Статья - Проблемное обучение на уроках биологии
Документы для скачивания
Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положитель ной мотивации учения детей с нарушениями слуха 279463592075 «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности- несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, . . . наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства — п ервостепенная задача педагогики » В. А. Сухомлинский. 0 «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности- несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, . . . наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства — п ервостепенная задача педагогики » В. А. Сухомлинский. Об основной идее проблемного обучения известно давно. Истоки такого обучения можно найти еще в далеком прошлом. По своей сути проблемное обучение близко к методу Сократа – «не сообщать обучаемому ответы на вопросы, а вскрывать противоречия в его ответе, тем самым, приближая его к истине». Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создаёт условия для формирования положительной мотивации учения( 7) . В ходе своей педагогической деятельности я не просто внедряю в учебный процесс какие- то проблемные вопросы, ситуации, я стремлюсь изменить методы обучения: от репродуктивных перейти к продуктивным, творческим методам, большую роль отводить самостоятельной поисковой деятельности. Но! Я работаю с детьми имеющими различные нарушения слуха. Поэтому, о бучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Они, в частности, касаются особенностей восприятия учебного материала, организации учебно- воспитательного процесса и многого другого. Существенной стороной процесса обучения в специальной школе с глухими и с л абослышащими детьми является коррекционн о– развивающая работа и создание условий для развития личности ребенка, механизмов компенсации, способствующих адаптации, обучению и социализации. Обу ча ю щиеся с нарушенным слухом испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала в процессе овладения всеми школьными дисциплинами. Недостаточная сформированность знаний у глухих и слабослышащих учеников проявляется: в трудностях четкого соотнесения учебных по нятий с областью их применения; в неполноте раск рытия значений учебных понятий; в сложности установления логических зависимостей, как между понятиями, так и между составляющими их компонентами; в затруднениях делать самостоятельные умозаключения; в сложности составления связных монологических высказываний и др. Содержание предмета биологии позволяет решать ряд важных коррекционных задач: развивать аналитико – синтетическую деятельность, учить находить причинно – следственные зависимости, сравнивать, обобщать, классифицировать. П остепенно, в процессе обучения у детей развиваются на блюдательность, речь и мышление( 10) . Передо мной, как и перед каждым учителем, работающим с детьми, имеющими нарушение луха, встает задача поиска различ ных методов, способов, приемов. Как же повысить уровень мотивации учащихся? Как сформировать у них научное ми ров оззрение? Поэтому для формирования положительной мотиваци и изучения биологии мне помогает использование на уроках э лементов проблемного обучения. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный во прос, задача, требующ ие разрешения, исследования( 9) . Технология проблемного обучения является приорит етной в процессе изучения биологии как основной, фундаментальной естественно- научной дисциплины в школе. Проблемное обучение предусматривает представление содержания учебного материала в виде цепи проблемных ситуаций. Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И. Я. Лернер, М. М. Махмутов, В. Оконь, А. М. Матюшкина. И. Я. Лернер под проблемным обучением имеет в виду обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Цель проблемного обучения- усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов( овладение способами познания) . Она включает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в основе проблемного обучения – общее развитие школьника, а не трансляция го товых выводов науки учащимися( 6) . Характерный признак проблемного подхода—самостоятельная познавательная деятельность. Проблемное обучение, как и вообще обучение, — двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподава ние( сфера деятельности учителя) , с другой — проблемное учение( сфера деятельности учащегося) . Проблемное преподавание — это деятельность учите ля по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью учащихся в решении учебных проблем. Проблемное учение — это особым образом организован ная деятельность учащихся по усвоению знаний, в ходе которой они участвуют в поисках решения выдвинутых перед ними проблем( 5) . Как известно, между обучением и развитием стоит деятельность субъекта, деятельность самого ребенка. Д. Б. Эльконин так пишет о важнейшем качестве учебной деятельности: «Учебная деятельность сама развивается из деятельности, производимой вместе со взрослым, при его помощи в деятельность самостоятельную». Для осуществления проблемного обучения необходимы следую щие условия: наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся; умение учителя создавать проблемную ситуацию; постепенное, планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения; специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебно м материале проблемных вопросов( 7) . В зависимости от содержания учебного материала, психолого- возрастных особенностей учащихся с нарушением слуха возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках: 1. Постановка проблемного вопроса, ориентированного на противоречивые ситуации, которые побуждают к поиску новых знаний. Например: 6 класс( слабослышащие дети с лёгкой умственной отсталостью) тема «Круговорот воды в природе» Урок начинается с проблемного вопроса «Все вы мыли доску, доска после этого бывает влажной, но через некоторое время она высыхает. Почему? Куда исчезает вода? » Дети дают противоречивые ответы: - вода впитывается в доску …. . - вода улетает…. . Дальше я провожу объяснение темы, не касаясь этого примера, а разбираем вопрос «Вода, из ручьев течёт в реки, а реки несут её в моря. Почему моря не переполняются водой? ». Для того чтобы детям было понятно на уроке использую большое количество наглядного материала, демонстрирующего воздействи е солнца на воду. По рисункам, с помощью словаря, и объяснения нового материала дети приходят к выводу, что вода ис паряется с поверхности водоёмов, а затем в виде осадков( дождь, снег, град) возвращается на земля, в реки и моря. В конце урока мы снова прочитываем проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Учащ иеся успешно справляются с ним, сумев перенести полученные знания в и ную проблемную ситуацию. Или, например, такие вопросы: Почему клетка живая? Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина? Серёжа прочитал в газете что некоторые лекарства можно получить из плесневых грибов. а Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли. Помогите Мише и Серёже в решении проблемы: объясните, где дол жны были искать грибы школьники? В результате использования проблемных вопросов в ход е изучени я учебного материала я заметила, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом- состояний, свойственных познавательному интересу. 2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала. У глухих и слабослышащих детей плохо развита образн ая память. Без наглядности обучающимся очень трудно представить и описать какое- либо растение или животное, поэтому на уроках биологии я использую большое к оличество наглядного материала, вместе с детьми мы закладываем опыты, формулируем предположения и описываем результаты. Напр имер. 7 класс тема «Прос тейшие». Заранее м ной был заложен опыт по выращиванию простейших в комнатных условиях. Перед учениками, при изучении темы встал вопрос: Если простейших поместить в две колбы: одну с водопроводной водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, поче му в одной из колб погибли простейшие? Обучающимся стало инте ресно действительно ли так произойдет. Проделав опыт, дети убеждаются в достоверности данного утверждения. А изучив содержание параграфа учебника, отыскивают причину данного явления и совместно с учителем, используя словарь, делают выводы, отвечая на поставленный вопрос. Для развития мыслительной деятельности у глухих и слабослышащих учащихся использую так же такие вопросы, которые требуют от ребёнка использование умения находить сходства и различие объекта. Например: сра внить строение рыбы и лягушки, какие особенности в строении лягушки п озволяют ей жить на суше( почему лягушки мог ут жить на суше, а рыбы нет? ) . О бучающиеся сравнивая среду обитания и особенности строения животных, занося т данные в таблицу и делают вывод. Данные примеры использую для установления причинно- следственных связей. 3. Аналитический способ. Для развития самостоятельной работы и поиска необходимой информации использую такой прием как проблемная задача: Например, в 5 класс е, п ри изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их ко мхам. Лишь русским ученым А. С. Фаминцыну и О. В. Баронецкому удалось выделить зелены е клетки из лишайника и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника это самостоятельные растения – водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно отнести? Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, ученики работают с текстом учебника, рассматривают картинки, наглядный натуральный материал и дополнительные рисунки, предложенные учителем. Пробуют сформулировать ответ. 4. Для активизации познавательной деятельности у детей с нарушением слуха возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний, сообщения фактов, выдвижение предположений. Что бы детям был понятен смысл высказываний учёных, каждое слово( словосочетание) объясняю, нахожу слова синонимы, задаю детям наводящие вопросы. Например, пр едлагаю учащимся прокомментировать высказывания: Великий русский ученый М. В. Ломоносов утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? «Т о, что противно пр ироде, к добру никогда не ведет» Шиллер. «Кто не любит природу, тот не любит человека»- Ф. Достоевский. « Природа не храм, а масте рская, и человек в ней работник» И. С. Тургенев. Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Для того чтобы ребята учились выдвигать свои предположения задаю такой интересный вопрос- В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Для того, чтобы обучающимся удалось сформулировать свои предположения на доску вывешиваются слова подсказки. 5. Прием научного спора. Для развития умений строить монологические высказывания, отстаивать свою точку зрения, для приобретения уверенности в своих силах и возможностях, на уроке мной создаётся ситуация спора. Учитель в данном споре является судьей. Например, обобщающий урок в 6 классе по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений». Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно. Корень: Я —к орень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? Как бы вы решили этот спор? Учащиеся высказывают свою точку зрения, учатся строить монологические высказывания в виде связного текста. Если ученики затрудняются сформулировать свои ответы, то я показываю картинки растений без листьев, или без корня и т. д. Тогда ученикам становится более понятно и каждый тянет руку, чтобы высказать собственное мнение. Вывод дети формулируют вместе( составляют по предложенному словарю) – все органы важны для растения, так как растение- это целостный организм. Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Таким образом, п роблемное обучение- это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленног о и прочного овладения знаниями( 8) . Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительн ые гипотезы и модели. Несмотря на преимущества и большую роль проблемного обучения в повышении эффективности уроков и всего учебного процесса в современной школе, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным. Ведь лишь часть знаний может быть усвоена проблемно. Приходится считаться с содержанием учебного материала, временем и другими факторами учебного процесса. Следовательно, проблемное обучение целесоо бразно применять по возможности, но в оптимальном соотношении с другими способами активизации познавательной деятельности. Всем ли обучающимся с нарушением слуха доступно проблемное обучение? - Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в з ависимости индивидуальных особенностей учащи хся. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития позн авательного интереса к биологии и формирования по ложительной мотивации учения( 8) . Вывод: Проблемное обучение на уроках биологии как средство формирования положитель ной мотивации учения детей с нарушениями слуха способствует: - развитию навыков самостоят ельной работы, самостоятельному по иску и добыванию знаний; - развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив; - развитию умений устанавливать причинно- следственные связи; - развитию умений отстаивать собственную позицию; - развитию уверенности в своих силах и способностях; - повышению качества образовательного процесса. Литература: Бондарук М. М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5- 11 классы- И зд. Учитель: Волгоград, 2007 Биология. 6 – 11 классы: секреты эффективности современного урока\ авт. - сост. Н. В. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 189с. Биология. 6- 11 классы: разноуровневые задания\ авт. - сост. О. П. Дудкина. – Изд. 2- е. – Волгоград: учитель, 2015. – 225с. Высоцская М. В. Н етрадиционные уроки по биологии в 5- 11 классах- И зд. Учитель: Волгоград, 2004 Кудрявцев В. П. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М. , «Знание» 1991 г. Лернер И. Л. Проблемное обучение. - М. , 1994 Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. , М. , 2007. Методика обучения биологии в школе: Методическое пособие/ А. И. Никишов. – М. : Гуманитар. и зд. центр ВЛАДОС, 2014. – 183. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : Русский язык, 1985. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. «ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004.