МАДОУ города Нижневартовска №29 «Ёлочка»
Комплексное занятие
«День добрых дел»
НОД по духовно-нравственному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Городнова Н.В.
Нижневартовск 2018
Цель: формировать представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
образовательные: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно-единственное в мире маковое зёрнышко»; формировать умение анализировать содержание сказки; учить детей замечать красоту природы, правилам бережного отношения ко всему живому, закреплять навыки посадки луковичных растений; объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян, сорванный цветок семян не оставляет;
развивающие: развивать общую и мелкую моторику
рук, способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти, познавательного интереса; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации; стабилизировать эмоциональное состояние детей. Способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа);
воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, милосердие, желание приносить пользу другим; воспитывать бережное отношение к природе; формирование навыков сотрудничества.
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие»: развивать мелкую моторику рук;
«Речевое развитие»: способствовать развитию речи, закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации;
«Социально-коммуникативное развитие»: стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа);
«Познавательное развитие»: объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян.
Оборудование, материалы: мультимедиа, ноутбук, презентация, магнитофон, ваза, луковицы, семена, клеёнка, фартуки, лейка, горшок с землей, лопатки.
Предварительная работа: этические беседы на тему доброты, любви, взаимопонимания; рисование; наблюдение в природе; чтение художественной литературы.
Методические приемы: демонстрация слайдов, объяснение, беседа, дидактические игры, игровая мотивация, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, индивидуальное объяснение, анализ работ воспитателем и детьми, практическая деятельность, выразительное слово педагога.
Активизация словаря: маковое зёрнышко, лунка, добрая душа.
Материал: презентация по сказке В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зёрнышко», прозрачная ваза, разноцветные камушки, фартуки, алгоритм посадки семян в открытый грунт, стаканчики с землей и водой, ложечки, семена, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель. Доброе утро детвора, как настроение, как дела?
Вот и наступил наш новый, волшебный день и мы с вами снова собрались вместе.
Воспитатель: У меня тоже сегодня хорошее настроение, потому что я искренне рада видеть вас и наших гостей!
Поздоровайтесь, с ними! Молодцы, а теперь подняли глазки на меня.
Вспомним наше упражнение.
1.Эмоциональный настрой
Упражнение психогимнастики: “Я дарю тебе добро”
2.Постановка проблемной ситуации. Мотивация.
Воспитатель. Ребята, Фея Доброты, узнала, что в нашей группе так много хороших, отзывчивых ребят, которые всем помогают, совершают добрые поступки. И она захотела с вами познакомиться, она пригласила вас, в свою волшебную страну.
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Глазки вместе закрываем
В мир чудесный попадаем!
–Вот мы и очутились на волшебной поляне в стране феи Добра. /слайд, музыкальный фон/
Воспитатель: Дети, что вы видите? Какие красивые цветы, в стране Феи Доброты! Как они называются? Но как они появились? Задумывались ли вы над этим, ребята?
-Фея подарит вам добрую, волшебную сказку, но вы услышите ее только тогда, когда справитесь с ее заданием.
Фея Добра решила проверить: сумеете ли вы, отличить все хорошие и плохие поступки.
Презентация «Хорошо – плохо», (поднимают руки и машут, если поступок хороший, опускают руки - если поступок плохой)
Воспитатель: Молодцы! Фея Доброты убедилась в том, что вы действительно умеете отличить все хорошие и плохие поступки, и дарит вам свою сказку.
Теперь занимайте свои места, сейчас я вам её расскажу
«Одно - единственное в мире маковое зёрнышко».
(Презентация)
Несла бабушка с огорода спелые маковки. - Куда это нас несут? - перепугано зашептало в маковой коробочке одно Любопытное Маковое зёрнышко. Оно высунуло свою крохотную головку в окошко, чтобы посмотреть во двор, и выпало на землю. Передним открылся удивительный мир. Зёрнышко стало страшно. Ему казалось, что оно осталось одно единственное в целом мире. Зёрнышко заплакало. Потом уснуло. Увидело удивительный сон: как - будто с неба на землю падают огромные белые одеяла. Спит, Маковое Зёрнышко Тепло ему стало под белоснежным, зимним одеялом. Проснулась Любопытное Маковое Зёрнышко от тепла.
Зёрнышко поднимает глазки и с удивлением заметило, что вместо головки у него - зеленый отросток. Но еще больше удивилось, что на его верхушке зацвел большой красный цветок.
А больше всего оно обрадовалось, когда увидело ещё много таких красный цветов.
- Так значит я не одиноко в этом мире! - сказало Маковое зёрнышко и засмеялось.
Воспитатель. Что случилось с маленьким зёрнышком, когда его обогрели нежные солнечные лучики?
(Ответы детей).
Воспитатель. Что вы чувствовали, когда зёрнышко потерялось и осталось одно?
Воспитатель: - Вы волновались, переживали за зёрнышко.
Воспитатель. Что вы почувствовали, когда зёрнышко оказалось среди таких же цветов на маковом поле?
Вопросы к детям:
-А чем вы это чувствовали? (Душой)
- У растений есть душа?
- А у кого есть душа?
-Правильно, все живое имеет душу, у каждого из нас есть сердце, а в сердце душа.
Воспитатель: - А переживать, сочувствовать можно только с доброй душой.
Воспитатель - А когда зёрнышко оказалось среди таких же цветов на маковом поле? Кого вам напомнило зёрнышко? (Маленького ребенка).
Дети становятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель. На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.
Упражнение «Наполни душу ребёнка добром»
Показываю детям разноцветные камешки в коробочках.
Воспитатель. Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.
Воспитатель. Чему мы хотели бы научить ребёнка?
Дети накладывают разноцветные камушки в прозрачную вазу, проговаривая слова:
Я поделюсь с ним:
Заботой о близких,
Радостью
Дружбой
Бережливостью
Любовью к природе
Добрыми поступками
Сочувствием
Вежливостью
Добротой
Послушанием
Любовью к родителям
Воспитатель. Мы наполнили душу, и получилась яркая богатая душа.
Чтобы и нам такое сделать доброе и прекрасное? Мы вырастим красивые растения для нашего детского сада, чтобы и дети и взрослые могли радоваться, глядя на них. Сейчас мы немного отдохнем, наберёмся сил, зарядимся энергией и посадим луковички и семена. Встаньте, пожалуйста.
Этюд «Семечко-цветок» - музыкальное сопровождение
Воспитатель: Ребята, а вы чувствуете какой сегодня необыкновенный день? Добрый. Мы все вместе, набрались сил, добра. Теперь можно приступать к работе.
Воспитатель.
У нас в саду случилось чудо,
Нет, правда, чудо, я не вру.
Вдруг не оттуда, не отсюда
Оно явилось поутру!
-показываю детям тарелку накрытую салфеткой. Они ее поднимают и находят под ней проросший лук и горошину.
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас к нашему рабочему столу.
3.Практическая деятельность.
Воспитатель: - Как можно посадить луковицы и горох?
Алгоритм действий (слайд, дети подходят, смотрят и проговаривают). Берем горшок, землю, лопатку, берем в руки луковицу, (семена), погреем ее в ладошках, согреем своим теплом, положим в лунку, засыпаем землёй.
-Что мы должны сделать, прежде чем приступить к работе? - надеть фартуки
- А для чего они нам нужны?
Воспитатель. Давайте вспомним с вами, как правильно надо сажать семена. (алгоритм действий смотрим, проговариваем). Посадка.
Вопросы во время работы:
- А что ты делаешь?
- Что ты будешь делать дальше?
- Как называется эта ямка?
- Что будет с зёрнышком после посадки?
- Что сейчас чувствует зёрнышко?
Вопросы к детям во время работы:
- А что ты делаешь?
- Что ты будешь делать дальше?
- Как называется эта ямка?
- Что будет с луковичкой после посадки?
Что сейчас чувствует луковичка цветка?
А теперь ее польем.
Во время полива говорим (дети и воспитатель):
Я буду тебя любить! Я буду тебя хранить! Я буду поворачивать тебя к солнышку. Я буду тебя поливать.
Воспитатель: Итак, какую сказку вы сегодня слышали? О чём она, чему нас учит? Что мы посадили? Как за ними ухаживать?- Дети, когда наши росточки проклюнутся и окрепнут, мы пересадим в открытый грунт. Благодаря нашей заботе, мы внесем свой вклад в доброе дело сада.
Рефлексия занятия:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что больше всего вам понравилось?
- А что было трудно делать?
-А чему вы сегодня научились?
-Как можно назвать сегодняшний день?
«День добрых дел!»