Конспект ОД: "Матрёшки"
Конспект занятия: «Матрёшки».
(пластилинография)
(старшая группа)
Цель: Обеспечение условиями для обогащения знаний детей о народной игрушке.
Задачи: познакомить детей с историей создания русской матрёшки;
развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшки;
развивать умение отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии;
воспитывать интерес к народной игрушке.
Методические приемы:
- Словесный – вопросы, объяснение, обобщение ответов детей.
- Наглядные – показ способов лепки с объяснением.
- Игровой.
- Методы мотивации и стимулирования деятельности - поощрение.
Материал: плотный картон желтого цвета с силуэтом матрёшки, набор
цветного пластилина, стека, игрушка – матрёшка, иллюстрации с
изображением матрёшек, сундучок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением матрёшек разных видов;
рассматривание деревянных матрёшек в группе;
игры с народными игрушками;
чтение стихов о цветах;
прослушивание русской народной музыки.
Ход занятия.
1.Организационная часть
На столе воспитателя стоит сундучок.
Воспитатель. Дети, а в моем волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все живут друг в дружке
А всего одна игрушка.
Что это за игрушка? (Матрёшка.)
Воспитатель. Правильно отгадали. Получите отгадку из сундучка.
Воспитатель достает матрёшку и пока раскрывает ее, декламирует стихотворение:
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притерту. –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные вряд сестры-куколки стоят.
- Дети, а вы знаете, как появилась матрёшка. Кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте.
Веселая игрушка – расписная матрёшка родилась очень давно, более 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел у японских детей игрушку – неваляшку, внутри которой вкладывалась такая же кукла, только маленькая. И художник выдумал для детей необычную куклу с сюрпризом и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и назвал ее Матрёшей, старым русским именем. Так и родилась матрёшка.
- Давайте внимательно рассмотрим матрёшку.
Это семеновская матрёшка, она изготовлена в г. Семенове (Нижегородской обл.) На голове у нее…(разноцветный платочек), весь фартук занимают букет цветов, самый главный цвет. (Ответы детей.)
- В настоящее время росписью матрёшек во многих областях (городах) России. Ребята, а матрёшка пришла к нам в гости с портретами своих подружек.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением матрёшек.
Воспитатель. Эта матрёшка Загорская из г.Загорска. Матрёшка в сарафане, кофточка на ней с вышивкой. На голове… (платочек) украшенный росписью.
- Следующая матрёшка Полхово-Майдановская из г.Полховский Майдан (в Нижнегородской обл.) У этой матрёшке нет сарафана и фартучка. Вместо этого условный овал, на котором ….(яркие цвета, цветок шиповника), на голове полушалок.
- Чем похожи матрёшки из разных городов? ( Ответы детей: платочки, элементы-цветы, одежда, яркие краски).
- У каждого мастера матрёшка имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Роспись матрёшек становилась все красочней и разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Матрёшки становились известным Русским сувениром.
- Ребята, а еще есть авторские матрёшки. Их изготавливают и художники и любители по собственному желанию, какую хотят. У нашей матрёшки есть такие подружки. На их фартучках изображены сюжеты народных сказок. (Демонстрирует иллюстрации.)
Подвижная игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.(говорком)
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь
2. Практическая часть.
Воспитатель. Ребята, а вы бы хотели изобразить свою матрёшку? Сегодня мы будем изображать матрёшку необычным способом – разноцветным пластилином, затем оформим выставку матрёшек. Вот только где мы ее разместим? ( В музей.) А сейчас посмотрите этапы выполнения матрёшки.
Показ изготовления матрёшки.
Воспитатель. А теперь ребята, вы каждый изготовит свою матрёшку.
Работа детей.
3 Заключительный этап.
Воспитатель. Получились настоящие русские матрёшки, этой работой можно украсить нашу группу, и у вас будет всегда хорошее настроение.
Рефлексия:
- Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые! Вам понравилось расписывать матрёшек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрёшке? (Ответы детей). Кто из художников придумал матрёшку? (Ответы детей.) Сувениром, какой страны является матрёшка? (Ответы детей). Молодцы, вы потрудились очень хорошо. За то, что вы старались и изготовили таких красивых матрёшек, я приготовила вам награды – «медали», на которых написано «Мастер». Вы их заслужили!
Оформление выставки.