a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Автор: Страхова Надежда Геннадьевна Опубликовано: 2017-11-21 16:38:01

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад общеразвивающего вида №17 » «Мини- музей в детском саду, как итог проектной деятельности с родите лями » 577215444500 Выполнила: Страхова Н. Г. г. Свирск – 2016 г. Содержание: Введение. …………………………………………………………………. . 3 Третий раздел пункт 3. 2. 5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ………………. . 3 Практическая часть ……………………………………………. . . …………4 Заключение …………………………………………………………………5 Список литературы …………………………………………………. . . ……6 Введение П роектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов, я не исключение. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Метод проектов способствует не только развитию познава тельных навыков детей, умений самостоятельно кон струировать свои знания, ориентироваться в инфор мационном пространстве, разви вать критическо е и творческое мышления, но и помогает разнообразить работу с родителями. Итогом каждого проекта в моей работе является организация тематического мини- музея. Идея создавать мини- музей после каждого проекта родилась у меня после прочтения статьи на сайте Маам. ру «Музей в детском саду». Я задалась вопросом: «Ч асто ли наши дети бывают в музее? » Мы провели анкетирование с родителями и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во- первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы ш и ничего не поймут, чего зря время тратить». А, во- вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Мы решили совместно с родителями создать и воплотить в жизнь проект «Музейный комплекс в ДОУ». Третий раздел пункт 3. 2. 5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Проектная деятельность является не только излюбленной формой работой, но и позволяет реализовывать ФГОС. Об этом свидетельствует Раздел 3 п ункт 3. 2. 5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Практическая часть Цель проекта « Музейный комплекс в ДОУ »: Формирование культурно- эстетических компетенций дошкольников посредством создания мини- музеев в детском саду. Задачи проектной деятельности 1) Вовлечь воспитателей, родителей и детей в совместную деятельность по созданию мини- музеев в детском саду; 2) Раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка и взрослого, сформировать суждения и оценки, вызвать интерес к посещению музеев; 3) Разработать план по созданию и использованию мини- музеев; 4) Сформировать у детей элементарные представления о создании музейной коллекции, прививать интерес к экспонатам мини- музеев, воспитать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества; Этапы реализации проекта В процессе создания мини- музея в группе педагоги реализуют себя как дизайнеры, художники, музеевед ы, историк и. Всю работу можно разделить на три этапа. 1. Взрослые и дети, следуя своим моде лям, создают мини- музеи в группе. 2. Родители приносят экспонаты, помогают в оформлении. 3. Воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники по желанию становятся экскурсоводами. Для начала мы выпустили брошюры « Роль музеев в воспитании » в котором не только прописали теорию, но и предоставили информацию об интересных, на наш взгляд музеях Иркутской области. Затем приступили к созданию мини- музея в группе. Создание мини- музея – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное. Вовлечение воспитанников и их родителей в совместную деятельность по созданию мини- музеев значительно повышает качество воспитательного процесса. Место для хранения коллекций доступно для детей, т. е. в любой момент ребенок имеет возможность полюбоваться предметами, потрогать, пообщаться со све рстниками. Все экспонаты эстетично оформленных и расположены он и на специальных полочке. При организации работы по коллекционированию у детей формируется бережное отношение к экспон атам. Экспонаты используют в разных видах деятельности дошкольников. При формировании элементарных математических представлений дети закрепляют представления о величине( высоты, длины) в возрастающем или убывающем порядке. Использование экспонатов в изобразительной деятельности помогает воспитывать у детей стремление передать красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились. Также коллекции используются в качестве развивающей речевой среды и расширении представлений у детей о многообразии окружающего мира. Каждый ребенок старается пополнить какую- нибудь из коллекций очередным экспонатом. Наши родители поддерживают детей в этом увлекательном занятии. В нашем ДОУ собрано достаточное количество экспонатов для тематических мини- музеев, и с егодня я х очу рассказать вам о некоторых из них. Совместно с родителями собрано несколько видов коллекций, которые имеют общее название « Народн ое творчество ». В него входят такие коллекц ии как « Русская матрешка », « Росписи Ро с сии», « Глиняная игрушка» и др. Мини- музей «Русская матрешка » Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрешка с истори ей ее возникновения. Мини- музей «Росписи России» Цель: Формировать представления о росписях России, о истории их возникновения. Мини- музей « Глиняная игрушка » Цель: Воспитывать интерес к народным промыслам, расширя ть представлени е о глиняной игрушке и народной росписи. Мини музей «Домашние животные» Цель: расширить представления детей о домашних животных, познакомить со сказками о них, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным. Мини музей « Мир часов » Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Мини музей « Фотоаппараты » Цель: Познакомить детей с фотоаппаратами, развивать интерес замечать все необычное и красивое и фиксировать на камеру Мини- музей « Театральная кукла » Цель: Приобщение детей к миру театра. Заключение Важная особенность мини- музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини- музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини- музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини- музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини- музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Здесь так же прослеживается реализация ФГОС, так как мини- музеи являются доступными, вариативными, трансформируемыми, все это требования ФГОС к предметно- развивающей среде( Раздел 3. 3 Требования к развивающей предметно- пространственной среде пункт 3. 3. 4) . Мини- музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Мы надеемся, что музей, коллекции войдут в жизнь наших детей и интерес к ним не угаснет на протяжении всей дальнейшей жизни. Список литературы Педагогическое проектирование в дошкольном учреждении( методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольных учреждений) . - Калачинск, 2008 Пантелеева Л. В. Музей и дети. М. : Издательский Дом «Карапуз», 2000. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М. : РИК, 2006. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М. : Высшая школа, 2004.

Рекомендуем посетить с детьми: Музей истории города Свирска 025400015240047307500 Тематические экспозиции музея города Свирска Музей деревянной скульптуры «Лукоморье»- 1047759588500 «Музей часов» г. Ангарск 2952755397500 МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №17» 254020637500 « РОЛЬ МУЗЕЕВ В ВОСПИТАНИИ » На сегодняшний день проблема духовного воспитания детей является одной из наиболее важных и актуальных. В современных условиях роль музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что напрвления их работы достаточно обширны, что позволяет активно включать музей в целостных образовательный, воспитательный процесс. Музей, как известно, это прежде всего память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Определение  музея в словарях дается по разному. но смысл один. Являясь научно- исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи собирают, изучают и сохраняют историко- культурое наследие, содействуют повышению культурно- образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. Музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возм ожность личного переживания. По существу, музей, " является школой вещей, школой визуального пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные зна чения и факт их рукотворности" . Музей в понимании современной музеологии- это особая образовательная среда. Музей не" иллюстрирует" историю, не учит ей, а формирует у человека личные отношения к т ем или иным историческим фактам, непосредственный контакт с музейным предметом помогает формированию исторической сознательности человека, под которой понимают" осмысление человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым и будущим" . Задача музея- сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию. Наиболее значительными задачами музеев  в сфере образования, согласно мировой тенденции, являются: - развитие способности извлекать информацию из первоисточника на основе наблюдения явлений природы или осмотра предметов материальной среды; - формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с творениями природы или предметами материальной среды; - привитие навыков самостоятельного обучения; - мотивация процесса обучения. Ради осуществления этих задач музей устанавливает партнерство со школами и детскими садами. И одной из наиболее значительных тенденций в деятельности музея является включение школ и ДОУ в учебный процесс на основе планирования совместной деятельности. И в заключение хочется отметить, что одна из главных задач, которая стоит сегодня перед нами, педагогами и родителями- это воспитание нац ионально- сознательного человека. осведомленного в вопросах истории и культуры Отечества, небезразличного к наследию своих предков. Систематическое же посещение музеев на протяжении б удет содействовать пропаганде историко- культурного наследия.  

Оставить комментарий: