a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проектирование - как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Автор: Бокарева Ольга Александровна Опубликовано: 2017-11-11 17:08:11

Проектирование - как одна из форм экологического воспитания дошкольников

 

Живая природа – это удивительный, сложный, многообразный мир. Общение с природой всегда положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, проявляет гуманные чувства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но возможно это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают   культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В своей работе с детьми я стараюсь создать условия, ориентированные на активное приобщение детьми основ экологической культуры.

На мой взгляд, наиболее интересной формой взаимодействия с детьми при ознакомлении их с окружающим миром, является проектная деятельность.

Так, идея проекта под названием «Наши пернатые друзья» была подсказана детьми в результате наблюдения за зимующими птицами. В ходе проекта закрепились знания детей о птицах, укрепилось положительное отношение детей к живым существам, что вызвало желание самим заботиться о них, а так же создалось представление о необходимости оказания помощи птицам в трудное для них время.

Результатом проекта под названием «Что за дерево такое?» стал созданный мини – музей «Чудо – дерево», расширился кругозор дошкольников об особенностях и разнообразии деревьев нашего края, о взаимосвязи растений и животных, о значении деревьев в жизни человека. Мини – музей был пополнен экспонатами, отражающими жизнь дерева в природе: объемная модель дерева – березки, меняющей свои «наряды» в зависимости от времени года. Дети узнали о широком применении деревьев в жизни человека – разнообразные деревянные предметы, игрушки, предметы быта, поделки детей и их родителей из природного материала.

Огромный интерес вызвал у детей проект «Я – защитник природы». Дети с удовольствием принимали участие в работе по сохранению природных богатств, знакомились с редкими видами животных и растений, собирали о них информацию. Благодаря собранной родителями и детьми информации была составлена «Красная книга природы».

Результатом проекта «Я – исследователь» стала радость первых открытий, умение рассуждать и делать умозаключения на основе наблюдений, а также повысилась экологическая грамотность и природоохранная позиция. Дети с удовольствием исследуют объекты неживой природы: снег, камни, воду, воздух и пр.

В ходе проекта «Метеобюро «Народные приметы» ребята с удовольствием наблюдают за явлениями природы (направлением ветра, количеством выпавших осадков).

Ежегодно мной планируется и реализуется проект «Маленькие огородники». Дети, начиная с младшей группы, в совместной организованной деятельности с педагогом, знакомятся с полезными свойствами овощей, беседуют о том, какие блюда можно из них приготовить, участвуют в выращивании рассады овощей и цветов на подоконнике.

Данный проект проходит в несколько этапов. Первоначально дети знакомятся с различными семенами и высаживают их в рассадники. Они с удовольствием наблюдают за произрастанием семян и фиксируют результаты наблюдений в «Дневнике наблюдений». Одним из этапов проекта является участие детей, педагогов, родителей в празднике «Цветочный базар» и высаживание на своих огородиках рассады овощей и цветов. Ежедневно дети посещают огород и отмечают произошедшие изменения, а так же делают выводы о влиянии погодных условий на рост растений. По мере созревания, дети получают дополнительные сведения о высаженных культурах, об их применении в жизни человека, знакомятся с полезными свойствами, составляют гербарии, коллекции. Необходимым условием является взаимодействие с родителями: подбирается дополнительный материал о растениях, организуются разнообразные выставки («Дары осени», «Забавный огород», «Что нам осень подарила», «Огород на столе» и др.). Завершается проект праздником «Ах, какой урожай!»

Все проекты пронизывают здоровьесберегающие технологии, что способствует повышению у детей здоровьесберегающей компетентности. С помощью детей созданы Правила здоровья, книги «Природа лечит», «Витамины растут на ветке», «Витамины с грядки», «Зелёная аптека».

Оставить комментарий: