a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Влияние родительских установок на развитие детей.

Опубликовано: 2014-10-14 10:04:34

Документы для скачивания

  Влияние родительских установок на развитие детей.   

    Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: сознание и подсознание.

  В неосознаваемой сфере очень важно  фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

   Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

  Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

  Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно.  Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

  Ниже приведены примеры наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Сказав так -   подумайте о последствиях -     вовремя исправьтесь

 1.  "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…" -                                                                       Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.-                                                                                                                                                            "Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

 2. "Горе ты моё!"-                                                                                                                                    Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.-                                                                                                                                                             "Счастье ты моё, радость моя!"

 3. "Плакса-вакса, нытик, пискля!"-                                                                                                                      Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.-                                                                                        "Поплачь, будет легче…".

 4. "Вот дурашка, всё готов раздать…".-                                                                                                             Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.-                                  "Молодец, что делишься с другими!".

 5. "Не твоего ума дело!".-                                                                                                                                    Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.-                                                                                                                                        "А ты как думаешь?".

 6. "Ты совсем, как твой папа (мама)…".-                                                                                                        Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.-                                                                                                           "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

 7. "Ничего не умеешь делать, неумейка!".-                                                                                                          Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.-                                                                                                                             "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

 8. "Не кричи так, оглохнешь!"-                                                                                                                           Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.-         "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

 9. "Неряха, грязнуля!".-                                                                                                                                 Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.-         "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

 10. "Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).-                                                                                                                    Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.-                                                                                                                                         "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

 11. "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".-                                                                 Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.-                                                                                                                                 "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

 12. "Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"-                                                                                            Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.-                                                                                                 "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

 13. "Уйди с глаз моих, встань в угол!"-                                                                                                             Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.-                                                                                                                                                          "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

 14. "Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь толстая!".-                                                     Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.-                           "Давай немного оставим папе (маме) ит.д." 

 15. "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"-                                                                                   Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.-                                                                                                                                            "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

 16. "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".-                                                          Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.-                                                                                "Смелее, ты всё можешь сам!".

 17. "Всегда ты не вовремя подожди…".-                                                                                                               Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.-                                                                                                        "Давай, я тебе помогу!"

 18. "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".-                                                                            Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.-                                                                                                        "Держи себя в руках, уважай людей!".

    Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

 

Как часто вы говорите детям:

- Я сейчас занят(а)…

- Посмотри, что ты натворил!!!

- Как всегда неправильно!

- Когда же ты научишься!

- Сколько раз тебе можно повторять!

- Ты сведёшь меня с ума!

 - Что бы ты без меня делал!

- Вечно ты во всё лезешь!

- Встань в угол!

  Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

- Ты самый любимый!

- Ты очень многое можешь!

- Что бы мы без тебя делали?!

- Иди ко мне!

- Садись с нами…!

- Я помогу тебе…

- Я радуюсь твоим успехам!

- Расскажи мне, что с тобой…

  Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

 

Оставить комментарий: