Конспекты уроков
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с. С отниково- 2286098425 2017г. Те ма: Повторение изученного по теме" Имя числительное" . Тип урока: урок повторения и обобщения. Цели: - повторить, обобщить и систематизировать изученное по морфологии числительного; - закрепить навыки нормированного употребления числительных в устной и письменной формах речи; - развивать речь, память, творческое воображение, логическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость; - воспитывать любовь к русскому языку, желание глубже изучать родной язык. Оборудование: Доска. Раздаточный материал. Ход урока Организационный момент. 1. Приветствие. Чтение загадки. Я каждый день и каждый час Сказать готова, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. - Если вы отгадаете загадку, то сможете сформулировать тему нашего урока. О чём идет речь? ( Ответ учащихся) . 2. Объявление темы урока. 3. Оформление записи в тетрадь: дата, классная работа, тема урока. - Как вы думаете, ребята, какие цели будут стоять перед нами на уроке? ( Ответ учащихся) - Это заключительный урок по изучению имени числительного. Сегодня мы повторим морфологические признаки числительного, сделаем вывод, хорошо ли вы усвоили изученный материал. - Мы будем повторять материал теоретический и параллельно закреплять практической работой. - Сегодня наш урок будет построен в виде путешествия по станциям, которые вам необходимо б удет преодолеть. 1. Станция теоретическая. - Расскажите, что вы знаете об имени числительном? ( Что обозначает имя числительное, на какие вопросы отвечает? Какую синтаксическую функцию выполняют в предложении? ) - На какие две группы делятся все числительные? Что они обозначают? - Расскажите о правописании мягкого знака в числительных. - Назовите разряды количественных числительных. - Какие чис лительные называются простыми? Составными? С ложными? - Какие числительные называются порядковыми? 2. Станция «Корректор». Работа с раздаточным материалом. - Исправьте грамматические ошибки в предложениях. 1. Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью. ( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью. ) 2. Четверо студенток получают повышенную стипендию. ( Четыре студентки получают повышенную стипендию) . 3. Договор подписан обоими сторонами. ( Договор подписан обеими сторонами) . 4. У меня есть двое попугаев. ( У меня есть два попугая) . 5. Мы ехали пятеро дней. ( Мы ехали пять дней) . 6. Нас семь в одной квартире – вот так и живем. ( Нас семеро в одной квартире – вот так и живем) . 7) Двое белок собирали шишки. ( Д ве белки собирали шишки) . 8) В городе открыто семеро детских садов. ( В городе открыто семь детских садов) . 3. Станция синтаксическая. Работа у доски. - Сделайте синтаксический разбор предложений. 1. Семь не делится на пять без остатка. 2. Начался третий урок. 3. Семеро одного не ждут. Физкультминутка: Раз, два, три, четыре, пять –- 36195013335 Начинаем отдыхать. Раз и два – Покачалась голова! Раз, два, три – На соседей посмотри! А на счёт четыре- пять – Будем прыгать и скакать. А дойдём до цифры восемь – Снова сесть за парту просим. 4. Станция морфологическая. 1. Работа у доски. - Определите разряды числительных по значению, да нные словосочетания распределите на группы: Количественные Собирательные Порядковые Четверо друзей, двое сыновей, семеро козлят, вторая стрела, седьмое небо, трое ребят, первое свидание, три книги, третий лишний, семь раз отмерь, тридцать три богатыря, двенадцатая голова, десятое выступление, одиннадцатый том. 5334073660 2. С амостоятельная работа с таблицами. - З апишите имена числительные в таблицу. Простые Сложные Составные Пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, девятьсот восемьдесят восемь, три, тринадцать. 2926715212725- 280035212725 5. Станция «З анимательная грамматика». - Ребята, вам надо будет прочитат ь( отгадать) ребусы, а затем составить с этими словами предложение и записать его в тетрадь: 7- я 100- л е- 2 о- 5 пре2рительно вы3 1196340177800- Сейчас я вам прочитаю стихотворение- ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении. У про 100 го 100 рожа – Непро 100 рный дом. Ча100 в нем 100 ножка Бродит под 100 лом. Дорожит 100 ножка Чи 100 тою ног. И 100 личной ваксой Чистит 100 сапог Подведение итогов урока. - Ребята, наше путешествие по станциям числительного подошло к концу. Для того, чтобы лучше закрепить весь материал, сейчас вы напишите небольшой «Тест- опрос», а затем проверите себя. «Тес т- опрос» 1. Найдите числительное. А) шестидневка Б) двойка В) второй Г) пятерня 2. Найдите составное числительное А) пятнадцатого Б) двухмиллионный В) пятисотый Г) двести сорок пять 3. Найдите ошибку. Разряды, на которые делятся количественные числительные: А) числительные, обозначающие целые числа; б) собирательные числительные; в) порядковые числительные 4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются( найдите неверное утверждение) : а) по падежам; б) числам; в) временам; г) родам. 5. Выберите варианты ответов с количественными числительными: а) седьмой ученик; б) трое друзей; в) три дома; г) двадцать пять страниц; д) четырнадцать книг. 6. В каком ряду нет ошибки в употреблении числительного? А) семистами пятьюдесятью девятью Б) пятьюстами шестидесяти четырьмя В) двумястами семьюдесятью пятью Г) тремястами семидесяти тремя 7. В каком примере нет ошибки в употреблении числительного? А) с обеими мальчиками Б) обоих сестёр В) двое женщин Г) пятеро моряков 8. Какие существительные могут употребляться с числительным четверо: а) друзья, б) машины; в) котята; г) женщины; д) ножницы. 9. В каком слове на месте пропуска не пишется мягкий знак? А) сем… надцатью Б) восем … десят В) сем…сот Г) хочется надеят … ся 10. В каких из числительных в середине пишется ь: а) 60, б) 16, в) 500; г) 18; д) 900? 1- В 2425065241300 2- Г 3- В 4- В 5- В, Г, Д 6- В 7- Г 8- А, В, Д 9- А 10- А, В, Д- Чему научились на уроке, какие умения развивали? - Какие трудности встретились? СПАСИБО ЗА УРОК! ВЫ, МОЛОДЦЫ!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Сотниково- 230645052 Учитель русского языка и литературы: Леонихина Инна Сергеевна Занятие по внеурочной деятельности для учащихся 7 класса «Поэтическая мастерская» Цель занятия: создать условия для достижения личностных и метапредметных результатов через работу с поэтическими текстами. Личностные результаты: - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - интерес к письму, к созданию собственных текстов; - формирование прочного, устойчивого интереса к книге; - воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развития личности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать проблему( тему) и цели занятия; - способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; Познавательные УУД: - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - умение комментировать прочитанное; - расширять представления о творчестве писателя; - пересказывать прочитанное; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; - слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. Мотивационный настрой Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…- Писала в одном из своих стихотворений Анна Ахматова. - Я рада в идеть вас на нашем занятии под названием «Поэтическая мастерская». - Сегодня мы будем не только говорить о поэзии, но и попробуем себя в роли поэтов. Заглянем в особый мир, который откроется только чуткому, внимательному, неравнодушному к жизни человеку. Стихи бывают разные… Одно, словно кем- то встревоженный гром, С дыханием жизни врывается в дом, Смеется, у горла трепещет, И кружится, и рукоплещет. Другое, в полночной родясь тишине, Не знаю откуда крадется ко мне, Из зеркала смотрит пустого И что- то бормочет сурово. А есть и такие: средь белого дня, Как будто почти что не видя меня, Струятся по белой бумаге, Как чистый источник в овраге. А вот еще: тайное бродит вокруг – Не звук и не цвет, не цвет и не звук, – Гранится, меняется, вьется, А в руки живым не дается…- Поэту необходимы талант и вдохновение, чтобы создавать поэтические произведения, но для написания стихотворения требуется также знание элементов теории стихосложения. Мы немного познакомимся с этим, а так же через разнообразные формы работ научимся создавать стихи. Акмеисты считали: «Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи». «Цех поэтов» возглавлял Николай Гумилев, здесь он учил молодых поэтов стихосложению. 2. Актуализация знаний 1. Что такое поэзия? ( ответы детей) А вот что писали о поэзии сами известные поэты… Поэзия — это то, что нельзя выразить прозой. Поэзия — это мысль, замешанная на чувстве и облаченная в поэтическую форму. Поэзия — это то, что заключено( по В. Брюсову) «меж контуром и запахом цветка». Только поэзия способна уловить и передать тончайшие невидимые загадочные связи между человеком и человеческим; между человеком и вещественным, предметным, материальным; между человеком и живой природой; между человеком и космосом. Поэзия — это круто налившийся свист, это щелканье сдавленных льдинок, это ночь, леденящая лист, это двух соловьев поединок. ( по Б. Пастернаку) Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Я не смогу научить вас писать стихи, подобно тому, как учебник астрономии не научит создавать небесные светила. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества. Вы научитесь понимать стихи и правильно оценивать их. Без изучения поэзии нельзя писать стихи, этому нужно учиться так же долго и усердно, как играть на рояле. Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою анатомию и физиологию. 2. Рифма, виды рифмы Люблю я речки серебристой Хрустально- нежный разговор, И травки бархатный, душистый, С цветами скромными ковер На доске вы видите четверостишие из стихотворения" В деревне" Михаила Павловича Чехова, младшего брата Антона Чехова. Серебристой- душистый, разговор- ковер мы слышим сходное звучание окончаний строк. Как называется это явление? ( рифма) Что же такое рифма? Рифма – это соразмерности или созвучие окончаний стихов, важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой. Рифма не безразлична и к содержанию стихотворного произведения: она связывает слова, сходные по звучанию, но разные по значению, и заставляет соотносить понятия, традиционно относящиеся к разным сферам употребления. Какие же рифмы бывают? Парная( смежная) ААББ Перекрестная АБАБ Кольцевая( опоясная) АББА Прокомментировать примеры рифмы Еще есть внутренняя рифма – созвучие конечного слова в строке с одним из слов в середине строки: «У наших ушки на макушке! » ( М. Лермонтов) либо со словом в смежной строке Над тобой, над малой речкой, Над водой, чей путь далек …( А. Твардовский) Рифма Парная( смежная) С гнезд замахали крикливые цапли, А С листьев скатились последние капли, А Солнце, с прозрачных сияя небес, Б В тихих струях опрокинуло лес. Б А. Фет Рифма Перекрестная О край дождей и непогоды, А Кочующая тишина, Б Ковригой хлебною под сводом А Надломлена твоя луна. Б С. Есенин Рифма Кольцевая( опоясная) Как грустны сумрачные дни А Беззвучной осени и хладной! Б Какой истомой безотрадной Б К нам в душу просятся они! А С. Есенин ЗАДАНИЕ «Угадай- ка» На доске перед вами четверостишие. Дана только рифма. Определите, какая рифма и придумайте стихотворения с этой рифмой. 1. ……. …. берёзы ………. луга ………. грозы ………. снега Как я люблю свои березы, Свои леса, свои луга, И ночи летние, и грозы, И зиму с стужей, и снега! М. Чехов 2. ………. золотая ………. на пруду ………. стая ………. на звезду Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин 3. ………. где- то ………. луч ………. лето ………. туч Ливень, и буря, и где- то Солнца мелькнувшего луч… Русское, буйное лето, Месяцы зноя и туч! В. Брюсов Виды стихотворений- А теперь давайте вспомним, какие бывают стихотворения? ( ответы детей) Наряду с традиционными стихотворениями, поэзия знает много экспериментов в области строфики и фоники: фигурные стихи, акростих, тавтограммы и многое другое. С некоторыми видами таких стихотворений мы сейчас познакомимся. 1. Например, Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы стихотворных строк, прочитанные по вертикали, складываются в самостоятельное слово или фразу. Акростих рассчитан, прежде всего, на зрительное восприятие. * * * В алы стремят свой яростный прибой, А скалы все стоят неколебимо. Л етит орел, прицелов жарких мимо, Е два ли кто ему прикажет: «Стой! » Р азящий меч готов на грозный бой, И зов трубы звучит неутомимо. Ю тясь в тени, шипит непримиримо…( М. Кузьмин. «Валерию Брюсову») * * * У ходит зима, но мне ее не жаль, Х орошо, что с ней уходит печаль. О днако же были чудесные дни, Д ни доброты и игры ребятни. И жаль, что растают снега, Т ы же летом их не найдешь никогда. З ато уходит злая вьюга, И ветра лучшая подруга- М етель. Уйдет зима, чтобы вернуться, А грусть уснет, чтоб вновь проснуться. ( Акростих, написанный школьницей) Белый стих – нерифмованный стих. Я пришла к поэту в гости, Ровно в полдень, в воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз. ( А. Ахматова) 3. Фигурные стихи* * * штукой, гремя частенько и звеня меня! Этой бьет мама( фигурный стих( вид ремня) , написанный школьником) 4. Буриме – стихи, пишущиеся по заранее заданным( часто необычным) рифмам. Буриме получает популярность в легкой салонной поэзии 17- 18 веков. Название этой старинной игры позаимствовано из французского и означает «рифмованные концы». Игра в буриме состоит в быстром написании оригинального стихотворения по готовым рифмам. * * * Как- то раз наш молодец Золотой нашел ларец И отнес он во дворец. Царь не смог открыть ларец, И забрал ларец мудрец. Все гадал старик – мудрец, Как открыть чудной ларец? Вдруг в сердцах он пнул ларец, Впрыгнул оттуда зеленый огурец! ( Буриме) 3. Закрепление материала ЗАДАНИЕ 1( устно) Игра «Продолжалки». Педагог читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму, чтобы получилось смешное четверостишье. - Наяву или во сне …. - Шла собака по роялю, говоря примерно так. . . - Вы слыхали, на базаре Чудо- птицу продавали. . . - В зоопарке плачет слон Увидал мышонка он. . . - Удивляется народ, Почему сердит Федот? - Царь издал такой указ: «Всем боярам в тот же час. . . » ЗАДАНИЕ 2 «Слова, слова, слова» Выбирается ведущий. Все остальные берут ручки и по листу бумаги. Ведущий произносит какое- то слово. Остальные записывают на бумаге различные слова, рифмующиеся с названным словом, и желательно, чтобы их было побольше. Можно записывать как разрозненные слова, так и целые фразы. ЗАДАНИЕ 3 «Стихи – загадки» Педагог( или ребенок- ведущий) называет ребятам какое- то слово. Их задача – придумать загадку, ответом на которую было бы это слово. Игрок может придумать загадку самостоятельно, а также использовать уже известную. Например, ведущий называет слово «цветок». Игроки могут придумать такую загадку: Он растет в лесу и в поле Или в доме на окне. Коль его ты поливаешь — Распускается вдвойне… Ведущий говорит: «конфета». Загадка может быть похожа на следующую: Завернута в фантик яркий. Обычно бывает в подарке. Во рту от нее очень сладко, Когда она есть – все в порядке. ЗАДАНИЕ 4. «Акростих» Всей группой придумать акростих ЛЕТО ЗИМА ШКОЛА МОДА ВЕСНА Можно самостоятельно дополнить его второй частью. ЗАДАНИЕ 5 « Буриме» Предлагаем варианты задания: сочинить стихотворение соответствующей тематики на рифмы: патриотическое: знамя- пламя, порой – герой; лирическое: тебя- любя, просинь – осень; юмористическое: вот- бегемот, уши – груши; рекламное: лучший- случай, товар – навар; детское: мишка- шишка, плачет- значит. Придумать стихотворение в соответствии с этой темой. 4. Итог занятия- Чем занимались на занятии? - Что нового узнали? - Чем хотели бы заняться еще? - Что было особенно интересно и познавательно? 5. Рефлексия( дети самостоятельно заполняют листы рефлексии) Рефлексия по итогу занятия «Поэтическая мастерская» 1. То, что считаешь нужным, подчеркнуть или выделить- Я рад( а) , что смог( ла) посетить это занятие- Я не жалею, что пришел( а) на занятие- Я не очень доволен( а) занятием- Я зря потратил( а) свое время 2. Мне сегодня было интересно( не интересно) …. 3. Особенно понравилось… 4. В дальнейшем пригодится…. 5. Я получил( а) удовольствие от…. 6. Хотелось бы еще подробнее узнать о …. 