объединитесь по трое. Возьмите листок бумаги и вместе нарисуйте историю, которую вы пережили в своем воображении.

Анализ упражнения:

- Что еще ты сделал, чтобы помочь малышу придти в себя?

- Ощущаешь ли ты себя достаточно большим для того, чтобы по­могать другим?

- Что ты можешь сделать для кого-нибудь из членов своей семьи,
чтобы его обрадовать?

- Как тебе помогают родители или твои братья и сестры?

- Как ты чувствуешь себя после того, как кому-нибудь поможешь?

 

Поделись с ближним.

(с 6 лет)

Цели: Для того чтобы хорошо ладить с людьми, детям важно нау­читься умению делиться с ближним тем, что есть у них самих - будь то игрушки, или возможность высказаться, или всеобщее внимание. Чем более ребенок уверен в себе, тем легче ему будет отступить на время в тень и предоставить другим их шанс. В этом воображаемом путешествии мы обращаем внимание детей на приятное ощущение, возникающее в тот момент, когда ребенок чувствует, что нашел удачное сочетание само­утверждения и альтруизма.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что ты находишься на чудесной игровой пло­щадке. Оглядись вокруг и посмотри, что делают другие ребята. Одни играют в мяч, другие в салочки. Ты слышишь, как они смеются и от всей души веселятся. Тебе тоже хочется повеселиться... (10 секунд.)

Теперь ты подходишь к стоящим на краю площадки качелям. Сядь на качели и начинай раскачиваться. Почувствуй, как ты летишь впе­ред, потом назад. Раскачивайся сильнее! Ты поднимаешься на качелях все выше и выше. Почувствуй, как воздух развевает твои волосы, ког­да ты летишь то вверх, то вниз на качелях. Ощути легкость во всем своем теле. Чувствуешь ли ты себя подобно птице, летящей по небу? Несясь вперед, ты можешь улыбаться и представлять себе, что дос­танешь сейчас пальцами ног до неба. Это у тебя хорошо получается... Проносясь над землей, ты чувствуешь себя совершенно легко и радо­стно. Ты чувствуешь себя абсолютно свободным и счастливым... (10 секунд.)

А теперь ты видишь, как другой мальчик или девочка подходит к качелям и становится рядом с ними. Он смотрит на тебя и ждет сво­ей очереди... Ты хочешь, чтобы он радовался так же, как и ты, взлетая то вверх, то вниз на этих замечательных качелях.

Ты перестаешь раскачиваться и ждешь, когда качели остановят­ся. Вот ты тормозишь ногами и слышишь, как шаркают по песку твои ботинки. А теперь останови качели. Тебе было так здорово качаться, что ты хочешь, чтобы и другой ребенок получил такое же удовольст­вие. Ты спрыгиваешь с качелей и смотришь на него, улыбаешься и го­воришь: Теперь твоя очередь. Я с радостью меняюсь с тобой места­ми. Это доставляет мне удовольствие".

Смотри, как этот мальчик или девочка садится на качели и начи­нает раскачиваться. Тебе хорошо от сознания того, что ты уже дос­таточно большой для того, чтобы делиться удовольствием с други­ми.

Теперь попрощайся с качающимся на качелях ребенком и возвра­щайся мысленно назад в группу. Немного потянись, выпрямись, сильно выдохни и открой глаза.

Анализ упражнения:

- Почему важно, чтобы люди делились друг с другом?

- В каких случаях ребята вашей группы делятся друг с другом?

- В каких случаях воспитательница делится с ребятами?

- В каких играх нужно уступать друг другу и получать удовольствие
по очереди?

- В каких играх этого делать не нужно?

- Как ты относишься к ребятам, которые не хотят уступать другим
и делиться с ними?

 «Раскрасить любовью»

(с 6 лет)

Цели: Чтобы действительно хорошо ладить с людьми, нам необходимо ощущать их любовь и поддержку. Иначе в критических ситуациях мы теряем самообладание и не можем сдержать раздражения.

Эта игра замечательна тем, что она создает в группе обстановку взаимной любви, а также закладывает основы устойчивых дружеских отношений между детьми. Рекомендуется  почаще повторять эту игру, каждый раз с новыми партнерами. Хотя, конечно, это не единственная процедура, помогающая создать в группе атмосферу общности и дружелюбия.

Здесь предлагается вариант игры, при котором дети сотрудничают друг с другом в парах.

 Материалы: Необходимо, чтобы во время игры звучала спокойная музыка. Музыкальное сопровождение делает переживания детей более глубокими.

Инструкция: Как вы показываете другим людям, что вы их люби­те? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас лю­бит?

Сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните ру­ки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. (Вы сами тоже вытяните руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас "раскрасите" друг друга цв­етами любви, нежности, добра, ласки... Я покажу вам сейчас, как это мо­жно сделать.

Вы подходите по очереди к нескольким детям и начинаете их "раскрашивать" — легкими круговыми движениями рук скользите сверху вниз по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам... Таким образом, вы как бы растапливаете льдинки недоверия. Скажите также каждому ребенку, ка­кой цвет Вы для него выбрали.

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Сначала приготовьте свои ладошки для "раскрашивания": потри­те их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все те­плее и теплее... Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце... (15 секунд.)

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они... Теплые? Слегка покалывают? Они наполне­ны энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их... (5 секунд.)

Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд.), и почувствуй­те, как ладони "окрашиваются" цветом любви, добра, нежности... (5 се­кунд.)

А теперь откройте глаза. Тот из вас двоих, кто старше, первым начинает "раскрашивать" младшего. Делайте это под музыку.

Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы дейст­вительно "окрашиваете" его любовью, пошлите ему ласковые и неж­ные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его вы­бранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже. "Окрашивайте" уши, потом щеки, затылок... Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням... Наконец, от бедер по ногам пе­реходите к коленям и ступням... (30 — 60 секунд. Регулируя необходи­мую интенсивность, более старшим детям эту инструкцию можно давать медленнее, чтобы весь процесс длился 2-3 минуты.)

Теперь поменяйтесь ролями... (Повторите, пожалуйста, всю инст­рукцию заново.) Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить друг с другом ваши ощущения.

Вы можете продолжить эту игру дальше, предложив детям нарисо­вать партнера, которого они окрашивали любовью, окруженным выбран­ным ими цветом любви.

При работе с очень робкими и застенчивыми детьми следует начи­нать игру несколько иначе... В процессе управляемой фантазии дети представляют себе знакомого человека, например, одного из родителей или своего лучшего друга (подругу), и в своем воображении "раскрашива­ют" его любовью или, соответственно, он "раскрашивает" любовью их.

Анализ упражнения:

- Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя?

- Что ты чувствовал, когда "окрашивал" своего партнера?

- Видел ли ты тот цвет, в который тебя "окрашивал" твой партнер?

- Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения в ладонях, когда "ок­рашивал" своего партнера?

- Какие нежные и ласковые мысли ты посылал своему партнеру?

- Что было для тебя трудно в этой игре?

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: