Некоторые ошибки в семейном воспитании
Многие из нас, родителей, считают, что необходимо всячески скрывать от детей теневые стороны жизни, ограждать их от трудностей, «дурного влияния». Но специалисты, работающие в сфере детской психологии не оправдывают такого поведения, так как считают, что дети вступают в жизнь неподготовленными: пасуют перед трудностями, легко попадают под влияние волевых, но безнравственных людей. Суть воспитания не в том, чтобы оберегать детей от дурного влияния, а в том, чтобы сделать детей невосприимчивыми к нему. Как добиться этого? Вопрос вопросов.
В.А.Сухомлинский, изучая подростков-правонарушителей, искал первоистоки преступления. И обнаружил, что не было ни человека, ни коллектива, которые были бы для этих подростков безгранично дороги, с которыми можно разделить душевные порывы, отдать частицу сердца. Ни в семье, ни в школе у них не было таких взаимоотношений, суть которых была бы в отдаче душевных сил, постижении высшей радости - дарить радость другому. Педагог приходит к выводу, что фатальная неотвратимость трудностей подростка - миф. « Я все больше убеждался, что моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложено в его душу до 10-12 лет.»
Трудности подростка- не от природы, а от неразвитости нравственных чувств. Уже в детстве ребенок должен учиться вкладывать свои силы в другого человека: горе, радость, тревогу, отчаяние, печаль, смятение. Подростка одолевает жажда активной деятельности. И если его не наделили способностью к сопереживанию, состраданию, сочувствию, отзывчивости, то в годы отрочества он словно бы перестает замечать, что живет среди людей.
Критические явления отрочества – моральные срывы, правонарушения, преступления – все это, по мнению Л.Н.Толстого, «увеличительное стекло зла». Расплата за ошибки воспитания в детстве.
Американский педиатр и общественный деятель Бенджамин Спок подчеркнул другую сторону проблемы: «Изучение малолетних преступников показало, что преобладающее большинство их страдало в детстве от недостатка любви, а не от недостатка наказания». Но многие из родителей понимают эту любовь своеобразно, считая, что необходимо сделать своего ре- бенка центром внимания, позволяют ему все, что придет в голову, исполняют все его желания и готовы ради него к любым отречениям и жертвам.
Многие семьи имеют одного ребенка, и количество таких семей увеличивается. Казалось бы, одного ребенка легче обеспечить, больше уделять ему внимания и, следовательно, лучше воспитать. На деле же чаще всего, утверждают психологи, дело обстоит совсем иначе. Привыкая лишь получать внимание, ничем не поступаясь для друзей, он полагает, что так будет всегда и окружающие будут жертвовать собой ради него. Когда же ему отказывают во внимании или привилегиях, то это воспринимается как вопиющая несправедливость. Он может попытаться заполучить желаемое силой или недопустимыми средствами, что, естественно, скверно кончается. Единственные дети требовательны к другим и снисходительны к себе.
Конечно, ситуация «единственного ребенка в семье» может иметь смягчающие и даже оправдывающие обстоятельства: невозможность иметь больше детей по медицинским соображениям, серия болезней в первые годы жизни, когда повышенное внимание было оправданным. Тем не менее нелишне знать, что чрезмерная родительская забота и преданность вплоть до самоотречения никому счастья не принесли.
Тот тип воспитания, при котором ребенка освобождают от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей, получил в педагогике название «потворствующей гиперпротекции» или воспитание по типу «кумира семьи». По сути дела, родители не воспитывают ребенка, а прислуживают ему.
Очень часто, особенно в начальных классах, дети с высокими способностями учебный материал схватывают налету, учатся играючи и получают отличные отметки, почти не готовясь к занятиям. Родители не нарадуются, глядя на него. А ведь беда бродит недалеко. Пройдет несколько школьных лет, программа усложнится, а привычки к систематическому труду нет. Как бы легко ни давалась учеба, необходимо приучать ребенка к посильному, систематическому и напряженно- му труду, к домашним делам, к занятиям за партой и в мастерской.
Неодинаковы причины потворствующего воспитания. В одних случаях оно продиктовано желанием дать ребенку то, чего были лишены родители, обеспечить ему «счастливое детство»; в других – может быть связано с собственной неудовлетворительностью супругов в семье, и тогда вся энергия выливается на ребенка.
Гиперпротекция может проявляться и чрезмерным вниманием к здоровью ребенка, демонстрацией необоснованной тревоги, паники при малейшем недомогании. Это приводит культу болезни, склонности к ипохондричности- преувеличении болезненных явлений- или к ипохондрическим реакциям- уходу в болезнь при трудных жизненных ситуациях, требующих активной деятельности.
Венгерский публицист Д.Варга рассказал о мальчике, который на вопрос: «Кем ты хочешь быть?»-ответил: «Гостем! Их всегда угощают самым вкусным, работать не дают, спи сколько угодно…» Это можно было бы расценить как шутку, если бы среди взрослых людей не было «вечных гостей», невыросших детей, иждивенцев, квартирантов. Порождают их родители, не приучившие детей ни к заботе о других, ни к самообслуживанию.
Недостаточный уход за ребенком в семье называют «гипоопекой». Отсутствие всякого ухода за детьми встречается в семьях спившихся родителей. Чаще встречаются иные варианты гипоопеки, когда дети материально обеспечены, но их эмоциональные потребности, душевные переживания игнорируются. Ребенка никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются как его огорчениями, обидами, так и успехами. Крайняя степень такого отношения- свидетельство эмоционального отвергания ребенка, проще говоря, родители не любят своих детей, тяготятся ими. Независимо от своего поведения ребенок не получает одобрения, зато замечается все его недочеты, и на него сыпется град замечаний и упреков.
Очень важно, чтобы ребенок понял, что осуждается проступок, но сам ребенок остается для родителей любимым. Иногда полезнее и такой педагогический прием, когда мелкие проступки «не замечаются», но хорошее поведение всегда одобряется. Любой ребенок предпочитает, чтобы его хвалили, а не ругали. Народная мудрость утверждает, что если человека назвать 200 раз свиньей, то на 201-й он встанет на четвереньки и захрюкает. Подчас дети поступают так: если я плохой,то просто должен поступать плохо.
При недостатке родительского тепла замедляется и психическое развитие детей, может пострадать и интеллект.
Свое выступление хочу закончить словами Л. Никитиной, матери семерых детей, автора многих интересных и поучительных книг: «Сколько раз, вконец умаявшись, я говорила себе: «Все! Уйду с работы. Матери надо быть дома, с детьми!» Только спустя годы поняла, что работа, которая, казалось бы, так отрывала меня от семьи, помогла решить важнейшую материнскую проблему: не дала вконец закабалить меня, не позволила мне жертвовать собой ради них. Не обслуживающий труд - главное в материнском подвиге. Детям от нас нужно другое. Им так не хватает личных, глубоко интимных контактов с близкими, единственными на белом свете, незаменимыми людьми, не хватает тонкости и богатства эмоционального общения».
|
|