a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок в классе аккордеона на тему: "Работа над динамикой и создание художественного образа-один из этапов работы над музыкальным произведением"

Автор: Долганина Елена Викторовна Опубликовано: 2017-10-29 08:06:42

Тема урока: «Работа над динамикой и создание художественного образа - один из  этапов работы над музыкальным произведением».

Тип урока: открытый; урок обобщения и систематизации изученного

Цели урока:

1.Образовательные: Усвоить понятие «художественный образ музыкального произведения», обобщить и систематизировать знания о выразительных средствах исполнения, таких как динамические нюансы и штрихи и отработать навыки их применения

2.Воспитательные: любовь и интерес, уважение к  музыкальной и общей культуре; научить видеть в музыке целостный художественный образ, воспитание исполнительской воли и активности, воспитание культуры исполнения музыкального произведения.

3.Развивающие: развитие стиля мышления, творческого воображения, раскрытие художественного образа в музыкальном произведении, развить умение понимать исполняемое произведение.

Задачи урока: активизация творческой деятельности учащегося, работа над

                      выразительностью исполнения компонентов музыкального языка, в том

                      числе и правильного  звукоизвлечения,  раскрыть художественный       

                      образ музыкального произведения.

Материально-техническое оснащение урока: инструмент, нотная литература,

                      показ музыкального произведения.

Музыкальный материал: р.н.п. « Во кузнице» в обр. А. Иванова для аккордеона.

 

Введение

Работа над музыкальным произведением словно делится на ряд этапов: ознакомление, детальный разбор (вникнуть в текст, т.е. ритмические, звуковысотные, динамические, фактурные и другие особенности), техническая отделка. Но для того чтобы ярко, выразительно исполнить музыкальное произведение, передать настроение, чувства, мысли всего этого все же недостаточно. Художественный образ - особая форма отражения и познания. В музыке черты художественного образа заключаются в совокупности всех элементов музыкальной речи, её интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамических оттенков, а также композицией музыкального произведения.

 Ход урока:

1.Подготовка игрового аппарата: игра гамм.

-Встречаются ли фрагменты гамм в пьесах?

-Да.

-Можно ли исполнить гамму выразительно?

-Можно.

-А при помощи чего?

-Для выразительного исполнения гаммы можно использовать разные штрихи.  А также использовать динамические оттенки.

-Какие известны динамические оттенки?

-пиано, форте, крещендо, диминуэндо, пианиссимо, фортиссимо меце пиано, меце форте.

 Гамма исполняется от более тихого звучания к более громкому и, наоборот, с чередованием легато и стаккато.

  1. Раскрытие художественного образа в русской народной песне « Во кузнице».

1.Понять, о чем эта песня нам поможет в первую очередь текст этой русской народной песни. Исходя из текста, мы можем сказать, что в музыке обработки народной песни присутствует две линии художественного образа. Это мужская линия – кузнецы, и женская - девушка Дуня, а также в этой линии можно раскрыть образ Руси и ее широкого раздолья.

  1. Целостное исполнение р.н.п.
  2. Методы, которые были использованы для разучивания данной обработки:
  • Анализ пьесы (затакт; подвижный темп; различные динамические оттенки; акценты; штрихи (легато, стаккато); двойные ноты и удобная расстановка аппликатуры; смена движения меха - соответствует фразировке).
  • Детальный разбор нотного текста на инструменте: показ произведения педагогом; далее разбор нотного текста уч-ся.
  • Работа над фразировкой: определение кульминаций во фразах, во всей пьесе.

                                                                                         

  • Работа с ритмом: игра ритмически трудных мест отдельно, просчитывая вслух.
  • Работа над штрихами: в тексте, где штрих стаккато, акценты -добиться четкости исполнения, там где штрих легато- плавной связной игры. Акценты, стаккато - помогают в раскрытии образа кузнецов и звучания их молота о наковальню. Легато – помогает создать образ нежной девушки, для которой сшит сарафан.
  • Работа с динамическими оттенка: пиано, меце пиано - помогают в раскрытии образа девушки, мягкое меце форте – образ Руси. Форте- образ кузницы, где трудятся кузнецы. Фортиссимо - подходит для заключительных фраз пьесы. Эта динамика утверждает силу света и добра.
  • Работа над целостным выразительным исполнением пьесы наизусть в темпе указанном автором данной обработки
  • При возникновении трудностей нужно вернуться снова к детальной работе: уточнить текст, аппликатуру, смену движения меха, другие компоненты музыкального языка.

В заключении хочется задать вопрос: «Так что же входит в понятие «художественный образ музыкального произведения?»

-Динамические оттенки, музыкальный размер, темп исполнения, ритм, характер, интонация, фразировка, регистр.

Данные методы помогают уч-ся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа музыкального произведения, а если это авторское произведение- то раскрыть творческий замысел композитора.

 

Оставить комментарий: