a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Исследовательская деятельность "В гостях у пчеловода"

Автор: Губарева Надежда Михайловна Опубликовано: 2017-11-06 10:53:42

Исследовательская деятельность старших дошкольников. Введение. Актуальность. Теоретиче ское обоснование. 2. 1. Гипотеза. 2. 2 Ожидаемый результат. Практическая часть. 3. 1. Исследовательская деятельность с дошкольниками по теме: «В гостях у пчеловода». 3. 2. «Волшебный мед». 3. 3. Развлечение « В гостях у пчеловода». 3. 4. Подборка материалов по теме. IV. Выводы. V. Приложения

«Пчелы – наши друзья! ». Пчёлы – наши лучшие друзья. В этом нет преувеличения. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удово льствие, счастье быть здоровым. Они наверняка самые известные и самые уважаемые насекомые. Причин, пожалуй, две. Во- первых, пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу, и потому, безусловно, полезные. Во- вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес. Свою исследовательскую работу мы начали с ответов на проблемные вопросы: Какое строение пчелы? По каким законам живет пчелиная семья? Что такое мед? Какими свойствами он обладает? Где находит применение этот «эликсир»? Что говорит народная мудрость о меде, о приметах, связанных с жизнью и поведением пчел? На эти, и многие другие вопросы мы хотели получить ответ в процессе развития своего проекта. ЦЕЛЬ: расширить представление об экологических связях в природе на примере жизни пчелы, создать условия для развития познавательной активности детей в процессе реализации творческого проекта. Задачи: Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы( внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком) . Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел. Участн ики проекта: дети подготовительной группы, их родители, педагоги. Материалы и оборудование: фотографии, книжные иллюстрации, компьютер, видеоматериалы, материалы для конструктивной и изобразительной деятельности, макет «Пасека», оборудование для опытов и экспериментов. Предполагаемый продукт: на основе собранного материала создать копилку фактов и творческую работу «Пасека». При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду. В качестве объекта исследования выбрали пчел. Подготовительный этап: Сбор литературы, содержащей информацию о пчелах и их роль в окружающей среде. Подбор иллюст раций к информационным встречам. П одбор художественной литературы. Подбор игрового материала. Основной этап: Ознакомление с художественной литературой: Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы». Сказка о веселой пчеле. ( Наталья Абрамцева) Сказка «Козел», «Пчела и заяц». Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». Познавательная деятельность: Наблюдение за пчелами на участке детского сада, в группе; Беседа о труде пчеловода, встреча с пчеловодом. Познавательная минутка «Интересные факты о жизни пчел» Знакомство с натуральными продуктами пчеловодства. Дегустация разных сортов меда. Художественно- продуктивная деятельность: Мак ет «Улей»( коллективная работа) . Аппликация « Медоносное растение ». Подсолнух»( торчевание) Подготовка атрибутов к драматизации сказки «Медведь и пчелы». Изготовление атрибутов для дыхательного упражнения «Отправь пчелку в полет за нектаром». Рисование «Пчелки летят в улей», «Вредители пчел». Игровая деятельность: Русская народная игра «Улей». Кукольный театр «Березовая карусель». Игры- драматизации: «Медведь и пчелы», «Пчела и муха». Игры- эмпатии: «Пробуждение леса», «Танец пчелы- разведчицы», «Полет пчелиного роя». Подвижные игры: «Пчелы», «Веселые пчелы», «Пчелки и ласточка! » р. н. , «Пчелы и мед», «Цветы и пчелки». Пальчиковые игры: «Пчела», «Пчелки», «Трудолюбивая пчела»; гимнастика для глаз «Пчела – оса»; массаж лица «Пчела», артикуляционное упражнение «Пчела». Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписей: Мультфильмы: «Медовый переполох» «Пчела Майя» « Лунтик », «Первый урок» Слушание аудиозаписей: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля» Песенка из мультфильма «Пчела Майя» Звуки природы, рой пчел. НОД: Занятие «Маленькая, трудолюбивая всех медом угощает» Программное содержание. Расширять знания детей о пчёлах( внешнем виде, поведении, месте обитания, практической ценности) . Словарная работа. Введение в лексику детей слов: улей, пчеловод, трутень, пасека, опыление. Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе, к насекомым. Занятие «Здравствуй, матушка Пчела! » Программное содержание: Знакомить с продуктами пчеловодства, их целебными свойствами. Учить отгадывать загадки, развивать образное мышление. Развивать обоняние. Обогащать активный словарь, учить подбирать слова – признаки. Развивать силу голоса. Развивать мелкую моторику рук. Интегрированное занятие по родной природе «Что мы знаем о пчелах». Программное содержание: Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях. Учить детей целеустремленно присоединять новый материал к уже имеющимся у них знаниям. Продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы. Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе. Занятие «Трудолюбивая пчела». Программное содержание: Закрепить у детей элементарные представления о жизни пчелы( внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком) . Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел. Работа с родителями: Организация информационных встреч с пчеловодом, Бабушкины рецепты «Вкусно и полезно «( продукты пчеловодства в медицине и кулинарии) , Консультация «Пчела наш друг, пчела наш враг»( правила безопасности рядом с пчелами) , . Используемая литература: Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с. Махлин М. Д. / Насекомые. - СПб. : «БКК», 2009. «Познакомься, это букашки». – М. : «Махаон», 1999. «Юный натуралист» 6/ 2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики», «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей.     Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ С ост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва. : Лайда, 1995г.     Джей Эллиот и Колин Кинг «Детская энциклопедия».

Вывод В результате систематической планомерной работы: у детей повысился интерес к познанию окружающего мира; дети познакомились с представителями класса насекомых – пчелами, и узнали о значимости их в природе и для человека; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей, обогатилась речь; дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности, навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками; повысилось творчество детей в продуктивных видах деятельности; улучшилась работа по взаимодействию с родителями; у детей сформировались представления о необходимости бережного отношения к природе. Считаю, что цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены. Процесс и результат проекта принес детям знания, удовлетворение, радость, переживание от получения самостоятельных результатов. Участие детей в проекте позволило сформировать представления о пчелах, их пользе и вреде; развились творческие способности и поисковая деятельность. При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и навыки поисковой деятельности, способности к самостоятельному труду.  Исследуя эту тему, я узнала так много поучительного и полезного из специальной литературы. Это и история пчеловодства, и какими целебными свойствами обладает мед и другие продукты, производимые пчёлами. Того, кто хоть немного проник в тайны поведения пчёл, не может не восхищать целесообразность и мудрость организации их жизни.

Литература 1. Детская энциклопедия «Я познаю мир»Под ред. Хинн О. М. . : АСТ 2. Увлекательные опыты и эксперементы 3. «на пасеке» С. Иванов. : издательство «Детская литература» 4. Целебный улей» Суворин А. В. « Апиас »1992, Красноярск 5. Энциклопедия пчеловода «Пчела медоносная» Н. В. Беляев 6. Газета о пчеловодстве «Пасека России» 7. Журналы «Пчеловодство» 8. Мультипликационные фильмы: «Пчела Майя », « Винни пух и все- все- все», «М аша и медведь» 9. Видеофрагменты фильмов BBC «жизнь насекомых» 10. Познавательная презентация «Пчёлы» Р. А. Егорова 11. Юному пчеловоду И. А. Шабаршов 12. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников И. А. Савенков

Оставить комментарий: