a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок в классе аккордеона "Этапы работы над музыкальным произведением"

Автор: Долганина Елена Викторовна Опубликовано: 2017-10-29 09:22:22

Документы для скачивания

Тема урока: «Этапы работы над музыкальным произведением».

Тип урока: комбинированное занятие.

Цели урока: Образовательные:

                       - усвоить этапы работы над музыкальным произведением ;

                      - обобщить и систематизировать знания о выразительных средствах                           

                        исполнения

                  Воспитательные:

-любовь и интерес, уважение к  музыкальной и общей культуре;

- научить видеть в музыке целостный художественный образ,

-воспитание исполнительской воли и активности, воспитание культуры исполнения музыкального произведения.

                     -Развивающие:

-развитие музыкального слуха

-развитие эстетического вкуса и эмоционального восприятия музыки у обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением

-раскрытие звукового и художественного содержания

Задачи урока:

-обучить учащегося навыкам и умению правильно разбирать, отрабатывать и исполнять музыкальное произведение

-проследить принцип поэтапного - последовательного разучивания музыкального произведения

-показать практическое применение приемов работы над музыкальным произведением

Материально-техническое оснащение урока: инструмент, нотная литература,

                      показ музыкального произведения

Музыкальный материал :  народный танец «Клумпакоис» в обработке Буринскаса.

Введение:

Работа над музыкальным  произведением - одна из составных частей исполнительского процесса музыканта исполнителя. Художественное прочтение музыкального произведения играет важную роль, как в формировании будущего музыканта, так и в последующем развитии исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом  приобретенная игровая техника является в этом процессе как средство реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской цели. Изучение того или иного  музыкального произведения может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приемах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного послеовательского разучивания.

Начальный этап работы: предварительное ознакомление с нотным текстом. На этом этапе ученик внимательно знакомиться с произведением, уясняет его форму. Стиль, тональность. Размер, темповые обозначения. Динамические оттенки, характер мелодии, штрихов. «Клумпакоис»- старинный литовский танец, танцуют его парами, состоит из четырех повторяющихся фигур, написан в вариационной форме, повторяющийся мотив придает форме черты рондо. Тональность До мажор, размер две четверти, темп исполнения оживленный, характер задорный, веселый, штрих- легато, присутствуют акценты, которые помогают образно показать движения танца. Для ознакомления пьеса прозвучала в исполнении педагога. Дальше пьеса проигрывается целиком или отдельными фрагментами в доступном, но не быстром темпе, с целью выявления длительностей нот(восьмые, шестнадцатые), пауз, ритмических группировок(восьмая с точкой шестнадцатая), в нотном тексте имеется отклонение в параллельную тональность, темповые отклонения- небольшие замедления перед сменой тональностей. При последующих проигрываниях уточняются места смны движения меха(по 2 такта), определяются технически-трудные места, которые предстоит преодолеть, цезурыв, смысловые акценты. Также отмечают подходящую аппликатуру. Правильно подобранная аппликатура чрезвычайно облегчает технические задачи.  При выборе аппликатуры я пользовалась общими аппликатурными принципами:

1.учитывать величину руки уч-ся-ширину запястья, длину пальцев, растяжку

2.напряжение запястья и кисти свести к минимуму, обеспечить полную свободу

3.выбрать логичную последовательность пальцев, которая  используется в связной игре

4.выбрать  именно тот вариант аппликатуру, который позволит добиться максимальной выразительности и будет наиболее соответствовать не обходимой артикуляции и музыкальному смыслу произведения

Средний этап работы:  работа над техникой и художественной выразительностью исполнения.

На данном этапе разучивания ученик играет пьесу фрагментарно, т.е. по тактам, мотивам, фразам, работает над техническими приемами. При этом работа ведется в медленном темпе. Должное внимание уделяется точному выдерживанию длительностей нот и пауз. Качеству звука, его тембровой окраски, звуковысотному строю, динамическим нюансам. Так же определяются характерные особенности в строении мелодии- нахождение в ее контуре смысловых акцентов, кульминаций, нюансов, элементов выразительности и звукового колорита. На этом этапе произведение выучивается наизусть. При работе над пьесой я уделяла большое внимание фразировке и раскрытию характера музыкального произведения. С первых уроков мы с ученицей обсудили строение фраз, определили моменты дыхания, интонационные и кульминационные вершины. Мелодия танца оживленная. Четкое исполнение аккордов и акцентов раскрывает характер танца. Играя аккорды и октавы, помимо использования веса руки и тела, нужно как бы «хватать» клавиши пальцами. Моменты, в которых образно показываются прыжки и четкие движения, чередуются с мелодичными напевными – где используется легато. Для достижения  качественного легато использованы различные приемы и способы звукоизвлечения:

  1. Пальцы держать как можно ближе к клавишам- пальцы и клавиши как единое целое
  2. мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на дрцугой погружаясь до дна клавиши и следить, чтобы каждый последующий звук возникал без атаки.
  3. Правая рука должна вести свою мелодическую линию с я крой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Левая рука должна играть сопровождение цельно, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя ее звучание и помогая развитию

Значительна роль динамики. Танец в основном звучит ярко, на форте, а вот напевные места следует играть несколько тише и как бы показать нарастание звука и опять стихнуть.

При выборе темпа руководствовалась словом, предписанным автором.

В начальном периоде разбора считали вслух.

Учить наизусть начинали с маленьких построений, затем переходили к соединению их в более крупные.

Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно я пользовалась следующими методами:

1.вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно, и потом во время игры наизусть, представлять его мысленно перед глазами

2.вслущиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух

3.отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключить логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана

 

На заключительном этапе - работа над целостностью исполнения пьесы.

Заключительный этап работы – это  исполнение пьесы целиком. В основе этапа лежит выявление образно-эмоционального содержания, исполнение произведения целиком, окончательное преодоление технических трудностей и осмысление трактовки музыки. Подготовка учащегося к публичному исполнению изученного произведения.

 

Оставить комментарий: