отчёт по самообразованию
Отчет по самообразованию
педагогической деятельности музыкального руководителя Безрукавой В.В.
Тема самообразования: «Развитие вокальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех музыкального воспитания зависит прежде всего, от того, насколько интересно построена работа по музыкальному развитию детей.
Музыкальное воспитание детей в течение 2015-2016 учебного года осуществлялось по программе «Истоки» Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др., 2014
С детьми младшего дошкольного возраста проводилась работа по методике «Музыка в детском саду от 2 до 3 и от 3 до 4 лет», авторами которой являются: Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комисарова. и др., по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, также использовались элементы программы В.А. Петровой «Малыш». Широко использовалась программа по развитию музыкально-ритмических способностей Т.Н. Саулко «Топ-хлоп, малыши».
Во всех возрастных группах для развития основных танцевальных элементов и ритмики использовалось методическое пособие И.Э. Суворовой «Мир танца для детей».
Главными задачами музыкального воспитания детей дошкольного возраста являются:
- Сформировать основы музыкальной культуры ребенка, а через нее и его художественную, эстетическую и общую духовную культуру.
- Развивать музыкальность ребенка.
- Сформировать и развить все компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка (в доступных его возрасту границах).
- Создать условия для проявления творческой активности ребенка в различных видах музыкальной деятельности.
- Научить ребенка навыкам общения с музыкой через опыт его общения с музыкальными произведениями.
Решению этих задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности.
Главная цель работы заключалась в реализации всех поставленных задач, которые проводились систематически 2 раза в неделю, в каждой возрастной группе.
Формы организаций:
- Групповые
- Подгрупповые
- Индивидуальные
Слушание музыки, т.е. восприятие тесно связано с процессом музыкального мышления, его основными пластами – сознательным и бессознательным. Наиболее ярко бессознательные компоненты музыкального мышления проявляются в двигательной реакции на музыку (мимике, жестах). Такая реакция на музыку характерна для раннего детского возраста, когда ребенок откликается на музыку чисто импульсивно. Компонентом таких реакций в начале учебного года, у детей младшего возраста на музыку являлись эмоции, т.е. мгновенная бессознательная оценка музыки. Однако в конце учебного года бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усилились и тем самым стали доступными для сознания малышей.
Как известно, развитие музыкального восприятия детей в период от 4 до 7 лет, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Работа по данному разделу вызывала определенные сложности в начале года. Дети были не усидчивы, при слушании музыки. Особенно, дети, вновь прибывшие, их внимание было рассеянным. Но уже к середине учебного года дети стали более усидчивы и внимательны, заметно повышалась культура слушания музыки.
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, т.к. каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – голосом. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкально-слуховые представления.
В певческой деятельности детей тоже произошли заметные изменения в лучшую сторону: расширился диапазон детского голоса; дети научились слушать друг друга, вместе начинать и заканчивать песню.
В музыкально-ритмической деятельности дети научились чувствовать музыкальные основы и передавать их в движении: отражать в движениях умеренный, быстрый и медленный темп, ритмический рисунок; различать и отмечать в движении жанровый признак (песня, танец, марш).
Следующий раздел: «Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах». Дети с удовольствием осваивали игру на музыкальных инструментах. Научились играть ритмично в оркестре, а также индивидуально. Прививаю первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.
В январе прошла курсы повышения квалификации И.Каплуновой «Обучение игры на муз. инструментах» «Ложкари», с удовольствием применяю методику. детям очень нравится.
В течение года с детьми были запланированы и проведены различные развлечения и праздники:
- «До свидания лето, здравствуй детский сад!»
- «Осенняя ярмарка»
- «Скоро, скоро Новый год!»
- «Я, ты, он, она – вместе дружная страна»
- «Шкатулочка с желаниями мам»
- «Весна Победы»
- «Путешествие на паровозике детства»
- «День защиты детей»
- «Летние забавы»
Также проводились развлеченияпо правилам дорожного движения:
- «Школа светофорных наук»
- «Пожар в лесу»
Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет детям создавать «музыкальные картины». Для реализации такого творческого потенциала, в течение года проводились на занятиях презентации с использованием технологий ИКТ:
- «Бал осенних красок»
- «Кто в домике живёт?»
- «Зимние узоры»
К участию в развлечениях привлекались родители, которые участвовали в конкурсах и соревнованиях. Работая с родителями, консультировала их и давала рекомендации по применению доступных приемов и методов по вопросам музыкального воспитания в семье. Планирую в группах размещать папки-передвижки с консультациями:
- «Упражнения для расслабления мышц» (Советы родителям)
- «Дед Мороз в свете психологии» (Памятка для родителей)
- «Игры, развивающие музыкальный слух» (Познаем вместе)
Для педагогов ДОУ проводилась работа, имеющая различные формы:
- Рекомендации по пед. взаимодействию:
«Воспитатель и музыкальный руководитель»
- Копилка идей::
«Музыкальная библиотека»
- Круглый стол:
«Воспитание музыкой»
В марте проходил городской конкурс «Самотлорские роднички», дети принимали участие и были завоёваны призовые места.
В апреле месяце на базе ДОУ проходило педсовет, темой которого являлось: «Новые технологии и методики здоровье сберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса». На музыкальных занятиях проводим гимнастику правильного дыхания, используя игры, песни, скороговорки.
В начале и конце года проводилась диагностика музыкальных способностей детей, посещающих группы:
II младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа
По показателям диагностики в начале года преобладал низкий уровень, а высокого было очень мало, в конце же учебного года низкий уровень развития музыкальных способностей у детей заметно снизился, а высокий достиг 36%,наряду с этим, за счёт снижения низкого уровня заметно повысился процент среднего.
Планируя дальнейшую работу, считаю, что имеет место продолжение поиска новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями и педагогическим коллективом ДОУ. Это является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Необходимо акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным образовательным учреждением, а также с городскими учреждениями культуры в подходах к решению задач музыкального образования детей.
Результаты диагностики прослеживаются в диаграмме: