Конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) по теме: «ПЕСЕНКИ НА ЛЕСЕНКЕ»
Конспект тематического музыкального занятия
для детей старшего дошкольного возраста
(6 года жизни) по теме:
«ПЕСЕНКИ НА ЛЕСЕНКЕ»
ЦЕЛЬ:
-Воспитание чувства гармонии, красоты и любви к окружающему миру, развитие детей в процессе различных видах музыкальной деятельности: музыкально - ритмических движений, пения, слушания, музыкальной игровой деятельности и ритмо - речевых играх.
ЗАДАЧИ:
- I. Образовательные
-закрепить у детей знания о композиторе П.И.Чайковском.Учить рассказывать о выразительных средствах прослушанного музыкального произведения.
-развивать вокально-хоровую технику, музыкальный слух; артикуляцию, дикцию, плавное звуковедение, музыкальную память;
-прививать навык выполнения движений в соответствии с текстом;
-формировать умение двигаться в произвольном направлении, не задевая друг друга;
- II. Развивающие:
-активизировать речь детей (попевка «Лиса по лесу ходила» муз. М.Ю.Картушиной);
- развивать ритмический слух (игра на детских музыкальных инструментах)
-развивать образное восприятие музыки при прослушивании, учить различать характер и настроение (отрывок «Мышиный король» из оперы «Щелкунчик» П.И. Чайковского);
-развивать мелкую и общую моторику (пальчиковая игра «Лягушка» муз. М.Ю.Картушиной);
- развивать координацию между движением и речью (игра «Зайка» муз. М.Ю. Картушиной);
-формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения; (игра «Зайка» муз. М.Ю.Картушиной)
-развивать дыхание (игра «Воздушный шарик» муз М.Ю.Картушиной).
III.Воспитательные:
- воспитывать любовь к музыке
- воспитывать коммуникативные качества
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- воспитывать любовь к природе.
Задачи представляют собой комплексно развитие ребенка- дошкольника, их решение предполагает взаимосвязь с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Была проведена многогранная предварительная работа воспитателя и музыкального руководителя с детьми:
- чтение художественных текстов, русской народной сказки «Теремок», знакомство со сказкой Ш. Пьерро «Щелкунчик»;
- разучивание русской народной попевки «Здравствуйте», «Лисичка»;
Оборудование: воздушный шар, презентация с изображением: мышка, лягушка, зайчик, лиса, медведь на ступеньках. Интерактивная музыкально - дидактическая игра «Симфонический оркестр». Металлофон, фортепиано. Фонограммы: отрывок «Щелкунчик и Мышиный король» из оперы «Щелкунчик» П.И. Чайковского, песен «Веселые путешественники» муз. Старокамодского, «Почему медведь зимой спит», слова: Александр Коваленков, музыка: Лев Книппер, «Музыка леса» муз. Ф.Шопен.
Ход занятия
- I. Вводная часть.
Вход в музыкальный зал.
Под музыку «Веселые путешественники» муз. М. Старокамодского дети заходят в зал и выполняют музыкально - ритмические движения.
М.Р.:(мажорное трезвучие вверх) Добрый день, добрый час, рада я видеть вас.
Дети: Добрый день, добрый час, рады мы видеть вас.
М.Р.: Вот и хорошо (вниз от 5-й ступени до тоники).
Дети: Вот и хорошо (отвечают на каждую фразу М.Р.).
М.Р.: Утро наступило.
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Все пришли мы в садик.
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Кашу дружно кушали
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Потом мы поиграли.
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Мы очень любим музыку
Дети: Вот и хорошо.
- II. Основная часть.
М.Р.: Посмотрите, ребята, к нам прилетел воздушный шарик. Давайте превратимся в такие же легкие воздушные шарики и полетим на свои стульчики (дети присаживаются).
М.Р.: Наш шарик, оказывается, прилетел к домику, зацепился за лестницу теремочка и стал смотреть, кто же придет к теремочку.
М.Р. прикрепляет шарик к лесенке из пяти ступеней.
Кто же к нам сюда спешит?
Кто же к лесенке бежит? Прибежала мышка и стала в нем жить.
М.Р ставит на первую ступеньку лягушку (проигрывает звук первой ступени на фортепиано)
Мышка прислушалась, а из теремочка доносилась волшебная музыка.
Звучит отрывок «Мышиный король» из оперы «Щелкунчик» П.И. Чайковского
М. Р. Ребята, произведение сочинил композитор П.И. Чайковский. П.И. Чайковский сочинил много произведений для детей (слайд с портретом композитора). Ребята, кто исполняет произведение (ответ детей)? Какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра? Проводится музыкально-дидактическая игра «Симфонический оркестр» Появляется слайд с изображением инструментов (скрипка, балалайка и гитара), ребенок нажимает на инструменты, при правильном ответе инструмент начинает играть.
Нашему шарику игра понравилась, он приглянулся.
Кто же к нам сюда спешит?
Кто же к лесенке бежит?
Быстро скачет по опушке
К нам зеленая… лягушка!
М.Р ставит на вторую ступеньку лягушку (проигрывает звук второй ступени)
А теперь поиграем нашими пальчиками и ручками.
Пальчиковая игра «Лягушка»
Ква-ква, ква-ква-ква!
Скачут, скачут на опушке.
Ква-ква, ква-ква-ква!
Лупоглазые лягушки
Прыг-прыг-
Под листок
Прыг-прыг-
Под кусток.
Прыг на кочку
И сидят,
Комара поймать хотят
З-з-з-з…
АМ! |
-Хлопают в ладоши
-Шлепают по коленям
-Хлопают в ладоши
-Шлепают по коленям
-2 хлопка
-Мягко кладут руки на колени
-2 хлопка
-Скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи. -Хлопок
-Кладут руки на голову.
-Качают головой.
-Вращают указат. пальцем, постепенно поднимая руки. -Хлопок в ладоши. |
Кто же снова к нам спешит?
Кто же к лесенке спешит?
Прискакал к теремочку зайка.
М.Р. ставит на третью ступень зайчика (проигрывает звук третей ступени).
Песня-игра «Заинька»
Цель: - продолжать работать над интонационной выразительностью;
- развивать артикуляционный аппарат;
- побуждать к участию в театрализованной игре;
- формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения;
- воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к окружающему
миру.
Ход игры:
М.Р: - Посмотрите, ребятки, кто к нам в гости пришел?
(заходит ребенок-зайка, дети встают в хоровод и выполняют движения вместе с зайчиком).
- Зайке холодно зимой, и он пришел к нам погреться. Давайте пожалеем зайку.
Прыгает заинька,
Прыгает беленький, Зайка прыгает перед ребятами.
Зайка – прыг, зайка – скок,
Слышен зайкин голосок.
Холодно заиньке, Дрожит.
Холодно белому,
Как же быть мне зимой,
Замерзает хвостик мой.
Голодно заиньке, Обнимает себя.
Голодно белому,
Кто б меня покормил,
Прыгать, больше нету сил.
Ах, ты наш заинька!
Ах, ты наш беленький! Поглаживает себя.
Приходи в детский сад,
Погости у ребят.
М.Р.Кто же снова к нам спешит?
Кто же к лесенке спешит.
Пришла к теремочку лиса
М.Р ставит на четвертую ступень лисичку (проигрывает звук четвертой ступени).
Лисичка очень любит музыку, ребята, давайте пропоем для лисички попевку спокойно и напевно (упражнение на развитие слуха и голоса).
Попевка «Лиса по лесу ходила»
М.Р. И вдруг наш шарик стал надуваться.
Упражнение на дыхание. Игра «Воздушный шарик» ( муз. и сл. М. Картушиной)
М.Р. объясняет, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно. А теперь подуем под музыку. ( Дети свободно располагаются по залу и выполняют движения под текст.). Повторяют 3 – 4 раза.
Индивидуальная работа: оказание помощи Максиму, Владу, Еве.
- Мы надули шар воздушный, вот такой большой, большой – Дети «надувают шарик»: вдыхают и выдыхают через губы трубочкой. Прижимают ладони друг к другу и разводят в стороны.
- Отпустили его в небо – Поднимают ладони вверх.
- Помахали вслед рукой – Прощально (плавно) машут руками.
- Полетел воздушный шарик прямо в небо к облакам – Разбегаются врассыпную по залу, руки на поясе.
- Но за сук он зацепился – Резко останавливаются.
- Лопнул, хлопнул - БАМ! – Три раза хлопают в ладони.
- Ш-ш-ш… - Медленно! Приседают, произнося на выдохе звук «ш-ш-ш»
М.Р. Наш шарик оглянулся и увидел:
Кто-то снова к нам спешит?
Кто же к лесенке спешит?
Прибежал к теремочку медведя.
М.Р.ставит на пятую ступень лисичку (проигрывает звук пятой ступени)
Пение
Учить детей исполнять песни, передавая их характер, совершенствовать умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании музыкальные фразы. Петь песни естественным звуком, без напряжения, напевно. Начинать песню сразу после вступления, точно передавать ритмический рисунок, динамические оттенки.
М.Р.: - Ребята, давайте порадуем медведя песенкой. Исполняется песня «Почему медведь зимой спит», Слова: Александр Коваленков Музыка: Лев Книппер.
М.Р.: - Ребята, вот и подходит к концу наше занятие, посмотрите на каждой ступеньке нашей лестницы - гости. Эти ступеньки все можно сыграть на металлофоне (приглашает и предлагает ребенку сыграть на металлофоне).
III. Заключительная часть.
М.р. - Слышите, кажется, это поют птицы. Давайте приляжем на полянке возле домика, закроем глаза и послушаем прекрасную музыку и пение птиц. Звучит фонограмма «Музыка леса» муз. Ф.Шопен.
Итог занятия.
М.Р.: - С кем мы сегодня встретились? (Лягушка, мышка, зайка, лисичка, медведь).
- Какую музыку услышала мышка? (Щелкунчик. Мышиный король.)
- Какие музыкальные инструменты звучали в оркестре? (Скрипка, труба)
- Слышите? Кажется, это поют птицы. Давайте ляжем на полянку возле домика, закроем глаза и послушаем прекрасную музыку и пение птиц. Звучит фонограмма «Музыка леса» муз.Ф. Шопен
Релаксация.
Птицы перестали щебетать,
Глаза все будем открывать.
Мы пели, танцевали, многое узнали.
А теперь пора прощаться нам.
Я говорю: «До свиданья, вам! »
М.Р. оценивает деятельность каждого из воспитанников. Дарит детям картинку с изображением шарика для разукрашивания в группе. Дети под музыку уходят из зала.
Конспект тематического музыкального занятия
для детей старшего дошкольного возраста
(6 года жизни) по теме:
«ПЕСЕНКИ НА ЛЕСЕНКЕ»
ЦЕЛЬ:
-Воспитание чувства гармонии, красоты и любви к окружающему миру, развитие детей в процессе различных видах музыкальной деятельности: музыкально - ритмических движений, пения, слушания, музыкальной игровой деятельности и ритмо - речевых играх.
ЗАДАЧИ:
- I. Образовательные
-закрепить у детей знания о композиторе П.И.Чайковском.Учить рассказывать о выразительных средствах прослушанного музыкального произведения.
-развивать вокально-хоровую технику, музыкальный слух; артикуляцию, дикцию, плавное звуковедение, музыкальную память;
-прививать навык выполнения движений в соответствии с текстом;
-формировать умение двигаться в произвольном направлении, не задевая друг друга;
- II. Развивающие:
-активизировать речь детей (попевка «Лиса по лесу ходила» муз. М.Ю.Картушиной);
- развивать ритмический слух (игра на детских музыкальных инструментах)
-развивать образное восприятие музыки при прослушивании, учить различать характер и настроение (отрывок «Мышиный король» из оперы «Щелкунчик» П.И. Чайковского);
-развивать мелкую и общую моторику (пальчиковая игра «Лягушка» муз. М.Ю.Картушиной);
- развивать координацию между движением и речью (игра «Зайка» муз. М.Ю. Картушиной);
-формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения; (игра «Зайка» муз. М.Ю.Картушиной)
-развивать дыхание (игра «Воздушный шарик» муз М.Ю.Картушиной).
III.Воспитательные:
- воспитывать любовь к музыке
- воспитывать коммуникативные качества
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- воспитывать любовь к природе.
Задачи представляют собой комплексно развитие ребенка- дошкольника, их решение предполагает взаимосвязь с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Была проведена многогранная предварительная работа воспитателя и музыкального руководителя с детьми:
- чтение художественных текстов, русской народной сказки «Теремок», знакомство со сказкой Ш. Пьерро «Щелкунчик»;
- разучивание русской народной попевки «Здравствуйте», «Лисичка»;
Оборудование: воздушный шар, презентация с изображением: мышка, лягушка, зайчик, лиса, медведь на ступеньках. Интерактивная музыкально - дидактическая игра «Симфонический оркестр». Металлофон, фортепиано. Фонограммы: отрывок «Щелкунчик и Мышиный король» из оперы «Щелкунчик» П.И. Чайковского, песен «Веселые путешественники» муз. Старокамодского, «Почему медведь зимой спит», слова: Александр Коваленков, музыка: Лев Книппер, «Музыка леса» муз. Ф.Шопен.
Ход занятия
- I. Вводная часть.
Вход в музыкальный зал.
Под музыку «Веселые путешественники» муз. М. Старокамодского дети заходят в зал и выполняют музыкально - ритмические движения.
М.Р.:(мажорное трезвучие вверх) Добрый день, добрый час, рада я видеть вас.
Дети: Добрый день, добрый час, рады мы видеть вас.
М.Р.: Вот и хорошо (вниз от 5-й ступени до тоники).
Дети: Вот и хорошо (отвечают на каждую фразу М.Р.).
М.Р.: Утро наступило.
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Все пришли мы в садик.
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Кашу дружно кушали
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Потом мы поиграли.
Дети: Вот и хорошо.
М.Р.: Мы очень любим музыку
Дети: Вот и хорошо.
- II. Основная часть.
М.Р.: Посмотрите, ребята, к нам прилетел воздушный шарик. Давайте превратимся в такие же легкие воздушные шарики и полетим на свои стульчики (дети присаживаются).
М.Р.: Наш шарик, оказывается, прилетел к домику, зацепился за лестницу теремочка и стал смотреть, кто же придет к теремочку.
М.Р. прикрепляет шарик к лесенке из пяти ступеней.
Кто же к нам сюда спешит?
Кто же к лесенке бежит? Прибежала мышка и стала в нем жить.
М.Р ставит на первую ступеньку лягушку (проигрывает звук первой ступени на фортепиано)
Мышка прислушалась, а из теремочка доносилась волшебная музыка.
Звучит отрывок «Мышиный король» из оперы «Щелкунчик» П.И. Чайковского
М. Р. Ребята, произведение сочинил композитор П.И. Чайковский. П.И. Чайковский сочинил много произведений для детей (слайд с портретом композитора). Ребята, кто исполняет произведение (ответ детей)? Какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра? Проводится музыкально-дидактическая игра «Симфонический оркестр» Появляется слайд с изображением инструментов (скрипка, балалайка и гитара), ребенок нажимает на инструменты, при правильном ответе инструмент начинает играть.
Нашему шарику игра понравилась, он приглянулся.
Кто же к нам сюда спешит?
Кто же к лесенке бежит?
Быстро скачет по опушке
К нам зеленая… лягушка!
М.Р ставит на вторую ступеньку лягушку (проигрывает звук второй ступени)
А теперь поиграем нашими пальчиками и ручками.
Пальчиковая игра «Лягушка»
Ква-ква, ква-ква-ква!
Скачут, скачут на опушке.
Ква-ква, ква-ква-ква!
Лупоглазые лягушки
Прыг-прыг-
Под листок
Прыг-прыг-
Под кусток.
Прыг на кочку
И сидят,
Комара поймать хотят
З-з-з-з…
АМ! |
-Хлопают в ладоши
-Шлепают по коленям
-Хлопают в ладоши
-Шлепают по коленям
-2 хлопка
-Мягко кладут руки на колени
-2 хлопка
-Скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи. -Хлопок
-Кладут руки на голову.
-Качают головой.
-Вращают указат. пальцем, постепенно поднимая руки. -Хлопок в ладоши. |
Кто же снова к нам спешит?
Кто же к лесенке спешит?
Прискакал к теремочку зайка.
М.Р. ставит на третью ступень зайчика (проигрывает звук третей ступени).
Песня-игра «Заинька»
Цель: - продолжать работать над интонационной выразительностью;
- развивать артикуляционный аппарат;
- побуждать к участию в театрализованной игре;
- формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения;
- воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к окружающему
миру.
Ход игры:
М.Р: - Посмотрите, ребятки, кто к нам в гости пришел?
