a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

дополнительная общеразвивавющая программа "Мастерилка"

Автор: кирчанова ольга николаевна Опубликовано: 2017-10-29 00:59:06

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 города Кузнецка( МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка) Дополнительная общеразвивающая программа « Мастерилка » Составила: Кирчанова О. Н. , воспитатель 2017 уч. год. Содержание Пояснительная записка…………………………………………………… ………… …. 3 Учебно- тематический план… …………………………………………… ……………. . 5 Содержание программы……………………………………… …………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Контроль знаний………………………………………………………… ……………. 1 1 Методическое обеспечение программы……………………………… … …………… 1 3 Список используемой ли тературы……………………………………………………. 1 5 Пояснительная записка Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы Данная программа рассчитана на детей 2- 3 лет, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях. Программа имеет художественн ую направленность, является дополнительной и нацелена на комплексное развитие детей с помощью изобразительной деятельности, в частности – лепки. Направленность программы: использование изначального художественно- творческого потенциала дошкольника. На основе восприятия красоты окружающего мира у детей постепенно формируются образные представления, развивается воображение. Стремление воплотить свои эстетические переживания в художественном материале будит у ребенк а- дошкольника созидательную творческую активность. Осуществление целенаправленного комплексного подхода к обучению детей изобразительному искусству делает возможным их подготовку к самостоятельной творческой деятельности в любой области. Лепка занимает особое место среди различных видов деятельности, помогающих ребенку развиваться. Во время лепки развивается мелкая моторика, которая напрямую связана с речевой функцией у ребенка и развиваются о ни параллельно. Также влияет на силу подвижность пальцев, координацию движений. Ребенок учиться концентрации, сосредоточенности, подвижных и активных детей. Благодаря лепке, ребенок познает формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести. Лепка помогает развить у ребенка фантазию и воображение, которые, в свою очередь, учат ребенка мыслительным процессам. В настоящее время в детских садах с детьми регулярно занимаются лепкой, но в основном из пластилина. Новизна программы состоит в том, что для р аботы используются- соленое тесто. Данная программа расширяет представления детей о возможностях изобразительного творч ества В течение года дети уч атся работать с сол еным тестом. Использование такого материала позволяет укреплять связи ребенка с окружающим миром, помогает ему гармонично взаимодействовать с пространством вокр уг. Цель программы « Мастерилка »- развитие мелкой моторики пальцев руки и раскрытие творческих, коммуникативных способностей младших дошколь ников посредством тестопластики и песка. Задачи: Обучающие: - Формировать представление о свойствах пластичного материала( соленое тес то, песок) . - Формировать умение аккуратно работать с тестом и песком, скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали, создавать изображение знакомых предметов действительности, отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. - Формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира. Разв ивающие: - Развивать мелкую моторику пальцев. - Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое внимание, память. - Развивать воображение детей, поддерживать проявление их фантазии, смелости. - Развивать речь детей. Воспитательные: - Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим, умение работать в коллективе. - Побуждать к творческой деятельности, раскрытию творческих способностей. - Воспитывать и развивать художественный вкус. - Воспитывать усидчивость, целенаправленность и аккура тность работая с соленым тестом и песком. Срок реализации общеобразовательной программы дополнительного образования для детей 2- 3 лет « Мастерилка » 1 год. Занятия по программе « Мастерилка » проводятся 1 раз в неделю по подгруп пам. Продолжительность занятий 10 минут. Программа предполагает широкое привлечение работ на заданные темы, по памяти и воображению, обращение к знакомым детям образам, героям, персонажам. В конце года обучения проводятся итогово е мероприятие: выставка «Волшебство соленого теста». Ожидаемые результаты К концу года дети будут иметь представления: - о размере, пропорциях предмета; - о форме предмета; - о способах изображения предмета; - о навыках прим енения инструментов. К концу года дети будут уметь: - отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывать их прямыми и к руговыми движениями ладоней; - аккуратно работать с тестом и песком; - скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали, создавать изображение знакомых предметов действи тельности. Учебно- тематический план Раздел Количество занятий Теоретическая часть Практическая часть Итого «Соленое тесто и песок» 2 6мин. 14мин. 20мин. «Угощенья для зверей 4 12 мин. 28 мин. 4 0мин. « Веселые зоопарк » 4 12 мин. 28 мин. 40 мин. «Новый год» 5 15 мин. 35 мин. 5 0мин. «Игрушки» 4 12 мин. 28 мин. 4 0мин. «Домики для друзей» 4 12 мин. 28 мин. 4 0мин. «Весенний праздник» 5 15 мин. 35 мин. 5 0мин. «Насекомые» 4 12мин. 28мин. 40мин. «Волшебство песка и теста » 4 12 мин. 28 мин. 4 0мин. Итого 36 1ч. 48мин. 4ч. 12мин. 6час. Содержание программ ы Содержание программы включает в себя реализацию целей и задач. Программный курс реализует две развивающие виды деятельности, которые одинаково важны на любом занятии. Однако степень их приоритетности на разных возрастных ступенях развития, на каждом занятии различна. Календарно- тематический план № недели тема содержание материал Сентябрь «Соленое тесто и песок» 3 неделя «Соленое тесто и песок» Познакомить с понятием и свойствами соленого теста и песка. Показать приемы работы с тестом и песком, рассказать о б инструментах для лепки. Поделки, иллюстрации, цветное соленое тесто 4 неделя «Колобок» Формировать умение детей лепить из теста округлую форму, скатывая тесто между ладонями в шар, затем, прижимая комок к картону, расплющивать его. Вдавливать в тесто предметы( пуговицы) Иллюстрации «Колобок», соленое т есто, пуговицы Октябрь «Угощенья для зверей» 1 неделя «Грибочки для белочки» Побуждать умение скатывать тесто между ладонями, получая колбаску. Дополняя его предметами – скорлупа грецкого ореха. Цветное тесто, скорлупа грецкого ореха 2 неделя «Малина для Мишутки» Упражнять в умение пользоваться формочками для песка, насыпать песок лопаткой, прихлопывая ладонями. Мокрый песок, игрушка Медведь, лопатки, формочки «ягодки». 3 неделя «Рябина для птичек» Упражнять в у мение скатывать маленькие шарики, делать валики разные по длине( веточка, листики) приплющивать к картону. Цветное тесто( красное, зеленое) , картон с изображением рябины. 4 неделя «Рыбка для лисички» Продолжать упражняться в умение пользоваться формочками для песка разных по величине, насыпать песок лопаткой, прихлопывая ладонями. Мокрый песок, игрушка лиса, формочки рыбок, удочка, тазик с водой, игрушки рыбки. Ноябрь « Веселый зоопарк » 1 неделя «Спрячь насекомое от зимних холодов». Формировать умение сгребать песок, прихлопывая ладонями, формируя форму бугорка. Мокрый песок, песочница, скребки, лопатки, стеки. Игрушка паучок. 2 неделя « Зайка- длинные ушки» Вызвать желание слепить фигурку зайчика, передавать характерные его черты( длинные уши) , вызывать чувство удовлетво рения от работы с соленым тестом. Цветное тесто. и грушка зайчик. 3 неделя «Песочная черепаха» Формировать умение детей лепить из сырого песка скульптуру черепахи, сгребая песок в цельную форму с помощью лопаток, скребков и ковшей. Коллективная работа Мокрый песок, лопатки, стеки, скребки. 4 неделя «Ежик» Побуждать умение лепить из соленого теста шар, вытягивать формируя носик ежика, дополнять его семечками( «иголочки») Цветное тесто, семечк и( «иголочки») Декабрь «Новый год» 1 неделя «Елочка» Продолжать развивать умения детей делать песочные бугорки – пеньки, стволы, прихлопывая сырой песок ладонью. Формировать умение детей натыкивать на бугорки – столбы ветки ели или сосны. Мокрый песок, веточки ели или сосны. 2 неделя «Бусы для елочки» Формировать умение детей скатывать валик и делать колечки, составлять из них гирлянду, дополнять лепку вырезанными из бумаги цветными кружочками. Цветное тесто( красный, желтый, зеленый, синий) , цветные нитки, кружочки из цветной бумаги. 3 неделя « Снеговички » Формировать умение скатывать шарики из песка, соединять их между собой, дополнять поделку деталями из цветной бумаги. Мокрый песок, ватные палочки, «морковки» из цветной бумаги. 4 неделя «Снегурочка» Побуждать умение лепить фигурку из двух часте й( столбика и шарика) . Плотно соединять их, дополнять фигурку аппликацией. Цветное тесто, шапочки и шубки из цветной бумаги. 5 неделя «Весело встретим Новый, новый год» Закрепить раннее полученные знания, формировать умение лепить по замыслу. Цветное тесто, пуговицы, бусины, мишура, макароны разных форм. Январь «Игрушки» 1 неделя «Любимая погремушка» Закреплять умение лепить игрушку из двух частей( палочки и шарика) . Плотно соединять их между собой. Цветное соленое тесто, погремушки разные по форме. 2 неделя «Пирамидка» Побуждать детей строить пирамидку из сырого песка, прихлопывая всей ладонью. Формировать умение детей делать остроконечное завершение прихлопывая все меньшие порции песка. Мокрый песок, игрушка пирамидка 3 неделя «Лошадка: цок- цок- цок» Вызвать желание слепить фигурку лошадки( по типу дымковской игрушки) из целого куска теста, используя прием вытягивания, формируя фигурку лошадки. Цветное тесто, дымковская игрушка- лошадка. 4 неделя «Неваляшка» Формировать умение скатывать шары из песка разных по величине, соединять их между собой, создавая единый образ игрушки неваляшки. Мокрый песок, игрушка неваляшка. Февраль «Домики для друзей» 1 неделя « Заюшкина избушка» Формировать умение скатывать валик из теста, создавать образ избушки. Цветное тесто, книжка « Заюшкина избушка», игрушка заяц 2 неделя «Кошкин дом» Формировать умение лепить домик маленький по величине, сгребая и прихлопывая песок ладонями, украшать верх крышей из картона. Мокрый песок, книжка с потешкой «Тили, тили, бом. . », игрушка кошка, крыши для домиков из картона. 3 неделя «Кошкин дворик» Способствовать обобщению представлений детей о заборчиках, скамейках. Лепить способом раскатывания столбиков, прочно соединять их вместе. Дополнять новыми образами ранее выполненную композицию. Цветное тесто, панорама «Кошкин двор», игрушка кошка. 4 неделя «Теремок» Формировать умение лепить дом большой по величине, сгребая и прихлопывая песок ладонями, делать «окошки» вдавливая пальцем песок вглубь, формируя дырочки. Мокрый песок, книга с иллюстрациями к сказки «Теремок», игрушки заяц, лиса, мышка, медведь, волк. Март «Весенний праздник» 1 неделя «Весенняя капель» Продолжать формировать умение лепить маленькие шарики круглыми движениями ладонью и вытягивая, придавая форму капельки. Развивать умение делать коллективную работу. Воспитывать аккуратность. Цветное тесто синего, белого цвета. 2 неделя «Цветы для мамы» Побуждать умение детей лепить рельефные изображения из маленьких шариков и полосок. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить ранее приобретённые знания( красный, жёлтый, зелёный) Цветное тесто красного, зленого цвета жёлтого. 3 неделя «Печенье для бабушки» Формировать умение пользоваться формочками для песка, делать «песочное» печенье. Мокрый песок, разные по величине формочки. 4 неделя «Одуванчик» Продолжать формировать умение детей вдавливать детали в тесто, создавать объёмную поделку. Цветное тесто( жёлтого цвета) короткие палочки ушные палочки без ваты или отрезки трубочек от коктейля, картинка «одуванчик» 5 неделя «Каравай» Формировать умение сгребать песок лопатками, прихлопывать его ладонями, придавая ему форму пирога, украшать его крупой( горох, макароны разных форм) Мокрый песок, горох, макароны разных форм. Апрель «Насекомые» 1 неделя «Паучок» Побуждать умение скатывать шарик из теста, дополняя его спичками. Цветное тесто, спички( «ножки паучка») 2 неделя «Змейка» Формировать умение сгребать песок лопатками, прихлопывать его ладонями, придавая извилистую форму «змейки» Мокрый песок, скребки, лопатки 3 неделя «Улитка на листочке» Закреплять умение лепить форму из колбаски закручиванием в спираль. Развивать мелкую моторику. Прививать любовь к лепке Цветное тесто зеленого цвета, листочки из зеленого картона. 4 неделя «Божья коровка» Продолжать развивать умение лепить из сырого песка цельную фигуру «божьей коровки», используя стеки. Прихлопывая и сглаживая детали фигуры. Развивать чувство удовлетворения от выполненной работы. Мокрый песок, картинки с изображеньем божьей коровки, стеки. Май «Волшебство песка и теста» 1 неделя «Радуга- дуга» Закрепить умения скатывать валики одинаковых по длине, прижимать их к картону пальцами. Запомнить название цветов радуги. Цветное тесто( красный, желтый, голубой, зеленый, синий) , книжка с потешкой, цветной картон 2 неделя «Солнышко- ведрышко» Побуждать лепить объемную фигуру «солнышко», сгребать песок, используя стеки, делать лучики прихлопывая ладонями детали фигуры. Мокрый песок, книжка с потешкой. 3 неделя « Этот сказочный песок» Закреплять раннее полученные знания, разв ивать фантазию, умения лепить по замыслу. Мокрый песок, формочки, лопатки, скребки. 4 неделя «Волшебство соленого теста» Разви вать фантазию, умения приобретённые ранее. Прививать любовь к объёмному изображению. Цветное тесто белое, черное, красное, жёлтое, синее, зелёное. Контроль знаний На н ачальном этапе обучения( сентябрь) и в конце учебного года( май) проводятся контрольные занятия диагностического характера. Оценка уровня проводится при визуальном наблюдении за деятельностью детей, просмотре работ по каждому критериальному пункту. Результаты данных занятий в виде условных обозначений, указывающих на уровень развития, различных показателей вносятся в таблицу: Овладение детьми техническими навыками в лепке. Дата обследования_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Навыки и умени я 1. Знаком со свойствами теста( можно лепить, оно мягкое) 2. Умеет отщипывать комочки от целого куска. 3. Скатывает круговыми и прямыми движениями. 4. Соединяет концы столбика, скатанного прямыми движениями, в виде кольца. 5. Сплющивает комок теста между ладонями, делает углубления на поверхности формы пальцами. 6. Соединяет 2- 3 знакомые формы. 7. Правильно пользуется изобразительными материалами. 8. Лепит предмет из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности. Проводится процентный подсчет развития художественно – эстетических навыков и умений дошкольников. Для наглядности и удобства подсчета уровень развития показателей указывается следующим образом: высокий; средний; низкий. Высокий( 2 балла) - ребенок способен самостоятельн о отщипывать комочки от целого куска теста, скатывать его круговыми и прямыми движениями. Может соединять концы столбика, скатанного прямыми движениями тесто, в виде кольца; сплющивать комок теста между ладонями, делая углубления на поверхности формы пальцами. Ребенок правильно использует изобразительные материалы, способен слепить предмет из несколько частей, передавая некоторые характерные особенности. Средний( 1 балл) – ребенок способен с помощью взрослого отщипывать комочки от целого куска теста, скатывать его кругов ыми и прямыми движениями; соединять концы столбика, скатанного прямыми движениями тесто, в виде кольца; сплющивать комок теста между ладонями, делая углубления на поверхности ф ормы пальцами. Ребенок использует изобразительные материалы, допуская небольшие неточности. При побуждении взрослого способен слепить предмет из несколько частей, передавая некоторые характерные особенности. Низкий( 0 баллов) - ребенок не умеет отщипывать комочки от целого куска теста, скатывать его круговыми и прямыми движениями; соединять концы столбика, скатанного прямыми движениями тесто, в виде кольца; сплющивать комок теста между ладонями. Ребенок не знает как пользоватьс я изобразительными материалами, и н е способен слепить предмет из несколько частей. 5. Методическое обеспечение программы Программа кружка разработана для детей от 2 до 3 лет, с учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Методические приемы: Наглядны е: рассматрива ние игрушек, скульптуры, иллюстраций из кн иг, фотографий, демонстрация картин, слайдов, показ технологических приемов. Игровые: сюрпризный момент, внесение и обыгрывание игрушек, создание игровых ситуаций. Словесные: беседа, рассказ, чтение художественной литературы. Практические: упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки. Каждое занятие по темам   программы   включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения- это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления   работы, её особенности. В практической части занятия подготавливается материал для   работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания. В практической работе выделяются четыре основные образовательные проблемы, которые проходят