7. Хотелось бы продолжать заниматься поэзией, писать стихи собственного сочинения( нужное выделить или подчеркнуть и объяснить почему) : - Да- Нет- Не знаю 8. Пожелание педагогу ПРИЛОЖЕНИЕ ПАМЯТКА ЮНОМУ ПОЭТУ( НЕДОСТАТКИ В СТИХОСЛОЖЕНИИ) Когда неоправданно много встречается одинаковых или однокоренных слов; Когда употребляются однокоренные глагольные рифмы( шел — подошел) ; Когда текст чрезмерно утяжелен причастиями( перенасыщенный, укоренившийся, напоминающий) ; Когда часто или постоянно используются чистые( весна — красна) рифмы или глагольные рифмы( шел — подошел) ; однокоренные рифмы: косолапый — лапой, поднес — перенес; Когда пользуются «избитыми», «примитивными» рифмами: любовь — кровь, туман — обман, слеза — глаза; Когда используются штампы, банальные, избитые словосочетания, рифмы, эпитеты, фразы и выражения( родные просторы, зеленая трава, «золотые руки») ; Когда обилие уменьшительных слов красивости, слащавости, сусальности( «платочек», «звездочка», «сыночек», «цветочек») ; Когда чрезмерная насыщенность, патетичность, лозунговость( «Пусть славится наш край Великими делами! ») ; Когда слишком впрямую описывается мысль, чувство( «я страдаю», «он переживает», «Я скучаю», «моя душа болит») ; Когда стихотворение строится на общих понятиях, общих местах, общих фразах( «Наш дом — Вселенная», «Любимая Отчизна — я твой сын», «философия жизни», «великолепная внешность», «классическая музыка», «блестящие знания») ; Когда текст перенасыщен восклицаниями, восхвалениями, восхищениями; Когда в стихотворении излишек пустого многословия и не хватает лаконизма, выверенности каждого отдельного слова, сжатости, емкости и глубины; Недостаток стихотворения — если в нем присутствует дидактичность, наставление, поучение, рекомендация; Когда стихотворение завершается выводом, «подведением черты», итога. Нежелательны сюжетность, повествовательность. 95821560325
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Сотниково- 4241244350 2018г Тема: «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»» Цели урока: - Показать мастерство Н. В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”. - Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы; - Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н. В. Гоголя. Задачи урока: формировать умение работать с текстом художественного произведения, выделять из текста необходимую информацию для характеристики образа литературного героя; уметь работать с классификационными и систематизирующими схемами и таблицами для характеристики образа персонажа; способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста; предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут иметь достаточно полное представление о помещиках- героях поэмы Гоголя, об их пороках и сохранившихся положительных качествах, приводить примеры; развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы; уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя; способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам; Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала. Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично- поисковый. Ход урока Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Н. В. Гоголь 1. Ор анизационный момент Приветствие. Сообщение темы урока. В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, представляющих лицо помещичьей России. Раскрывая характеры Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина, автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство. 2. Мотивация учебной деятельности Как известно, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов( 2 глава) , Коробочка( 3 глава) , Ноздрев( 4 глава) , Собакевич( 5 глава) , Плюшкин( 6 глава) . - Почему именно так? Часто ссылаются на слова Гоголя из “Четырех писем к разным лицам по поводу «Мертвых душ» ”( письмо 3- е) : “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого" . Одной из особенностей таланта Гоголя является «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что- нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя. - Я, надеюсь, что на уроке мы поучимся у Н. В. Гоголя «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй. 3. Работа по анализу образов помещиков. Литературный словарик. ОБРАЗ- воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира( образы природы, образы городов, образы вещей и т. д. ) . Образ – одна из основных категорий литературоведения. Класс разделен на 5 групп по 2 человека( по количеству глав, посвященных описанию помещиков) . На доске висят портреты помещиков( приложение 1) , учащимся необходимо их угадать, затем приступить к анализу образов помещиков. - Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Какие же они, хозяева жизни? Каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех. Для анализа образов помещиков предлагается план( Приложение 2 – рабочие листы) . 1) Портретная характеристика. 2 Изображение помещичьей усадьбы и отражение в ней характера героя. 3) Роль интерьера. 4) Отношение героя к хозяйству, крестьянам, сфера интересов. 5) Речевая манера и отражение в ней характера героя. 6) Отношение к продаже мертвых душ. 7) Каков герой? После выполнения задания каждый член группы делится информацией с членами группы, обсуждается общий вопрос. Затем ведущий в группе обобщает весь материал и делится своими знаниями уже со всем классом, учащиеся по ходу выступления заполняют таблицу “Образы помещиков”. Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Когда ведущий последней группы завершит свое выступление, класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях. Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя ( Реализация домашнего задания – представление коллажа об одном помещике) . - Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем? а) низкий культурный уровень; б) отсутствие интеллектуальных запросов; в) стремление к обогащению; г) жестокость в обращении с крепостными; д) нравственная нечистоплотность; е) отсутствие понятия о патриотизм. - Последовательность посещения персонажей поэмы Чичиковым не случайна: от помещика к помещику все глубже оскуднение человеческой души, поглощенной жаждой наживы или быссмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением « душами» других, богатством, землей, так с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель. » 4. Сходство Чичикова и помещиков. - Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков. Работа с таблицей. Помещик, его отличительная черта Как эта черта проявляется у Чичикова Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Ноздрёв- самовлюблённость Желание и умение всем нравиться Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич” Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик- Сейчас я каждому раздам таблицу( Приложение 3) , которую вам нужно будет заполнить, написать отличительную черту каждого помещика и соотнести эту черту с Чичиковым, как она проявляется у него. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? - Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым( любезного до слащавости, мечтательного человека) ; Коробочкой? ( мелочного, скупого человека) ; Ноздрёвым( дебошира, скандалиста) ; Собакевичем? ( заботящегося только о личной выгоде, грубого) ; Плюшкиным? ( скрягу) . - Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? Заключительное слово. - Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом! » Приложение 2 Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков у Собакевича. Визитка героя План характеристики образа: План Материалы Господский дом Усадьба. Деревня Портрет Хозяйство Интерьер Обед Отношение к предложению Чичикова Основные черты героя: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков у Плюшкина. Визитка героя План характеристики образа: План Материалы Господский дом Усадьба. Деревня Портрет Хозяйство Интерьер Обед Отношение к предложению Чичикова Основные черты героя: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков у Ноздрёва. Визитка героя План характеристики образа: План Материалы Господский дом Усадьба. Деревня Портрет Хозяйство Интерьер Обед Отношение к предложению Чичикова Основные черты героя: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков у Манилова. Визитка героя План характеристики образа: План Материалы Господский дом Усадьба. Деревня Портрет Хозяйство Интерьер Обед Отношение к предложению Чичикова Основные черты героя: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков у Коробочки. Визитка героя План характеристики образа: План Материалы Господский дом Усадьба. Деревня Портрет Хозяйство Интерьер Обед Отношение к предложению Чичикова Основные черты героя: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ П- 531696194310 риложение 1- 6119061804- 5828301805- 579822- 78406- 483568- 94448 Приложение 3 Помещик, его отличительная черта Как эта черта проявляется у Чичикова Манилов – Коробочка – Ноздрёв- Собакевич – Плюшкин