Программа социально-личностного направления «МАЛЫШОК»
Программа социально-личностного направления «МАЛЫШОК»
Составители:
Хомякова Жанна Викторовна - заместитель заведующего по ВМР
Мазавина Вера Николаевна - педагог-психолог
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Действительно, ребёнок свой первый жизненный опыт приобретает в семье. И от семьи зависит дальнейшее развитие ребёнка. Но далеко не все родители понимают возрастные особенности детей и умеют найти адекватные приемы взаимодействия с ребёнком.
Порой молодые родители не имеют представления о роли игры, общения со взрослым, чтения детской литературы, о сложности для ребенка процесса адаптации и не задумываются о том, что малыш болезненно переживает длительное расставание с ними. Некоторые молодые мамы и папы удивленно восклицают: «А, что с ним надо играть!».
Анализ анкет предложенных родителям показал, что:
- 43% - умеют играть и играют с детьми;
- 34% опрошенных родителей не умеют играть с детьми;
- 23% - уверены, что это ни к чему.
Другая же часть родителей, наоборот, чрезмерно опекает ребёнка, не давая ему возможности самостоятельно играть, одеваться, раздеваться. Они оберегают его от неудач, от того, чтобы не испачкался или не испачкал что-нибудь. Такой подход формирует у ребёнка неуверенность в себе, несамостоятельность, неумение играть без поддержки взрослого, тормозит развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Самое же главное, что ребёнок, оставаясь без близкого взрослого в группе детского сада испытывает высокую тревожность, не может увлечься игрушками, слабо реагирует на попытки педагогов установить с ним контакт, вовлечь в игровую деятельность.
Как помочь ребенку безболезненно войти в этот большой мир – мир дошкольного учреждения?
Как помочь родителям стать компетентными в вопросах воспитания детей?
Здесь особенно важна роль ДОУ, поскольку необходимо помочь родителям научиться понимать своего ребенка, и этот удивительный мир детства. Детский сад призван помочь родителям осознать значимость периода раннего детства в жизни человека. Родители должны понимать, что воспитание должно проходить с учетом общих закономерностей развития и индивидуальности ребенка. Сад должен оказать помощь и поддержку родителям при выборе адекватных путей, средств, методов в воспитании малышей, позволяющих чувствовать себя уютно в детском саду, что послужит безболезненному протеканию процесса адаптации к ДОУ.
И здесь актуальным становится вопрос о включении семьи в жизнь детского сада. Необходимо не забывать о том, что важную роль в адаптации ребенка к ДОУ имеет общение педагогов с родителями детей. Это является одним из аспектов поиска новых форм и путей сотрудничества детского сада и родителей (законных представителей).
Изменения в жизни ребенка, связанные с поступлением его в ДОУ обязательно сказываются на психофизическом состоянии малыша и вызывают обоснованную тревогу родителей. Малыш из замкнутой семейной среды переходит в мир широких контактов, как со сверстниками, так и с взрослыми. Он не готов к отрыву от близких ему людей, он слаб и раним. Всем известно, что адаптация в раннем возрасте происходит дольше и труднее, чем в другие периоды жизни, ребенок чаще болеет. Этому способствует изменение условий среды, выработка новых форм поведения при несформированных адаптивных способностях. Изменения образа жизни, прежде всего, приводят к нарушению эмоционального состояния.
Ежегодно анализируя процесс адаптации в ДОУ, мы постоянно находились в поиске путей его оптимизации. В нашем ДОУ мы ежегодно анализируем степень подготовленности детей к посещению ДОУ. Так полностью «готовых» к посещению детского сада в 2007 году поступило 22% из числа обследованных детей; 8% - «не готовых» и остальные дети – 70% - условно готовы к поступлению в ДОУ. В 2008 году эти цифры соответственно составляли: 16%, 2% и 82%. В 2014 полностью «готовых» к посещению детского сада году поступило 26% из числа обследованных детей; 13% - «не готовых» и остальные дети – 61% - условно готовы к поступлению в ДОУ. В 2015 году эти цифры соответственно составляли: 22%, 9% и 69%. Анализ анкет показывает, что у большей части детей не сформированы соответственно возраста навыки самообслуживания. Многие дети не держат ложку, не умеют пить из кружки, не приучены к горшку, не имеют опыта разлуки с близкими, не имеют опыта общения с детьми и взрослыми. Все это способствует усложнению процесса адаптации и указывает на необходимость подготовки ребенка к дошкольному учреждению до поступления в группу.
«… Раннее детство – это время установления базовых отношений ребенка с миром» (М.В. Осорина). И эти отношения формируют самые близкие ребенку люди – родители. К сожалению, чаще всего родители делают это интуитивно, основываясь на собственном жизненном опыте, не имея представления о возрастных особенностях ребенка, о закономерностях развития детей раннего возраста. Наслышавшись от окружающих о трудностях обучения в современной школе, часть родителей уже на втором году жизни начинает изучать с ребенком буквы, цифры, что приводит к вытеснению игры из жизни ребенка уже на ранней стадии его развития и не может не сказаться негативно на его психическом состоянии. Результаты анкетирования родителей, приведенные выше подтверждают, что далеко не все родители играют с детьми, а часть родителей (23%) считает, что это ни к чему.
Таким образом, мы пришли к выводу, что «готовить» к поступлению в ДОУ нужно не только детей, но, и, прежде всего, родителей. Опыт общения с родителями показывает, что они готовы к сотрудничеству со специалистами ДОУ в создании условий для благоприятной адаптации ребенка к детскому саду.
Как отмечает А.И. Захаров в книге "Предупреждение отклонений в поведении ребенка" (СПб,1997) «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье одно из наиболее ценных приобретений». Исследования среди родителей показали, что им необходима информация о том, как растут дети, как развиваются, как с ними играть, как разговаривать и многое другое.
В современной педагогической и психологической литературе можно отыскать много информации о проблемах адаптации и путях их решений. Работа педагогов, психологов в этом направлении хорошо описана в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. "Тренинг общения с ребенком (период раннего детства)" (СПб, 2001). В книге представлен теоретический материал о развитии ребенка раннего возраста, а так же план и программа семинара-тренинга. Но, предлагаемый семинар-тренинг рассчитан на 4 многочасовые встречи. Учитывая занятость родителей и педагогов, мы можем организовать занятия с ними на 1-1.5 часа вдень. В других дошкольных учреждениях города проводится тоже большая работа в этом направлении, но опыта специально организованных занятий с детьми и родителями до поступления ребенка в группу нам не известно. Поэтому в 2008 году мы пришли к идее создания программы "Малышок", на занятиях которой родители могли бы получить знания о закономерностях развития детей раннего возраста, кризисных периодах, отработать практические приемы взаимодействия с ребенком раннего возраста в различных ситуациях. А самое главное, эти занятия дают нам возможность осторожно, бережно и постепенно познакомить каждого ребенка с детским садом, воспитателями, детьми и сделать это в присутствии близких малышу людей. Работа по программе проводится ежегодно до поступления детей в ДОУ и пользуется популярностью у родителей. На занятия приглашаются родители, получившие путёвки в наш детский сад. Но всегда есть и дети, родители которых узнали о работе группы от знакомых. В течение 8 лет работы программы нами неоднократно обновлялись занятия, менялось оборудование, музыкальный материал. В связи с тем, что материальная база детского сада за эти годы существенно изменилась, то и мероприятия группы «Малышок» проводятся с учетом этих изменений. Так на занятиях используется интерактивная доска, возможности песочной студии, сенсорной комнаты, релаксационное оборудование.
Цель программы "Малышок": Снижение адаптационного стресса у детей раннего возраста при помощи специально организованных занятий с детьми и родителями в период подготовки к посещению ДОУ и в период адаптации.
Задачи:
- Формирование у детей положительных ассоциаций связанных с дошкольным учреждением;
- Оказание помощи ребенку в адаптации к ДОУ;
- Преодоление стрессовых состояний у детей при посещении детского сада;
- Гармонизация детско-родительских отношений (раскрыть внутренний мир ребенка, наладить эмоциональный контакт между ребенком и родителями);
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- Формирование у родителей активной позиции к процессу адаптации детей;
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.