Исследовательская деятельность "В гостях у пчеловода"
Документы для скачивания
Исследовательская деятельность старших дошкольников. Введение. Актуальность. Теоретиче ское обоснование. 2. 1. Гипотеза. 2. 2 Ожидаемый результат. Практическая часть. 3. 1. Исследовательская деятельность с дошкольниками по теме: «В гостях у пчеловода». 3. 2. «Волшебный мед». 3. 3. Развлечение « В гостях у пчеловода». 3. 4. Подборка материалов по теме. IV. Выводы. V. Приложения
«Пчелы – наши друзья! ». Пчёлы – наши лучшие друзья. В этом нет преувеличения. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удово льствие, счастье быть здоровым. Они наверняка самые известные и самые уважаемые насекомые. Причин, пожалуй, две. Во- первых, пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу, и потому, безусловно, полезные. Во- вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес. Свою исследовательскую работу мы начали с ответов на проблемные вопросы: Какое строение пчелы? По каким законам живет пчелиная семья? Что такое мед? Какими свойствами он обладает? Где находит применение этот «эликсир»? Что говорит народная мудрость о меде, о приметах, связанных с жизнью и поведением пчел? На эти, и многие другие вопросы мы хотели получить ответ в процессе развития своего проекта. ЦЕЛЬ: расширить представление об экологических связях в природе на примере жизни пчелы, создать условия для развития познавательной активности детей в процессе реализации творческого проекта. Задачи: Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы( внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком) . Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел. Участн ики проекта: дети подготовительной группы, их родители, педагоги. Материалы и оборудование: фотографии, книжные иллюстрации, компьютер, видеоматериалы, материалы для конструктивной и изобразительной деятельности, макет «Пасека», оборудование для опытов и экспериментов. Предполагаемый продукт: на основе собранного материала создать копилку фактов и творческую работу «Пасека». При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду. В качестве объекта исследования выбрали пчел. Подготовительный этап: Сбор литературы, содержащей информацию о пчелах и их роль в окружающей среде. Подбор иллюст раций к информационным встречам. П одбор художественной литературы. Подбор игрового материала. Основной этап: Ознакомление с художественной литературой: Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы». Сказка о веселой пчеле. ( Наталья Абрамцева) Сказка «Козел», «Пчела и заяц». Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». Познавательная деятельность: Наблюдение за пчелами на участке детского сада, в группе; Беседа о труде пчеловода, встреча с пчеловодом. Познавательная минутка «Интересные факты о жизни пчел» Знакомство с натуральными продуктами пчеловодства. Дегустация разных сортов меда. Художественно- продуктивная деятельность: Мак ет «Улей»( коллективная работа) . Аппликация « Медоносное растение ». Подсолнух»( торчевание) Подготовка атрибутов к драматизации сказки «Медведь и пчелы». Изготовление атрибутов для дыхательного упражнения «Отправь пчелку в полет за нектаром». Рисование «Пчелки летят в улей», «Вредители пчел». Игровая деятельность: Русская народная игра «Улей». Кукольный театр «Березовая карусель». Игры- драматизации: «Медведь и пчелы», «Пчела и муха». Игры- эмпатии: «Пробуждение леса», «Танец пчелы- разведчицы», «Полет пчелиного роя». Подвижные игры: «Пчелы», «Веселые пчелы», «Пчелки и ласточка! » р. н. , «Пчелы и мед», «Цветы и пчелки». Пальчиковые игры: «Пчела», «Пчелки», «Трудолюбивая пчела»; гимнастика для глаз «Пчела – оса»; массаж лица «Пчела», артикуляционное упражнение «Пчела». Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписей: Мультфильмы: «Медовый переполох» «Пчела Майя» « Лунтик », «Первый урок» Слушание аудиозаписей: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля» Песенка из мультфильма «Пчела Майя» Звуки природы, рой пчел. НОД: Занятие «Маленькая, трудолюбивая всех медом угощает» Программное содержание. Расширять знания детей о пчёлах( внешнем виде, поведении, месте обитания, практической ценности) . Словарная работа. Введение в лексику детей слов: улей, пчеловод, трутень, пасека, опыление. Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе, к насекомым. Занятие «Здравствуй, матушка Пчела! » Программное содержание: Знакомить с продуктами пчеловодства, их целебными свойствами. Учить отгадывать загадки, развивать образное мышление. Развивать обоняние. Обогащать активный словарь, учить подбирать слова – признаки. Развивать силу голоса. Развивать мелкую моторику рук. Интегрированное занятие по родной природе «Что мы знаем о пчелах». Программное содержание: Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях. Учить детей целеустремленно присоединять новый материал к уже имеющимся у них знаниям. Продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы. Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе. Занятие «Трудолюбивая пчела». Программное содержание: Закрепить у детей элементарные представления о жизни пчелы( внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком) . Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел. Работа с родителями: Организация информационных встреч с пчеловодом, Бабушкины рецепты «Вкусно и полезно «( продукты пчеловодства в медицине и кулинарии) , Консультация «Пчела наш друг, пчела наш враг»( правила безопасности рядом с пчелами) , . Используемая литература: Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с. Махлин М. Д. / Насекомые. - СПб. : «БКК», 2009. «Познакомься, это букашки». – М. : «Махаон», 1999. «Юный натуралист» 6/ 2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики», «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей. Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ С ост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва. : Лайда, 1995г. Джей Эллиот и Колин Кинг «Детская энциклопедия».
Вывод В результате систематической планомерной работы: у детей повысился интерес к познанию окружающего мира; дети познакомились с представителями класса насекомых – пчелами, и узнали о значимости их в природе и для человека; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей, обогатилась речь; дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности, навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками; повысилось творчество детей в продуктивных видах деятельности; улучшилась работа по взаимодействию с родителями; у детей сформировались представления о необходимости бережного отношения к природе. Считаю, что цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены. Процесс и результат проекта принес детям знания, удовлетворение, радость, переживание от получения самостоятельных результатов. Участие детей в проекте позволило сформировать представления о пчелах, их пользе и вреде; развились творческие способности и поисковая деятельность. При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и навыки поисковой деятельности, способности к самостоятельному труду. Исследуя эту тему, я узнала так много поучительного и полезного из специальной литературы. Это и история пчеловодства, и какими целебными свойствами обладает мед и другие продукты, производимые пчёлами. Того, кто хоть немного проник в тайны поведения пчёл, не может не восхищать целесообразность и мудрость организации их жизни.
Литература 1. Детская энциклопедия «Я познаю мир»Под ред. Хинн О. М. . : АСТ 2. Увлекательные опыты и эксперементы 3. «на пасеке» С. Иванов. : издательство «Детская литература» 4. Целебный улей» Суворин А. В. « Апиас »1992, Красноярск 5. Энциклопедия пчеловода «Пчела медоносная» Н. В. Беляев 6. Газета о пчеловодстве «Пасека России» 7. Журналы «Пчеловодство» 8. Мультипликационные фильмы: «Пчела Майя », « Винни пух и все- все- все», «М аша и медведь» 9. Видеофрагменты фильмов BBC «жизнь насекомых» 10. Познавательная презентация «Пчёлы» Р. А. Егорова 11. Юному пчеловоду И. А. Шабаршов 12. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников И. А. Савенков