Проект

Опубликовано: 21:55:14 04-11-2017

Автор: Гаджиева Джахбат Гусейновна

Документы для скачивания:

Проект "Интеграция, как одна из форм обучения"
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Проект "Интеграция, как одна из форм обучения"

Введение: Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки. Олдингтон Р. Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по- новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени. В Концепции развития системы образования Республики Дагестан   указана национальная   образовательная   инициатива" Наша   новая школа" . В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся. Решающее значение в развитии ребенка принадлежит на занятиях, способствующих обучению усвоению знаний, формированию умений и навыков, предусмотренных програ ммой обучения в начальной школе. А в начальной школе закладывается фундамент для последующих этапов образования. Перед начальной школой стоят предельно точные образовательные цели задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно- познавательной деятельности школьников. Способствуют приобре тению глубоких и прочных знаний. Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я. А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г. Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И. Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. Н. М. Буринская в интеграции видит кардинальное обновление содержания образования. Понятие" межпредметные связи" в литературе характеризуется по- разному. В" Педагогической энциклопедии" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ п о различным предметам. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно- воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции( объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области) . Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление отдельных системы в единое целое. Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в начальной школе рассмотрена недостаточно. Зато в практике школы мы можем наблюдать положительное её применение в виде интегрированных курсов и интегрированных уроков. Но если разработкой курсов должен заниматься творческий коллектив, то проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов. Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информац ии и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной. Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативност и содержания образования. Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализа ции новых образовательных задач, определенн ых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебн ого материала, учебно- методическим обес печением, новыми технологиями Объектом моего исследования является срав нение обучения на межпредметной основе. Предметом исследования – интегрированные уроки, в частности уроки математики на английском и математики с краеведением. Цель проекта: сравнение в обучени и уроков математики и английского, математики и краеведения на межпредметной основе. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач: 1) Проанализировать теоретические основы интегрированного обучения; 2) сравнить процесс реализации межпредметных связей при обучении начальных классов математики и английского языка, а так же математики и краеведения; 5) Разработать рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков. Гипотеза исследования: сравнение интегрированных уроков показывает: рациональн ость сочетаний различных учебных предметов в условиях интеграции. В процессе исследования были использованы следующие методы: - изучение и анализ теоретической основы интегрированного обучения; - наблюдение; - опытно- экспериментальная работа; - изучение опыта работы учителей- практиков; - анкетирование с целью подтверждения актуальности в школ е; Структура д анн ого проект а состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Тип проекта исследовательский. Участники учи тель начальных классов( учитель английского языка, руководитель кружка «Юный краевед») ученики 2- 4классов. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, гипотеза, цель, задачи моего исследования, тип, перечислены применяемые методы исследования. В теоретической части проектной работы я исследую( Г лав а I) понятия интеграция и межпредметны е связи и как они используются в обучении. В практической части( Глава II) своего исследования я анализиру ю организацию и проведение интегрированных уроков из с в оей практики. Обобщающие выводы по использованию интеграции, рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков даются в заключительной части работы. Список используемой литературы по данной теме состоит из 4 источник ов. В приложении включены разработки и фрагменты интегрированных уроков. Глава I. Теоретические основы и сравнения интеграции и м ежпредметны х связ ей в обучении начальных классов. 1. 1. Сущность понятия интеграции. Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровье сберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60- х годах ХІ Х в. англичанин Г. Спенсер( с лат. integratio – целый) , но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня. Основой разработки интегрированных уроков, на наш взгляд, является интегративно- тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом. При таком подходе к обучению знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. Интегративно – тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т. е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Интегрированные уроки, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определённое мировидение. Основные преимущества интегрированного урока: 1. Формируют целостную картину мира 2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах. 3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя. 4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей. 5. Побуждают к активному познанию окружающей действительности. 6. Способствуют интенсификации учебно- воспитательного процесса. 7. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника. 8. Развивают потенциал учащихся, образное мышление. 9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности. 10. Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне. 11. Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. 12. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся. 13. Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся. 14. Способствуют повышению мотивации учения. 15. Урок решает не множество задач, а их совокупность. Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Каждый из этих уроков ведут два или более учителей- предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Закономерности интегрированного урока: 1) Весь урок подчинён авторскому замыслу; 2) Урок объединяется основной мыслью( стержень урока) ; 3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого; 4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости; 5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; 6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную но и смысловую связанность; 7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь( в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли) . Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно- деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны: Комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; Соотношение изученного и изучаемого; Соединение отдельных компонентов в одно общее; Предупреждение недочётов. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы   интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходит к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин. Третий этап   – планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя( уважают, любят, доверяют) , а учитель расположен к детям( вежлив, ласков, внимателен) . Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая. Педагогические и методические технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных( по И. Бабанскому) схем- моделей, проявление творческой активности учителя. 1. 2. Межпредметные связи в обучении. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно- теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях Понятие “ Межпредметные связи“ в литературе характеризуется по- разн ому. В “Педагогическом словаре оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно- воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современный дидактический принцип, который ведет к интеграции( объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области) . Этим самым разрешают существующее в предметной системе противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека. Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя( обучающая деятельность) и действий учащихся( учебно- позновательная деятельность) . Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль, однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различие. 1. На целевом этапе учитель ставит общепредметную цель. Учащиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направив внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса и синтеза, качеств личности, способностей и интересов. На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Учащиеся мобилизуют волевое усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим обобщенным знаниям. 3. На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понять, комплексных проблем. Учащиеся усваивают общепредметные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний. 4. На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросники и задания, практические задания, способствующие обобщению знаний различных предметов. Учащиеся выполняют действия переноса, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощью наглядных пособий. 5. Следующий этап – результативный. Учитель применяет педагогические умения осуществлять интеграцию в целях образования, развития, воспитания. Учащиеся, используя системность знаний, умение обобщать, применяют знания на практике. 6. На этапе контроля учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учащихся по связываемым друг с другом предметам, оценивает качество усвоения. Учащиеся проявляют самооценку знаний и самоконтроль по различным предметам, а также умения их синтезировать. Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей В. Н Максимовой, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно- практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Глава II. И нтегрированны е уроки математики с краеведением и с английским в практической деятельности учителя 2. 1 Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и краеведения 3, 4- х классов “Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества” В. А. Сухомлинский Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Ведь краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края. Академик Д. С. Лихачёв говорил о том, что если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вот уже несколько лет я руковожу кружком «Юный краевед». Кружок состоит из трех звеньев, 1 – звено ученики из 3, 4- х классов, 2- е ученики средних классов и 3- звено ученики старших классов. Значительное внимание уделяю различным аспектам родиноведческих и краеведческих знаний и на уроках начальных классов, используя интегральный подход к обучению, межпредметные связи. Это способствуют общему развитию ребёнка и более глубокому подходу к изучаемым на уроке темам. Средствами разных учебных предметов, стремлюсь воспитать в детях любовь к Отечеству, родному Нижнему Чирюрту, его духовным, самобытным обычаям, традициям, стремлюсь показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни Дагестана и России, значимость каждого для благополучия и процветания Родины. Введение элементов краеведческих знаний в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Приоткрыть странички исторического прошлого нашего края поможет математика. Интегрированные уроки по математике особенно актуальны, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают неизменный познавательный интерес у обучающихся. Покажу, как я осуществляю интегральный подход на уроках математики с использованием краеведческого материала. При изучении тем “Нумерация многозначных чисел”, “Решение задач с многозначными числами”, провожу уроки – путешествия в историю родного края. Эти путешествия помогают сделать увлекательным не только интересно составленные задачи, но и красочные репродукции, литературный материал, посвящённый героическому прошлому нашего края. На таких уроках я предлагаю детям решить такие задачи: - В 2014 году в нашем родном селе Нижний Чирюрт мы отмечали 140- е со дня рождения великого хирурга А. А. Вишневского. В каком году он родился? ( 1874г. ) - В 1968 году зародилась идея создания в, с. Нижний Чирюрт, музея им. А. А. Вишневского. Сколько десятков лет прошло с тех пор? ( 4 десятка и 6 лет) - По данным 19 70 года, в селе проживало примерно 5 0 3 человек, по данным на 1990 год население увеличилось вдвое, на 2012 год, втрое решить задачу, ответы и занести в таблицу. Год. 1970 1990 2012 Численность населения. 503 1006 1509- В 1864 году 82 Новгородский пехотный полк, под командованием генерала полковника Евд о кимова, пос елился на окраинах села Нижний Чир юрт. Сколько лет про йдет с тех пор в 2020 году? ( 156лет) - Село дважды в 1837 и 1840 годах посещал М. Ю. Лермонтов. Попробуйте устно определить разницу между этими годами. ( 3 года) - В 1859 году после пленения в Россию в селе Нижний Чирюрт 3 дня пробыл Имам Шамиль. И здесь же был сделан с Шамил я первый фотографический снимок. Сколько лет будет этому событию в 2015 году? В каком году было 150 лет? ( 156лет, 2009 году) - Трагической и одновременно героической страницей истории Дагестана и России остается эпоха Кавказской войны с 1817 по 1864 годы. Сколько лет длилась это война? ( 47лет) - 1864 года село называлось Новоалександровка, но в 1924 году село переименовали в Нижний Чирюрт, так как он расположен внизу у поймы реки Сулак в двух км. о т Верхнего Чирюрта. Спустя сколько лет переименовали село? ( 60 лет) - Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война прервала труд граждан, их планы и мечты. Началась мобилизация на фронт.  Всего ушли на фронт 72 нижнечирюртовцев из них погибли 20 человек. Сколько вернулись? - В 1956 году началось строительство Чирюртовской ГЭС, которое завершилось в 1961 году. Сколько лет строили Чирюртовскую ГЭС? - К концу 1970- х и к началу 1980- х годов провели газ во многие села Кизилюртовского района, в том числе и села Нижний Чирюрт. Сколько лет прошло с тех пор? - Нижний Чирюрт расположен на правом берегу реки Сулак. Длина реки Сулак 144км. , а с Андийским Койсу 336км. Определите сколько км. с оставляет разница реки Сулак без Андийского Койсу? ( 192км. ) Заданий много, ( см. приложение) которые можно использовать для интегрированных уроков математики и краеведения, но я привела в пример лишь некоторые. Подобные задачи очень важны и для расширения детского кругозора. Конечно, бесполезно требовать от обучающихся обязательного запоминания дат и событий. Цель уроков не в этом. Главное – дать ребёнку возможность ощутить поток времени, в котором движется человеческая цивилизация, помочь ему понять, что жизнь каждого человека – часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения. Целенаправленное осуществление связи уроков математики и краеведения позволяет в доступной и интересной форме показать роль математики в углублении знаний по краеведению и в то же время дает возможность повысить воспитательные и развивающие функции, как уроков математики, так и природоведения. 2. 2 Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и английского языка в начальных классах. Я преподаю, английский язык в нача льных классах, в своей работе наблюдаю эффективность интегрированных уроков английского с различными предметами. При интегрировании уроков английского языка и математики у учителей могут возникнуть определенные трудности: недостаток общих тем и трудности в установлении связей между интегрируемыми компонентами, совершенно разные методы и принципы обучения этим дисциплинам, разная структура урока, разный уровень владения детей английским языком и математикой. На мой взгляд, проводить интегрированные уроки математики и английского языка должны разны е учителя, так как методика преподавания этих предметов существенно отличается, но мне как учителю английского языка не пришлось сталкиваться с такими трудностями. В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне, в данном случае тематикой для речи служит математика. Для исследования я взяла тему из своей практики, « What time is it? » интегрированный урок по математике и английскому языку во 2 классе и Математика+ а нглийский язык в 3класс е( см. приложение) . Главная цель ю этих уроков была реализация межпредметных связей, актуализировать и развивать знания учащихся о времени и его измерении, демонстрация активных приёмов взаимного обучения английского и математики. Каждый урок преслед овал комплексные цели( обучение общению на иностранном языке, обучение познавательной деятельности с использованием иностранного языка, видение математических закономерностях  в повседневной жизни, воспитанию здорового образа жизни, развитие интереса к изучению математики и английского языка) . Тема урока и цель соответствуют возрасту учащихся, их  интересам, потребностям и познавательным возможностям. На уроке были реализованы следующие принципы: наглядности, последовательности и систематичности, доступности, сознательности и активности. При планировании занятия я, так же постарались учесть возрастные, учебные, индивидуальные особенности учеников. Таким образом, осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на протяжении всего урока. Этапы урока планировала с учетом логическ ой взаимосвязи между собой,   плавный переход от одного этапа к другому. Рационально применялись различные формы учебного взаимодействия: учитель- класс; у читель- ученик; ученик- ученик. Урок во 2 классе тема Урок математики во 2 классе Тема: Единицы времени. Час. Минута. Очень удобная тема для интегрирования его с темой английского урока « What time is it? ». В ходе урока дети знакомятся с разновидностями часов, с их устройством, учатся, как правильно называть часы на английском языке' watch' , ' clock' . Повторяют правила образования множественного числа. Повторяют числительные от 1 до 60. Освоение фразы What time is it? It` s 6 o` clock. ( фонетическая отработка) . Формируют лексико – грамматические навыки. На уроке в 3 классе дети работают в группах, обсуждают, какой продукт или предмет можно купить, в каком магазине, учатся устному счету. В ходе урок ов  устанавливается конта кт с кл ассом.  Для этого  используется микробеседы с учащимися, фонетическая зарядка и небольшая рифмовка плавно переходящая к обозначению темы урока. Для поддержания интереса на уроке была использована мультимедийная аппаратура, что представляет познавательный интерес для учащихся, чтобы ученики вели себя активно. На  уроке я стремил а сь создать доброжелательную атмосферу, чтобы темп занятия соответствовал возрасту ребят, слайды презентации выполнены контрастными цветами и крупным шрифтом, были вовремя проведены физкультминутки. Физкультминутка обеспечила высокую работоспособность учащихся во время всего урока.  Считаю, что нам удалось обеспечить эмоциональную активность при помощи песни и зарядок. Ребятам понравится выполнять задания, что положительно повлияло на их познавательную и творческую активность. Эмоциональная активность усилилась также  положительной оценкой учителя, похвалой и самооценкой. Одним из основных условий  является  ведение  урока на  иностранном языке. Речь учителя,  языковые установки  способствуют лучшему взаимопониманию учителя и ученика,  снимают языковой барьер и  мотивируют  учащихся  на изучение иностранного языка. Речь учителя аутентична и адаптивна к уровню языковой подготовки учащихся данного класса. На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: - самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. На данных уроках дети показали, что приемы и способы устных вычислений они усвоили хорошо, умеют читать, записывать математические действия, решать задачи, выполнять задания на английском языке. Итак, в качестве вывода можно сказать, что у детей на основе уже имеющихся и усвоенных математических знаний и знаний английского языка при изучении смежных дисциплин, раскрывается практическое их применение. Заключение Прогресс человеческого развития, усложнение общественных отношений, повышения требования к воспитанию подрастающего поколения приводит к необходимости изменения, дополнения творческого подхода обучения младших школьников. Изменения в учебном процессе должны быть направлены на более эффективное всесторонне и гармоническое развитие личности детей. " Педагогика, - по словам К. Д. Ушинского, - это искусство, и в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и обучения" . Интегрированные уроки можно назвать творческим дополнением в процессе обучения, способ осущ ествления межпредметных связей. Образование переживает сейчас знаменательный период, связанный со стремлением и необходимостью всю учебно- воспитательную работу поднять на качественно новый уровень, определяемый Государственными стандартами начального образования Российской Федерации. Реализация стандартов обучения связана с проблемами, успешное решение которых будет зависеть от сознательного применения психологами, дидактами, методистами, учителями теорий, затрагивающий проблематику соотношения обучения и воспитания с психологическим развитием детей. Задачам школы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка и ориентирована на поиск тех психолого- педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее психическое развитие детей. Так и на развитие их специальных способностей. На основе проведенного исследования можно выделить главные вопросы, требующие внимания: Чем младше ученик, чем он меньше знает и умеет, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов. По моему убеждению, нормой для начальных классов являются элементы интегрирования в учебных предметах, отдельные интегрированные уроки, но не интегрированные курсы. Интегрированный урок одна из форм организации обучения, способствующая повышению интереса к знаниям, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничества учителя и учащихся на уроке, способ устранения формализма в подходе к новому учебному материалу, то есть способствование повышению результативности обучения. От каждого учителя требуется личная ответственность за свою деятельность, отказ от шаблонных форм и методов работы, умение свободно и творчески строить учебно- воспитательный процесс. Проанализ ировав существующую литературу, опыт работы учителей и свой опыт по проблеме исследования, я пришл а к следующим выводам: 1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления. 2. Интегрированные уроки математики и краеведение в начальных классах способствую т повышению интереса к знаниям по краеведению, повышению результативности обучения в математике, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничес тва учителя и учащихся на уроке. 3. При разработке интегрированных уроков математики и английского языка учителю необходимо совместить темы подходящие для двух предметов математики и английского языка. На мой взгляд, проводить интегрированные уроки математики и английского языка должны разны е учителя, так как методика преподавания этих предметов существенно отличается. 4. Способствовать повышению знаний, умений и навыков. Интеграция – большая возможность расширения средств развития воспитывающей и развивающей стороны обучения. Интегрированные уроки нужно проводить не только в классе, но и в парке, в сквере. Для ребят интересны встречи с людьми разных профессий, экскурсии. Научно- педагогическое исследование и его результаты позволяют, предложит следующие рекомендации: При организации и проведении интегрированных уроков учителю необходимо знать теоретические основы; Учитывать возрастные особенности младшего школьника; Для проведения интегрированных уроков необходимо проанализировать: Государственный стандарт образования Республики Дагестан, методику проведения интегрированных уроков и календарное планирование по предметам начальной школы. Выявить одинаковые темы, объединить их с позиции ведущей идеи, ведущих положений; Определять четко цели и задачи урока, продумывать форму и методы, использованные на уроке, творчески подходить к проведению интегрированного урока. Создавать условия для взаимодеятельности учителя и учащихся на уроке, способствующей ситуации успеха. Предложенная мной проектная работа сравнения в обучении в начальной школе на межпредметной основе, в частности математики+ краеведения и математики+ английского языка, не требует основательного пересмотра профессионально й подготовки учителя, а основан, на способностях, умениях и желании учителя" манипулировать" учебным материалом в рамках начального образования. Список литературы Поисковая система ИНТЕРНЕТ: сайты- Даг. Минобр. ; Сеть творческих учителей; Началка. ком; Учительский портал; Журнал «Начальная школа», 7- е изд. 2013г. О. Н. Макара «Задачи с историческим содержанием» стр. 36 Журнал «Начальная школа», изд. 9, 2014г. , « Нтегрированное обучение математике в начальной школе…» стр. 29 «Учительская газета», 2003, № 2, №4. Интегрированные уроки математика+ английский язык начальная школа. Учитель начальных классов и английского языка Гаджиева Д. Г. Время и его измерение/ What time is it? ( конспект интегрированных уроков по математике и английскому языку во 2 классе) Цели уроков: образовательные: реализация межпредметных связей формирование речевых умений; активизация ранее изученных лексических единиц и обогащение лексического запаса учащихся развивающие: расширение кругозора учащихся по теме" Время и его измерение" ; развитие способности к переключению мышления; воспитательные:   формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах. Задачи урока: 1 Р азъяснить учащимся понятие" сутки, дневное, вечернее время" . 2 Н аучить правильно отвечать на вопрос" Который час? " на русском и на английском языках, используя электронные часы( без стрелок) . 3 П овторить числительные 1- 60 на английском языке. 4 П овторить правила образования множественного числа. Материалы к уроку: 1 Презентация MS Power Point. 2 Worksheets 1- 3 3 Задания из учебника математики для 2 класса автор М. И. Моро. Ход урока I Начало урока. Приветствия учителей английского языка и учителя начальных классов. 0, 5 мин. II Введение в тему. Учитель   знакомит учащихся с различными видами часов. Задаёт вопросы: 2 мин. Для чего нужны эти приборы? Чем они отличаются друг от друга? Кто из детей умеете узнавать время по часам? По каким часам им легче всего узнавать время? III Работа с цифровыми часами. Учитель начальных классов выполняет с детьми задания из учебника № 306( 2- 3) , стр. 134. Выполняя практические задания, учащиеся отвечают на вопрос: какие цифры показывают часы, какие- минуты. 8 мин. IV Формирование лексико- грамматических навыков. ( а нгл. яз) 1) Ознакомление со словами' watch' , ' clock' ; 2) Повторения правила образования множественного числа. Ответы на вопросы: What is this/ that? ( It` s a watch) What are these/ those? ( These are watches) . How many clocks have you got? How many watches have you got? 3) Повторение числительных 1- 60. 10 мин. V Здоровьесберегающая пауза. ( а нгл. яз) Игра" Morning, afternoon, night" ( Ведущий называет время суток, дети изображают то, что они обычно делают в то или иное время суток) . 2 мин. VI Учитель начальных классов   знакомит детей с понятиями" сутки, дневное время, ночное время" . Учащиеся выполняют задание № 306( 4) на стр. 134 и 314( 1, 3) на стр. 138, осваивая два способа ответа на вопрос" Который час? " : 10 часов вечера, например и 22 часа. 10 мин. VII Формирование навыков аудирования и говорения. 1) Освоение фразы What time is it? It` s 6 o` clock. ( фонетическая отработка) 2) Мини- диалоги( работа в парах) 3) Прослушай и ответь на вопрос What time is it? 4) Командная игра. ( Дети встают напротив друг друга, ученики из одной команды задают вопрос What time is it? , показывя часы; ученики из другой команды отвечают на вопрос. Если ответил правильно, остаются на своём месте, если- нет, то переходят в конец своего ряда) 10 мин. IV Знакомство со стрелочными часами. 1) Устройство часов: циферблат, большая и маленькая стрелка, что они показывают. 2) Количество делений между цифрами, чему соответствует каждое деление. Скольким минутам соответствует промежуток между двумя цифрами и т. д. Сколько делений в часе? 3) Запиши время, которое показывают часы на рисунке. ( с тр. 143, упр. 325( 8) 15 мин. Игра" Циферблат" . Дети встают в круг, образуя циферблат. Берут в руки цифры( если детей мало в группе- п о две цифры) . Двое детей- стрелки( красная, синяя) . Учитель называет время, " стрелки" показывают его. Дети меняются ролями, чтобы все могли подвигаться. ( Если игра проводится на английском языке, то на этом этапе можно называть время только' by hour' : four o` clock, seven o` clock, etc) 3 мин. V Формирование лексико- грамматичских навыков. ( а нгл. яз. ) 1) Знакомство со словами face, long hand, short hand. 2) Предлоги to/ past 3) Практика в употреблении новых слов. VI Формирование навыков разговорной речи и чтения. 1) Чтение текста и ответы на вопросы: Is it 8 o' clock in the morning or in the evening? 2) Дети учатся отвечать на вопрос What time is it? , используя стрелочные часы, употребляя фразы 6 o` clock   in the morning/ in the evening. Работа в парах. 15 мин. VII Игра  " Циферблат" . Теперь проводится не только' by hour' , но и' by minute' . 3 мин. VIII Подведение итогов урока и домашнее задание. Интегрированный урок Английский язык+ Математика 3класс Цель- демонстрация активных приёмов взаимного обучения английского и математики Тип урока – интегрированный с элементами ролевой игры. Учебно- методический комплекс: Программа «Школа России» 3 класс; М. З. Биболетовой « Enjoy English ” для 3 класса. Математика Цели: познакомить с новым типом задач: Ц К С. Применять правило взаимосвязи Ц К С. Развивать логическое мышление, математическую зоркость. Уметь формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, рационально расходовать время. Формы и методы: Использование интерактивной доски для демонстрации текста и решения задач. Фронтальная работа в режиме Учитель- Ученик. Английский язык Цель: Создать условия благоприятной мотивации учащихся к обобщению и практическому применению знаний по теме. Задача: Закрепление темы урока «Магазин» Формы и методы: 1. Фонетическая зарядка 2. Сопоставление товаров и магазинов с использованием интерактивной доски 3. Устный счет Ход урока Учитель Чудесный день! И настроение- под стать. Так разрешите нам урок необычный С улыбочки начать! - Ребята, сегодня действительно необычный урок. Учитель: - Good morning children! - Вы заметили, что у нас в классе есть магазин? Но на уроке просто так в магазин не ходят. ( На доске, как на витрине, расположены школьные принадлежности, с ценниками) - Ребята представьте, что у нас появилась возможность побывать в одном из красивейших городов Великобритании – в Лондоне. Скажите, смогли бы мы пообщаться с англичанами? - Да( Слайд 1) Фонетическая зарядка( Слайд 2) Teacher: - Но прежде чем мы отправимся в наше путешествие- Le t’s remember the English sounds. Look at the black- board and repeat after me- Look at our phonetic exercise very attentively and tell me- Jam, ham – What is it? - Food- But where can we buy all these products and subjects? Pupils: - In the shop. Teacher: - Let’s go to the shop. What kind of shop s do you know? Open your text books at p. 27 ex 1- Name them please Pupils: The Green shop, The White shop, The Sweet shop, The school shop. РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ- Сейчас в группах вы обсудите, какой продукт или предмет можно купить, в каком магазине. Один из вас пойдет работать к доске, это решит координатор, остальные будут называть продукт, используя фразу на доске. Координатор же оценивает участников группы, на оценочном листе. ( Дети заранее разделены на 4 группы, у каждой группы свой магазин, и продукты какие они должны подтянуть к своему магазину) Teacher: - You are- The Green shop You are- The White shop You are- The Sweet shop You are- The school shop УСТНЫЙ СЧЕТ- Мы с вами повторили продукты питания, школьные принадлежности, какие бывают магазины, но чтобы туда пойти что мы должны уметь? - Let ’ s count. ( Слайд) Учитель. - Как вы думаете, что будем делать на уроке математики с магазином? - Это витрина магазина. Что обозначают цифры под предметами? - В магазине это называется «ценник » и произошёл от слова ЦЕНА. Цена – это математическая величина. ( Слайд) - Попробуйте дать определение цены Цена- это кол- во денег за единицу товара. - А сколько вы можете купить предметов? - В математике эту величину называют количество. - Что показывает количество?  □- Составьте условие к задаче, используя понятия Ц и К – пользуясь данными из нашего магазина. - Задачи такого типа записывают таблицей.  Ц К Внесем данные задачи 2 группы в таблицу( записываем в тетрадь) Ученик 2- ой группы записывает на доске- Что обозначает цифра? ? - Имея такие данные, какой мы можем поставить вопрос к задаче? - Может кто- то знает, как называется эта величина? - Да, эта величина называется – стоимость  Стоимость- это сумма денег, которую надо заплатить за всю покупку. - Задачи с какими величинами мы будем учиться решать? - Вернёмся к нашей задаче и внесем величину, которую надо найти. Что же надо найти в задаче? - Запишите в тетради решение задачи. - Кто решил? Запишите на доске. - Проверьте? - Так как найти стоимость покупки? - Рядом с решением запишите формулу нахождения стоимости. - Кто запишет на доске? - Проверьте? - Назовите компоненты действия умножения? А сейчас попробуйте вывести формулу нахождения Ц и К. - Кто вывел формулу? ( дети из разных групп записывают формулы на доске) - Проверим? - - Как найти Ц? - - Как найти К? - Ребята, какие знания нужны, чтобы ре шать задачи такого типа? - А как вы думаете, в жизни это нам пригодится? Вы теперь сможете найти стоимость покупки? - Кто понял эту тему урока поставьте+ , не очень? . совсем не понял- . - Кто поставил? Почему? Что не уяснил? Учитель. Так как я увидела многие поставили+ . Это говорит о том, что мы научились высчитывать стоимость покупки. Представьте себя в роли продавца и покупателя в нашем лондонском магазине канцтоваров. Учитель. Выберите наименования товара в магазине и составьте задачу нахождения стоимости, зная цену и количество. - На основе этой задачи вы составляете диалог по образцу- Look at the black- board and repeat after me. Это задание вы выполняете в парах, образуя ее по правую руку. Teacher: Who is ready? Проверка составленной задачи Учитель: Вам понравилась наша игра? Теперь вы сможете побывать в лондонском магазине и что- нибудь купить? - Каждый урок вы узнаете, что- то новое. - Давайте наполним нашу корзину знаний, тем что нового вы узнали на уроке? РЕФЛЕКСИЯ КОРЗИНА ЗНАНИЙ Учитель нач. кл П очему мы не все положили в корзину? Учитель англ- ого языка: Ачто мы с вами узнали на уроке английского языка и что нам необходимо еще узнать? Координаторы по английскому языку, оцените и обоснуйте работу участников группы Запишите Д/ З

Оставить комментарий: