Информационная карта проекта по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого-
с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в
любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему,
ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев.
Сроки реализации: 25.10.2017 г.-03.11.2017 г.
Тип проекта: информационный, творческий, тематический.
Возраст детей: средняя группа.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы №3, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он, не задумываясь, ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья» Поэтому было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина».
Цель проекта: Прививать детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему поселку, стране, людям, проживающим в ней. Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательную деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большой страны;
- воспитывать уважительное отношение к наследию родной страны;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- воспитывать патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
- познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемые результаты:
1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (пополнение методической копилки воспитателей).
- Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
- Обогащение предметно – развивающей среды группы по нравственно – патриотическому развитию детей.
Дети будут знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: посёлок; достопримечательности родного посёлка и их значимость;
- государственную символику (знать флаг, герб РФ);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- разные виды народно-прикладного искусства;
- приобщены к истокам народной культуры, традициям.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап, включает в себя:
Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;
Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
Основной этап, включает в себя:
Привлечение родителей к оказанию помощи;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Рисование рисунков;
Проведение с детьми бесед.
Заключительный этап.
Проведение развлечения «Россия- дружная страна».
План работы с воспитанниками.
Образовательная область |
Формы и работы методы |
Социально-коммуникативное развитие. |
Рассматривание карт: поселка, страны. Д/И: «Путешествие по Кантемировке», «Собери флаг», «Найди лист берёзы» Беседы «Профессии», «Моя армия». |
Познавательное развитие. |
Беседы: «Что такое Родина?», «Русская берёзка – символ Родины моей», «Моя малая родина – Кантемировка», «Природа Воронежской области», «Достопримечательности нашего поселка». Д/И «Дикие животные», «С какого дерева листик» |
Речевое развитие |
Р/И: Продолжи: «Я люблю свой город,…»( страну) «В моей семье…»(живут, любят заниматься). Беседы «Моя страна родная. Государственная символика»; «Моя семья. Профессии моих родителей»; «Наш детский сад. Правила поведения». Рассказывание русских народных сказок с использованием различных видов театра. Слушание стихов: С.Есенин «Белая берёзка», В.Степанов «Что мы Родиной зовём», «Родина» Т. Боковой |
Художественно-эстетическое развитие. |
Рассматривание альбома «Народы России». Рисование: «Флаг моей страны». Аппликация: «Ветка рябины». Конструирование «Улица: дома и дороги». Слушание РНП «Во поле берёзка стояла» . Пословицы: «Жить – Родине служить», «Нет в мире краше Родины нашей», «Москва- всем городам мать». |
Физическая культура |
П/и: «Горелки», «Гуси – лебеди», «Пчёлы». Гимнастика, импровизация на тему «Богатыри». Физические упражнения на прогулке. Игры народные: «Ручеек», «Горелки», «Каравай». |
План работы с родителями воспитанников
- Консультации: «С чего начинается Родина», «Семейные традиции»
- Подбор фотографий: «Мой город», «Наш семейный отдых»; художественной литературы.
Вывод:
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, также нравственных и патриотических. «Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека».
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.В дальнейшей работе мы планируем:
- разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
- подготовить консультации для родителей;
- участвовать в конкурсах.