Экологическое воспитание старших дошкольников
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание – это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно- правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка.
Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря , каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработки на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка.
Осознанно – правильное отношение может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет, его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо - функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. Понимание детьми того, что человек как «природопользователь», пользуется недрами земли, охраняет природу и восстанавливает ее богатства. Вот почему молодежь всего мира заявила на «Фестивале», сохраним нашу Землю - экологически чистой - уберем мусор с нашей Земли. В старших группах будем изучать такие темы:
- «Почему белые медведи не живут в лесу»,
- «Где зимуют лягушки?»,
- «Слепые землекопы»,
- «Цепочки в лесу»,
- «Невидимые весы»,
- « Морские коровы и Красная книга»,
- «Что такое кислый дождь». ……
Главная задача – формирование у детей осознанно – правильного отношения к тем объектам, которые рядом с нами. Наблюдения, беседы, рассматривание картин, будет соседствовать с практикой. Девиз – «Землю надо сохранить чистой»,- мы будем заниматься уборкой листьев, мусора, снега на участке. Мы будем сажать деревца, кустарники, сажать чеснок, лук, многолетние цветы. В феврале устроим «огород на окошке», посеем семена помидоров, капусты, лука, огурцов и т.д. Забота о птицах – будем в уголке природы наблюдать за жизнью рыбок, черепахи, попугаев. Проведем экскурсии в поле, лес, березовой роще, бобровой кринице.
Вот проходят у нас прогулки. Наблюдение за изменениями на участке. (Цветник, грядки, деревья, кустарники, их плоды и семена, дорожки).
Беседа об экологии, загрязнении окружающего пространства. Труд в природе, сбор веточек, листьев, мусора.
Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Кто скорее до флажка», «Кот и мышь».
Так мы станем юными экологами – юными защитниками природы, ведь природа в нашем доме, т.е. на Земле очень богатая.