(заходит ребенок-зайка, дети встают в хоровод и выполняют движения вместе с зайчиком).
- Зайке холодно зимой, и он пришел к нам погреться. Давайте пожалеем зайку.
Прыгает заинька,
Прыгает беленький, Зайка прыгает перед ребятами.
Зайка – прыг, зайка – скок,
Слышен зайкин голосок.
Холодно заиньке, Дрожит.
Холодно белому,
Как же быть мне зимой,
Замерзает хвостик мой.
Голодно заиньке, Обнимает себя.
Голодно белому,
Кто б меня покормил,
Прыгать, больше нету сил.
Ах, ты наш заинька!
Ах, ты наш беленький! Поглаживает себя.
Приходи в детский сад,
Погости у ребят.
М.Р.Кто же снова к нам спешит?
Кто же к лесенке спешит.
Пришла к теремочку лиса
М.Р ставит на четвертую ступень лисичку (проигрывает звук четвертой ступени).
Лисичка очень любит музыку, ребята, давайте пропоем для лисички попевку спокойно и напевно (упражнение на развитие слуха и голоса).
Попевка «Лиса по лесу ходила»
М.Р. И вдруг наш шарик стал надуваться.
Упражнение на дыхание. Игра «Воздушный шарик» ( муз. и сл. М. Картушиной)
М.Р. объясняет, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно. А теперь подуем под музыку. ( Дети свободно располагаются по залу и выполняют движения под текст.). Повторяют 3 – 4 раза.
Индивидуальная работа: оказание помощи Максиму, Владу, Еве.
- Мы надули шар воздушный, вот такой большой, большой – Дети «надувают шарик»: вдыхают и выдыхают через губы трубочкой. Прижимают ладони друг к другу и разводят в стороны.
- Отпустили его в небо – Поднимают ладони вверх.
- Помахали вслед рукой – Прощально (плавно) машут руками.
- Полетел воздушный шарик прямо в небо к облакам – Разбегаются врассыпную по залу, руки на поясе.
- Но за сук он зацепился – Резко останавливаются.
- Лопнул, хлопнул - БАМ! – Три раза хлопают в ладони.
- Ш-ш-ш… - Медленно! Приседают, произнося на выдохе звук «ш-ш-ш»
М.Р. Наш шарик оглянулся и увидел:
Кто-то снова к нам спешит?
Кто же к лесенке спешит?
Прибежал к теремочку медведя.
М.Р.ставит на пятую ступень лисичку (проигрывает звук пятой ступени)
Пение
Учить детей исполнять песни, передавая их характер, совершенствовать умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании музыкальные фразы. Петь песни естественным звуком, без напряжения, напевно. Начинать песню сразу после вступления, точно передавать ритмический рисунок, динамические оттенки.
М.Р.: - Ребята, давайте порадуем медведя песенкой. Исполняется песня «Почему медведь зимой спит», Слова: Александр Коваленков Музыка: Лев Книппер.
М.Р.: - Ребята, вот и подходит к концу наше занятие, посмотрите на каждой ступеньке нашей лестницы - гости. Эти ступеньки все можно сыграть на металлофоне (приглашает и предлагает ребенку сыграть на металлофоне).
III. Заключительная часть.
М.р. - Слышите, кажется, это поют птицы. Давайте приляжем на полянке возле домика, закроем глаза и послушаем прекрасную музыку и пение птиц. Звучит фонограмма «Музыка леса» муз. Ф.Шопен.
Итог занятия.
М.Р.: - С кем мы сегодня встретились? (Лягушка, мышка, зайка, лисичка, медведь).
- Какую музыку услышала мышка? (Щелкунчик. Мышиный король.)
- Какие музыкальные инструменты звучали в оркестре? (Скрипка, труба)
- Слышите? Кажется, это поют птицы. Давайте ляжем на полянку возле домика, закроем глаза и послушаем прекрасную музыку и пение птиц. Звучит фонограмма «Музыка леса» муз.Ф. Шопен
Релаксация.
Птицы перестали щебетать,
Глаза все будем открывать.
Мы пели, танцевали, многое узнали.
А теперь пора прощаться нам.
Я говорю: «До свиданья, вам! »
М.Р. оценивает деятельность каждого из воспитанников. Дарит детям картинку с изображением шарика для разукрашивания в группе. Дети под музыку уходят из зала.