через весь программный курс: 1. Формирование представлений о размере, пропорциях 2. Формирование представлений о форме 3. Формирование представлений о способах изображения 4. Формирование навыков применения инструментов. В конце   работы   ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную   работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или   работами других детей. Формы работы: Вводное занятие, занятие- путешествие, итоговое. Принципы построения   работы: - От простого к сложному. - Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. - Научность. - Доступность. - Системность знаний. - Воспитывающая и развивающая направленность. - Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. - Активность и самостоятельность. - Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Условия для реализации программы 1. Оборудование, материалы. Для занятий необходимы: помещение, отвечающее требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы( 15 человек) , столы, стульчики по количеству детей Дидактический материал: - образцы  ( игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты) ; - наглядный материал  ( фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др. ) . дополнительный материал для создания выразительного образа( крупа, цветная бумаг, картон, скорлупки орехов, семечки, бусины, пуговицы) - инструменты для лепки; - а удио записи детской музыки, сказок, магнитофон, запись детских мультфильмов, ноутбук 2. Кадры. Для реализации данной программы педагог должен иметь среднее профессиональное или иметь высшее образование, курсы повышения квалификации. Список используемой литературы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 ФЗ. Конценция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04. 09. 2014г. № 1726- р. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 29. 08. 2013г. № 1008. СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей», утвержденный Постановлением главного санитарного врача РФ от 04. 07. 2014г. № 41. Письмо Минобрнауки от 11. 12. 2006г. № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Годовой календарный учебный график по организации дополнительных образовательных услуг Для педагогов и заинтересованных родителей: 1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. – М. , 1996. – 93 с. 2. Дошкольникам о художниках детской книги. : Кн. для воспитателей д/ с/ Сост. Т. Н. Доронова. –М. , 1991. 3. Дрезнина, М. Г. Каждый ребенок – художник: Обучение дошкольников рисованию/ М. Г. Дрезнина. – М. , 2002. – 200 с. : ил. 4. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников/ Т. Г. Казакова. – М. , 1980. 5. Казакова, Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей д/ с и родителей/ Т. Г. Казакова. – М. , 1996 – 159 с. : ил. 6. Клюева, И. Н. Калейдоскоп искусств или рождение жар- птицы: Метод. п особие к интегрированной программе полихудожественного развития «Калейдоскоп» по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста/ И. Н. Клюева. – Тольятти, 2002. – 181 с. : ил. 7. Клюева, И. Н. Предметно- пространственная деятельность детей на занятиях изобразительным искусством: дисс. канд. пед. наук: защищена 24. 04. 2001, утв. 13. 07. 2001/ И. Н. Клюева. – М. , 2001. – 154 с. : ил. 8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. / / Обучение и творчество/ Т. С. Комарова. – М. , 1990. 9. Комарова, Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду/ Т. С. Комарова. – М. , 1984. 10. Комарова, Т. С. , Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Уч. пособие/ Т. С. Комарова, А. И. Савенков – М. , 1998. – 106 11. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей д/ с и родителей/ Е. Е. Кравцова. – М. , 1996. – 160 с. : ил. 12. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки»/ И. А. Лыкова. – М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007. 13. Народное искусство в воспитании детей: Кн. для педагогов ДОУ, учителей нач. кл. , ук. х уд. Студий/ Под ред. Т. С. Комаровой. –М. , 1997. – 208 с. 14. Постоногова Л. П. Народное декоративно- прикладное творчество на занятиях в детском саду на примере Поволжского региона: Программа и методические рекомендации. Региональный компонент/ Л. П. Постоногова, Л. А. Лаврухина. – Тольятти: Изд- во Фонда «Развитие через образование. - 2003. – 86 с.

Оставить комментарий: