Проект "Сердце семьи"
Документы для скачивания
Тип проекта: Информационно - практико – ориентированный.
Возраст детей: Старший дошкольный возраст.
Исполнители: Дети подготовительной группы (5-6 лет), воспитатель, родители.
Продолжительность: Долгосрочный (с сентября по май).
Актуальность:
1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно - ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3) У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в школе не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи: 1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.
4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в ДОУ, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно-диагностический (сентябрь).
2 этап - формирующий (сентябрь - апрель)
3 этап - обобщающий (май).
Обоснование актуальности проблемы
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Практическая значимость:
- повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов;
- создание методической копилки по патриотическому воспитанию;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- создание в группе условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей;
- укрепление связи семьи и детского сада;
- формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Теоретическая значимость.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель: формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи: сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи; привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей; формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями; создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным; побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации:
1 этап - организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Тест для детей «Рисунок семьи».
На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками должны быть воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители и воспитатели. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап - формирующий (сентябрь-апрель).
Цель. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проведутся занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап - обобщающий (май).
Цель. Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта. Организация выставки творческих работ детей.
Формы работы с детьми.
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечения; конкурсы; сочинение рассказов и сказок о семье; видео- просмотры.
Формы работы с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании детей»; анкетирование.
Методы и приемы:
- Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения; - элементарный анализ; - метод моделирования и конструирования; - метод проектной деятельности; - метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать; - метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
- Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств; - сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
- Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании; - беседа – является связующим звеном.
- Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний; - метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Результативность.
Внедрение проекта обеспечит:
- оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий);
- самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе;
- активизацию и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме;
- создание уголка (стенда) по патриотическому воспитанию;
- организацию выставки в группе.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Сердце семьи» в подготовительной группе «Теремок» МБДОУ «Дюймовочка»
Месяц Тема |
Организованная деятельность с детьми |
Совместная деятельность педагогов и детей |
Совместная деятельность с родителями |
Консультативная информация для родителей |
Ноябрь. |
Анкетирование родителей и диагностика детей |
|
|
|
1 и 2 неделя ноября Моя семья |
1. Познавательный час «Моя семья». 2. Рисование «А у нас дружная семья!». 3. Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье» |
Беседа на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи». Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». Рисование: «Моя семья» Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Ю.Кугач «В субботу» Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка» |
Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» |
Консультация «Главные условия воспитания детей в семье» |
3 и 4 неделя ноября Члены моей семьи |
1. Познавательный час «Что я знаю о себе» 2. Познавательный час «Кто живёт со мной» |
Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери» Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина. |
Формирование фотоальбома своей семьи для класса. |
Презентация «История возникновения праздника «День матери» |
Декабрь. Наши имена и фамилии |
1. Познавательный час «Наши имена» 2. Окружающий мир «Наши фамилии» |
Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактическая игра: «Придумай фамилию» |
Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи». |
Личные консультации «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» |
Январь. Родительский дом – начало начал |
1. Рисование «Мой дом» 2. Познавательный час «Береги свой дом» |
Беседа на тему: «История моего дома», «Мой дом - моя крепость» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка». Пальчиковая игра: «Строим дом» |
Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» |
Консультация «Как дети создают конфликты между родителями» |
Февраль. Мой папа Защитник Отечества |
1. Познавательный час «Защитники Отечества» 2. Лепка «Портрет моего папы» |
Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». |
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Беседа с папой или дедушкой «Как я служил в армии» |
Презентация «23 февраля» |
Март. Моя мама. |
1. Ознакомление с художественной литературой «Как аукнется, так и откликнется» 2. Рисование «Портрет мамы» |
Беседа на тему: «Что любит моя мама» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ - «Моя мама красавица» |
Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта |
Индивидуальные консультации: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» |
Апрель. Профессии моих родителей |
Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус» |
Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд». Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» |
Мини - проект: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии |
Индивидуальные консультации: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» |
Май. |
|
Оформление выставки рисунков «Моя семья» |
Открытое занятие для родителей «Сердце семьи» |
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей» |